«В гости к дедушке Фольклору»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Александровна Ручина

Закрепление знаний о жанрах и видах русского народного творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_dedushke_folkloru.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе
«В гости к дедушке Фольклору»

Интеграция: коммуникация, физическое развитие, экологическое воспитание, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Цель:

  • закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;
  • познакомить с характерными чертами русского фольклора.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
  2. Закреплять умение слушать художественное произведение.
  3. Упражнять в умении выразительно читать наизусть потешки.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок.
  2. Развивать двигательную активность путём использования здоровьесберегающих технологий.
  3. Развивать артикуляционный аппарат.
  4. Развивать любознательность, речевые умения.

Воспитывающие:

  1. Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой-либо проблемной ситуации.
  2. Воспитывать сопереживание, желание помочь.
  3. Воспитывать интерес к культурному наследию народа.

Предварительная работа:

Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т.д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками чтение и заучивание потешек: «Пошёл котик на торжок», «Тили-бом, тили-бом…» «Тень-тень-потетень».

Материал:

  1. Убранство русской избы (печь, стол, лавочки, самовар, чугунок, плетень).
  2. Письма с заданием.
  3. Компьютер. проектор, экран, музыкальный центр.
  4. Маски для инсценировки игры (волк, кошка, лиса, дед, бабка, собачка).
  5. Угощение.

Ход НОД:

Дети заходят в зал и оказываются в старинной избе.

Воспитатель: Куда это мы попали ребята?

(Ответы детей)

Воспитатель: Мы находимся в русской избе.

Воспитатель: Ой. А что это?

(находим сундучок)

Воспитатель: Дети Кто мог его оставить? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. И кто здесь живёт. (воспитатель открывает сундучок и находит письмо. достает его). Вот чудеса (читает) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я приготовил вам сюрприз. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час! Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Что такое «фольклор»?

Дети: Потешки, прибаутки, считалки, заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Воспитатель: Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

А давайте внимательно посмотрим вокруг, может найдем ещё какие-нибудь подсказки.

(на столе рассматривают самовар и находят записку под грелкой-курицей)

«Здравствуйте, мои друзья! Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка.
Я приехать не смогла, так как много дел у меня.

А для вас я приготовила загадки. Желаю успехов!»

  1. Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Беседа с детьми о том, как они догадались, дальнейшее прослушивание.

  1. Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)
  2. Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в селе кур крадёт. (лиса)
  3. Я в России был рождён,

Для тепла был сотворён.

У меня в жаровне жар,

По краям клокочет вар.

Собирается родня

Посидеть вокруг меня,

Посидеть, чайку попить,

По душам поговорить. (самовар)

  1. Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота.

Воспитатель: Ребята, мы все загадки отгадали. Молодцы! Давайте дальше поищем подсказки. Про что была последняя загадка? Про печку.

Давайте на ней поищем задание.

Печь в избе – самое главное? Без неё в избе жить невозможно.

В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?

Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.

Воспитатель: Правильно, дети! Но это ещё не всё чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка
с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.

Послание:

«Здравствуйте ребята это я тётушка – скороговорка. Очень хочу проверить умеете ли вы скороговорки говорить Всех скороговорок не переговоришь, а вы попробуйте. Дети, вы знаете скороговорки?»

Дети отвечают.

Воспитатель: А какие вы знаете скороговорки? Проговорите их, пожалуйста.

Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение.

Скороговорки:

  1. Мама мыла Милу мылом
  2. У ёлки иголки колки.
  3. За – за прилетела стрекоза.
  4. Во дворе трава, на траве – дрова
  5. Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

Воспитатель: А в чём варили суп на Руси? Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?

Предполагаемые ответы детей: – Чугунок.

Воспитатель: Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки.

Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, т.к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник!

возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.

Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. Давайте посмотрим может там новое задание (тарелочка с яблочком) на экране.

Воспитатель: Ой, здесь же поговорки и пословицы, но не простые, а спрятанные в картинках!

Пословицы и поговорки:

На слайде картинки, изображающие пословицы «Гусь свинье не товарищ», «Когда я ем, я глух и нем», «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Семеро одного не ждут».

Воспитатель: В старину много работали и мужчины и женщины, уставали,
а отдыхать им помогала весёлая игра:

Коли народ невесел,

Низко голову повесил.

Знаю я, нужна игра,

Распотешиться пора!

Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».

(все водят хоровод, приплясывают и поют)

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялись весь день.

Лиса: Похвалялась лиса

Всему лесу я краса,

И пушиста и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Жучка: Похвалялась Жучка –

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка.

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор –

У меня скотины двор:

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

И гуляли мы весь день.

Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули, а скажите из чего плели плетень? Из веток дерева. А где же дерево.

Дети показывают на дерево.

Воспитатель: Да, Дерево необычное, волшебное! Что на нам растёт?

Дети: Баранки.

Воспитатель: Вот и тот сюрприз, о котором нам писал дедушка Фольклор! Но, ребята, нам с вами необходимо выполнить последнее задание, для того, чтобы получить угощенья. Смотрите, на листиках нашего волшебного дерева надписи. (смотрит) Всё понятно – загадки про сказки. смотрите внимательно.

Сказочные загадки в картинках на слайдах дети угадывают сказки.

Находят ещё одно письмо

Дед Фольклор: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях? А куда я вас приглашал? А без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?

Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их. А я посмотрю, как вы внимательно слушали!

(дети в избе находят предметы быта старины и называют их)

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.

Воспитатель:

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

Ребята, вы отлично справились с заданием! Мы с вами прошли нелёгкий путь. Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!» вот и вас приглашаю за стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия В гостях у Дедушки Фольклора

Интегрированное занятие "В гостях у Дедушки Фольклора" моделирует ситуацию приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, в частности, показывает самобытность народа, которая проявляется...

Конспект развлечения для детей старшей группы "В гости к дедушке Фольклору"

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, про...

Музыкальный проект семейного клуба "Лебедушка" по направлению "Родительская культура". Тема: "В гости к дедушке Фольклору"

Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений ...

Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»

Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»Цель: Закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества.Задачи:1.     Извлечь инфор...

"В гостях у дедушки Фольклора"

Сценарий фольклорных посиделок для детей старшего возраста....

План проекта «В гости к дедушке Фольклору» для детей старшей группы

данное занятие знакомит детей старшей группы с жанрами русского народного фольклора...

Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей второй младшей группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»с. Красноармейское  Красноармейского района Чувашской Республик...