НОД "Времена года"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Самойленко Ольга Ивановна

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ и ИКТ технологии

Занятие в подготовительной группе: «Времена года»

          Составители конспекта НОД:

                          ( Гаус Елена Владимировна, воспитатель, МАДОУ №10)

                               ( Самойленко Ольга Ивановна, воспитатель, МАДОУ №10)

Реализация образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

НОД проводится с  использованием  современных образовательных технологий ТРИЗ и ИКТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ и ИКТ технологии

Занятие в подготовительной группе: «Времена года»

        

                                                                             Составители конспекта НОД: 

                          ( Гаус Елена Владимировна,           воспитатель, МАДОУ №10)

                               ( Самойленко Ольга Ивановна, воспитатель, МАДОУ №10)

Реализация образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

  • НОД проводится с  использованием  современных образовательных технологий.

Методы и формы реализации Программы-

  • применения новых современных форм работы с детьми;
  • интегрированной образовательной деятельности;
  • проблемная ситуация;
  • игровые обучающие ситуации
  • Обьяснительно-иллюстративные  методы,
  • Разнообразие видов деятельности.

Цель:  Создание благоприятных условий для детей. Закрепление изученного материала.

Задачи:

  • Учить детей последовательно и логично выражать собственное мнение;
  • Выявлять  причинно-следственные связи;
  • Активизировать качественный словарь;
  • Активировать в речи детей употребление прилагательных;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • Развивать творческую активность и воображение детей;
  • развивать образность речи;
  • Активизировать способность детей находить положительные и отрицательные качества  в явлениях окружающего  мира;
  • Систематизировать знания детей  о временах года, месяцах;
  • Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти.
  • Закрепить умение детей задумывать и реализовывать содержание своей работы;
  • Воспитывать познавательный интерес, умение слушать друг друга;
  • воспитывать любовь к природе  бережное отношение к первоцветам, аккуратность и самостоятельность в работе;
  • Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа: беседы о временах года, рассматривание сюжетных картинок с изображением природы в разное время года, разгадывание загадок о временах года и сезонных явлениях, наблюдения на прогулках, чтение Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году», В.Степанов «Время года», чтение и просмотр сказки «12 месяцев», просмотр презентаций.

Оборудование:  презентация «Причина-следствие»,  разрезные картинки с изображениями зимы, аудиозаписи музыкальных классических произведений о весне – по выбору воспитателя, волшебная палочка, презентация «Четверней лишний».

Технические средства обучения: ноутбук, проектор.

  • звуковое сопровождение классического произведения о весне;
  • компьютерная презентация через проектор;

 I. Вводная часть

  • Игра – приветствие
  • Отгадывание загадки.

II. Основная часть

  • Дидактическая игра «Собери картинку»
  • Чтение стихотворение про весну;
  • Дидактическая игра «Причина-следствие»;
  • Дидактическая игра «Четвертый лишний»
  • Физкультминутка « Ранняя весна»;
  • Дидактическая игра «Это правда или нет? »;
  • Пальчиковая гимнастика: «Времена года»;
  • Нетрадиционное рисование «Подснежники»;

III. Завершение (рефлексия)

  • подведение итогов занятия.

Ход занятия в  подготовительной группе детского сада.

Стоят  в кругу на паласе

Игра приветствие:

 Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ребята садимся на стульчики.(на паласе)

Ребята я сегодня получила приглашение в гости, но чтоб узнать к кому, нужно отгадать загадку.

Загадка: Гостьи к нам пришли: седая,

            А за нею — молодая,

            Третья ярко расцветает,

            А четвёртая рыдает. (Зима, весна, лето, осень)

Ответы детей:  Зима, весна, лето, осень

Воспитатель: Правильно , а как можно назвать их одним словом?

Ответы детей: Времена года.

Воспитатель: Молодцы ребята, нас пригласили в гости времена года. Давайте вспомним сколько их всего?

Ответы детей: 4 времени года, Зима, Весна, Лето и Осень

Ребята принимаем приглашение от времен года?

Дети: Да

Воспитатель: Палочкой волшебной я сейчас взмахну, и в страну волшебную вас перенесу! Вот ребята мы и в волшебной стране.

Воспитатель: Ребята посмотрите на столе какие то конверты. Хотите их открыть и посмотреть , что в них?

Дети: Хотим. (проходят к столам)

Воспитатель: Ребята что это такое?

Дети: пазлы.

Воспитатель: Что можно с ними сделать?

Дети: собрать

Воспитатель: правильно вам  нужно их собрать, и тогда узнаем в какое время года мы попали?

Дети: собираю пазлы и отвечают в какое время года они попали. Это зима. В каждом времени года есть месяца, напомните сколько их, и назовите.

Дети: три, назвают  Декабрь, январь, февраль. (дети садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, нас встречает второе время года.  Кто подскажет, а  какое сейчас время года?

Дети: Весна.

Воспитатель: Назовите месяца Весны.

Дети: Март, Апрель, Май.

Воспитатель: Правильно ребята. Сейчас мы с вами находимся в гостях у весны. Ребята послушайте стихотворение Федора Тютчева «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,

Прошла ее пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит Зиму вон —

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Скажите, с кем поэт сравнивает весну?

Дети: С девочкой – «прекрасное дитя»

Воспитатель: Представьте, а если б  весна ожила и превратилась в девушку. Что вы можете рассказать о ее характере? Какая она?

Дети: Веселая, игривая, красивая, добрая, милая, светлая, радостная, смелая…

Воспитатель: Как вы думаете, почему она не боится зимы? Ведь в стихотворении поэт сравнивает зиму с ведьмой, в всем известно, что ведьма -   злая старуха?

Дети: Весна смелая, решительная, теплая, она знает, что зима должна уйти. Пришло время весны.

Воспитатель: Конечно вы правы, пришло время весны. Вы рады?

Дети: Да

Воспитатель: отправляемся в гости к следующему времени года. А в какое давайте отгадаем загадку.

« Это пора всем любима за то,

      Что нам не нужен ни плащ, ни пальто,

   Что жаркое солнце и можно купаться

                       И с этой порой очень трудно прощаться.     

Дети: Лето

Воспитатель: Правильно, мы в гостях у лета. Назовите месяца Лета.

Дети: Июнь, июль, август.

Воспитатель: Правильно дети.  А не хотели б вы со мной поиграть в игру «Четверней лишний»?

Дети: Хотим

Воспитатель: все внимание на экран.

(Презентация)

Молодцы дети, вы справились с заданием. Лето хочет чтоб вы немного отдохнули. Хотите?

Дети: Да

Физминутка «Ранняя весна»

На снегу косые тени.   (подскоками двигаются по кругу руки на поясе)

Разгулялся день весенний. (меняют направление движения, идут широкими шагами)

Тени длинными шагами

 По сугробам ходят с нами.   (идут с высоким подниманием  колена, меняю направление движения )

Вдруг  глубокие следы

Стали полными воды.        (останавливаются)

 Солнце топит снег и лед,   (поднимают руки вверх, тянуться)

 А сосулька слезы льет.     (прыжки на носочках)

Стужа кончилась. Ура!    (подскоками двигаются по кругу)

Нам весну встречать пора.

(проходят садятся на стульчики)

Воспитатель: Мы с вами отправляемся дальше, и оказались в четвертом времени года, посмотрите на экран какое время года изображено?(слайд 2)

Дети: Осень.

Воспитатель: Назовите месяцы Осени

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Правильно ребята.

Воспитатель: Осень приготовила для вас задание.

Дидактическая игра «Причина – следствие».

Причина – одно из времён года. Следствия– признаки времён года. (презентация )все внимание на экран

Дети выбирают одно из времён года, Затем подбирают признаки, которые подходят к выбранному времени года и рассказывают.

Воспитатель: Молодцы ребята, у нас осталось еще одно задание от всех времен года: Поиграем в игру «Это правда или нет»

Я сейчас прочитаю стихотворение, в вы должны слушать внимательно, чтобы заметить, чего на свете не бывает.

«Это правда или нет»

Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ: это правда или нет?

Дети должны назвать все нелепицы и изменить текст, так чтобы стало правильно.

Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием.  А теперь скажите мне сколько всего получилось месяцев в году?

Дети: 12 месяцев в году

Воспитатель: Назовите их по порядку.

Дети: отвечают.

Воспитатель: Ребята, а подскажите мне, какой первый цветок распускается весной?

Дети: Подснежник

Воспитатель: Ребята, я а не хотели бы вы нарисовать подснежники и подарить их нашим временам года.

Дети: Да

Воспитатель: Но сначала  разогреем ваши руки.

Пальчиковая гимнастика «Времена года»

Круглый год

Круглый год, круглый год!

(Сжимают в кулачок пальцы правой руки и вращают

большим пальцем.)

За зимой весна идет,

А за весною следом

Торопится к нам лето.

И у кого не спросим -

Идет за летом осень.

А за осенью сама

Вновь идет, спешит зима.

(Поочередно соединяют большой палец с остальными

(на каждое время года). Повторяют другой рукой).

Выполнение детьми нетрадиционного рисования «Подснежник» (играет музыка )

Воспитатель: Дети посмотрите, что находиться на ваших столах.

Дети: На столах у нас  лежат листы бумаги, восковые мелки: желтого, зеленого, черного и белого цветов, акварель, баночки с водой и кисточки.

Воспитатель: Для начала, рисуем на листе восковым карандашом стебельки и листочки. Затем рисуем белым восковым карандашом рисуем лепестки. Под цветком рисуем  на листе восковым карандашом рисуем проталинку голубым цветом. В углу можно нарисовать солнце. Когда, все это выполнили,  последний этап рисунка, это акварель. Наносим нежные цвета, делая мазки кисточкой с одного края листа до другого.

Рисунок, который мы с вами нанесли восковыми карандашами остается нетронутым. А общий рисунок приобретает красивый фон.

Воспитатель: Ребята, какие чудесные получились у вас работы.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться! Скажите вам понравилось наше путешествие?

Ответы детей:

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего? Что было сложным?

Ответы детей:

Воспитатель: Волшебной палочкой взмахну и в группу вас верну.1 ,2,3 палочка волшебная верни нас в группу. До свидания. Вот  мы и в группе.

Литература:

  1. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд.2-е, ООО Издательство «Детство-Пресс», 2013
  2. О.С. Ушакова. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников, М.: ТЦ Сфера,2016
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: «Детство-Пресс,2015
  4. О.М. Ельцова, Л.В. Прокопьев . Реализация содержание образовательной области «Речевое развитие» в формате игровых обучающих ситуаций. Подготовительная к школе группа. СПб.: Детство Пресс, 2016.
  5.  https://infourok.ru/konspekt-otkrytogo-integrirovannogo-zanyatiya-s-ispolzovaniem-triz-tehnologii-v-podgotovitelnoj-gruppe-tema-chetyre-volshebnicy-4188666.html
  6. https://www.art-talant.org/publikacii/31191-konspekt-nod-dlya-podgotovitelynoy-k-shkole-gruppy-udivitelynye-gostyi-s-elementami-triz-tehnologii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Развитие речи ребенка четвертого года жизни(3-4 года)

Этот материал можно использовать в виде выступления  на родительском собрании в детском саду. Материал содержит описание возрастных особенностей детей 3-4 года жизни в норме: развитие активного с...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.

Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения  в 2012 -13 учебном году....

Тема: «Времена года. Осень».Тема: «Времена года. Зима».Тема: «Времена года. Весна».

Формирование представлений детей о времени года (зима).Формирование представлений детей о времени года (весна).Формирование представлений детей о времени года (осень)....