«В гости к дедушке Фольклору»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Закрепление знаний о жанрах и видах русского народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_gosti_k_dedushke_folkloru.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по развитию речи в средней группе
«В гости к дедушке Фольклору»
Интеграция: коммуникация, физическое развитие, экологическое воспитание, музыкальное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Цель:
- закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества;
- познакомить с характерными чертами русского фольклора.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы.
- Закреплять умение слушать художественное произведение.
- Упражнять в умении выразительно читать наизусть потешки.
Развивающие:
- Развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок.
- Развивать двигательную активность путём использования здоровьесберегающих технологий.
- Развивать артикуляционный аппарат.
- Развивать любознательность, речевые умения.
Воспитывающие:
- Формировать умение выслушивать других детей, при обсуждении какой-либо проблемной ситуации.
- Воспитывать сопереживание, желание помочь.
- Воспитывать интерес к культурному наследию народа.
Предварительная работа:
Использование устного народного творчества в повседневной жизни детей при кормлении, одевании, умывании, укладывании спать и т.д. Рассматривание иллюстраций, книг с русскими народными сказками чтение и заучивание потешек: «Пошёл котик на торжок», «Тили-бом, тили-бом…» «Тень-тень-потетень».
Материал:
- Убранство русской избы (печь, стол, лавочки, самовар, чугунок, плетень).
- Письма с заданием.
- Компьютер. проектор, экран, музыкальный центр.
- Маски для инсценировки игры (волк, кошка, лиса, дед, бабка, собачка).
- Угощение.
Ход НОД:
Дети заходят в зал и оказываются в старинной избе.
Воспитатель: Куда это мы попали ребята?
(Ответы детей)
Воспитатель: Мы находимся в русской избе.
Воспитатель: Ой. А что это?
(находим сундучок)
Воспитатель: Дети Кто мог его оставить? Давайте откроем его и узнаем, от кого он. И кто здесь живёт. (воспитатель открывает сундучок и находит письмо. достает его). Вот чудеса (читает) «Здравствуйте, дорогие ребята! Я приготовил вам сюрприз. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи! В добрый час! Ваш дедушка Фольклор». Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Что такое «фольклор»?
Дети: Потешки, прибаутки, считалки, заклички, дразнилки, поговорки, пословицы, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Воспитатель: Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили,
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
А давайте внимательно посмотрим вокруг, может найдем ещё какие-нибудь подсказки.
(на столе рассматривают самовар и находят записку под грелкой-курицей)
«Здравствуйте, мои друзья! Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка.
Я приехать не смогла, так как много дел у меня.
А для вас я приготовила загадки. Желаю успехов!»
- Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)
Беседа с детьми о том, как они догадались, дальнейшее прослушивание.
- Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)
- Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в селе кур крадёт. (лиса)
- Я в России был рождён,
Для тепла был сотворён.
У меня в жаровне жар,
По краям клокочет вар.
Собирается родня
Посидеть вокруг меня,
Посидеть, чайку попить,
По душам поговорить. (самовар)
- Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота.
Воспитатель: Ребята, мы все загадки отгадали. Молодцы! Давайте дальше поищем подсказки. Про что была последняя загадка? Про печку.
Давайте на ней поищем задание.
Печь в избе – самое главное? Без неё в избе жить невозможно.
В старину говорили: «Печи нет – жизни нет». Почему так говорили? Как вы понимаете? А для чего нужна печь в доме?
Предполагаемые ответы детей: В печи готовили еду, пекли хлеб. На печке сушили грибы, ягоды и разные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Правильно, дети! Но это ещё не всё чем служила печь человеку много лет назад. Печь не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка
с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
Послание:
«Здравствуйте ребята это я тётушка – скороговорка. Очень хочу проверить умеете ли вы скороговорки говорить Всех скороговорок не переговоришь, а вы попробуйте. Дети, вы знаете скороговорки?»
Дети отвечают.
Воспитатель: А какие вы знаете скороговорки? Проговорите их, пожалуйста.
Дети проговаривают скороговорки, по желанию с повтором на ускорение.
Скороговорки:
- Мама мыла Милу мылом
- У ёлки иголки колки.
- За – за прилетела стрекоза.
- Во дворе трава, на траве – дрова
- Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
Воспитатель: А в чём варили суп на Руси? Что хозяин в печку ставит? Кто из вас, ребята, знает?
Предполагаемые ответы детей: – Чугунок.
Воспитатель: Правильно, чугунок! Были в избе и чугунки, и горшки.
Чугунок был незаменим в хозяйстве. По весу он тяжёлый, т.к. сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился! Давайте рассмотрим его и попробуем его поднять. Тяжёлый? А как же можно было достать чугунок из печки? Здесь нужен другой помощник!
возле русской печки всегда стоит ухват, которым хозяйка легко доставала горячие чугунки со щами и кашей.
Затем чугунок с пищей ставили на стол и все мыли руки и вытирали их вот таким полотенцем, которое называется – рушник, а затем кушали приготовленную еду. Давайте посмотрим может там новое задание (тарелочка с яблочком) на экране.
Воспитатель: Ой, здесь же поговорки и пословицы, но не простые, а спрятанные в картинках!
Пословицы и поговорки:
На слайде картинки, изображающие пословицы «Гусь свинье не товарищ», «Когда я ем, я глух и нем», «Без труда не вытащить и рыбку из пруда», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Семеро одного не ждут».
Воспитатель: В старину много работали и мужчины и женщины, уставали,
а отдыхать им помогала весёлая игра:
Коли народ невесел,
Низко голову повесил.
Знаю я, нужна игра,
Распотешиться пора!
Инсценировка потешки «Тень-тень-потетень».
(все водят хоровод, приплясывают и поют)
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялись весь день.
Лиса: Похвалялась лиса
Всему лесу я краса,
И пушиста и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Жучка: Похвалялась Жучка –
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка.
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор –
У меня скотины двор:
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
И гуляли мы весь день.
Воспитатель: Ребята, мы с вами поиграли, отдохнули, а скажите из чего плели плетень? Из веток дерева. А где же дерево.
Дети показывают на дерево.
Воспитатель: Да, Дерево необычное, волшебное! Что на нам растёт?
Дети: Баранки.
Воспитатель: Вот и тот сюрприз, о котором нам писал дедушка Фольклор! Но, ребята, нам с вами необходимо выполнить последнее задание, для того, чтобы получить угощенья. Смотрите, на листиках нашего волшебного дерева надписи. (смотрит) Всё понятно – загадки про сказки. смотрите внимательно.
Сказочные загадки в картинках на слайдах дети угадывают сказки.
Находят ещё одно письмо
Дед Фольклор: Понравилось ли вам, ребятки, у меня в гостях? А куда я вас приглашал? А без чего в избе жизни нет? А что больше всего понравилось?
Вы найдите предметы быта, которые служили в старину, покажите и назовите их. А я посмотрю, как вы внимательно слушали!
(дети в избе находят предметы быта старины и называют их)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
А теперь гости дорогие, гости званные да желанные проходите за стол, да отведайте угощение.
Воспитатель:
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Ребята, вы отлично справились с заданием! Мы с вами прошли нелёгкий путь. Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!» вот и вас приглашаю за стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия В гостях у Дедушки Фольклора
Интегрированное занятие "В гостях у Дедушки Фольклора" моделирует ситуацию приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры, в частности, показывает самобытность народа, которая проявляется...
Конспект развлечения для детей старшей группы "В гости к дедушке Фольклору"
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, про...
Музыкальный проект семейного клуба "Лебедушка" по направлению "Родительская культура". Тема: "В гости к дедушке Фольклору"
Фольклор – основное средство народной педагогики. Народная педагогика – это учебный предмет и вид деятельности взрослых по воспитанию подрастающего поколения, совокупность и взаимосвязь представлений ...
Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»
Конспект открытого занятия на тему: «В гости к дедушке Фольклору»Цель: Закрепить знания детей о жанрах и видах русского народного творчества.Задачи:1. Извлечь инфор...
"В гостях у дедушки Фольклора"
Сценарий фольклорных посиделок для детей старшего возраста....
План проекта «В гости к дедушке Фольклору» для детей старшей группы
данное занятие знакомит детей старшей группы с жанрами русского народного фольклора...
Кружок по ознакомлению с устным народным творчеством «В гостях у дедушки Фольклора» для детей второй младшей группы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Чебурашка» комбинированного вида»с. Красноармейское Красноармейского района Чувашской Республик...