Дидактические игры и упражнения по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)
Продолжая читать детям каждый день, педагог должен повторять с ними программные русские народные сказки, обязательно объясняя, что побудило его повторно прочитать то или иное произведение. («Пытала я, пытала вас, желая проверить, помните ли вы, какие слова использовались в сказке при описании упавших водоносов, которым под ноги кинулся заяц, но ничего не выяснила. Придется мне еще раз читать сказку „У страха глаза велики“, ваше внимание проверять»; «Говорите, что отлично сказку помните? Тогда скажите, как в сказке „Маша и медведь“ заканчивается этот отрывок: „А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробке...» (Машенька сидит – живехонька и здоровехонька).)
С детьми необходимо повторять стихи (стихотворные строчки) на закрепление правильного произношения звуков в словах. Эти стихи представлены в планах занятий и в приложении.
С детьми надо играть в игры по мотивам художественных произведений, например, по произведениям А. Пантелеева «Карусели», Е. Благининой «И вот этак, и вот так»
Целесообразно на занятиях и вне их, работая с одним ребенком или двумя-тремя детьми, проводить дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек» (называние качеств предметов), «Добавь (подскажи) словечко» (образование слов по аналогии), «Что изменилось» (характеристики пространственных соотношений), «Скажите тигренку (или любой другой игрушке) как будешь заботиться о нем» (импровизированные диалоги) и т. п. Занятие по развитию речи младшая группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры и упражнения по развитию речи | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения по развитию речи
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
Цель. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой
«У страха глаза велики» (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и
конец сказки.
Ход занятия
Используя разные приемы (напоминание отрывка, демонстрация иллюстрации в книге,
обложки), воспитатель побуждает детей вспомнить названия знакомых им русских народных
сказок: «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Снегурушка и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц».
(Эта часть занятия продолжается не более 4–5 минут.)
Педагог напоминает малышам, что это русские народные сказки, созданные очень давно:
«Эти сказки читали и рассказывали вашим прабабушкам, бабушкам, мамам. И никто не знает,
когда и кто их сочинил».
Воспитатель сообщает название новой русской народной сказки «У страха глаза велики».
Интересуется, что такое страх, и читает сказку.
Педагог дает детям возможность поделиться впечатлениями.
«Я очень люблю эту замечательную сказку. А вам она понравилась?» – интересуется
воспитатель и напоминает начало сказки: «На краю деревушки (так называют деревню, в
которой мало домов) в маленькой избушке жили бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курица - хвостушка (не хвастушка, а хвостушка) да мышка-хлопотушка».
Воспитатель уточняет, кто жил в деревушке: «Бабушка-старушка, внучка (хохотушка),
курица...(хвостушка)да мышка...(хлопотушка) » (.Параллельно малыши упражняются в
отчетливом произношении слов со звуком х .)
Педагог просит воспроизвести концовку сказки (не предлагая детям объяснить смысл фразы,
этот разговор лучше оставить до прогулки): «У страха глаза велики – чего нет, и то видит».
Интересуется, не забыли ли дети, как плескалась вода в ведрах (трех-тре-ех) и что она
«приговаривала», капая на землю (плех - плех, кап-кап-кап).
Примечание. Желательно рассмотреть с детьми иллюстрированные издания сказки.
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое
упражнение на звукопроизношение
(дидактическая игра «Что изменилось»)
Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее
тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и
отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение
предметов).
Первый вариант
Ход занятия
Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе,
помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на
девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»
Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики» [15], дает детям возможность
обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что
название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить
интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины
понравилось.
«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить... (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»
Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).
«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что...» (Высказывания детей.)
Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе.
Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.
Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свите Орне, везет полный грузовик кубиков». Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).
Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал...(медведь), внучке померещился...(волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть... (лиса), а мышке померещился... (кот-разбойник)». Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет...» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех - трех, плех- плех), подражая интонациям воспитателя.
Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).
Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.
Второй вариант
Ход занятия
Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие
воспитатель. – Она называется „Дети играют“. Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»
Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.
«Дети из крупных кубов и пластин строили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?
В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.
Перед аркой остановилась... (большая синяя грузовая машина). В кузове... (кубики).
Почему стоит машина? Да, арка узкая для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает грузовой машине. (Она показывает, где лучше объехать забор.)
У забора стоит еще одна машина. Опишите (Не. е очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)
А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»
Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых отличный забор. Забор этот с красной аркой.
К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом. Вот беда! Узковатая арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.
Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя доставит его на концерт».
Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактические игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста
В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребенок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных...
Дидактические игры и упражнения по развитию речи
Развитие речевого общения, развитие делового эмоционального общения....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ОКРУЖАЮЩЕМ
У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе общения со взрослым обога...
Дидактические игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни
Игры по развитию речи в средней группе...
Дидактические игры и упражнения по развитию речи в подготовительной к школе группе
Словесные игры и упражнения по развитию речи помогают совершенствовать речь как средство общения; формируют умение детей без раздражения отстаивать свою точку зрения; помогают осваивать формулы словес...
Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...
Дидактические игры и упражнения для развития речи и звукопроизношения детей 3-4 лет.
Развитие речевого дыхания Игра «Чей пароход лучше гудит?» Краткое описаниеКаждому ребенку дают чистый пузырек. Воспитатель говорит: «Дети, послушайте, как гудит мой пузырек, если я в него подую. ...