Консультация "Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Клочкова Татьяна Львовна

Дошкольный возраст  – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.  Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому развитию речи детей в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание.

В ходе диагностики детей по речевому развитию пришлось столкнуться  с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогло решить ряд проблем в данном направлении.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Золушка»

                       

Консультация

Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников

                                       

                                                               Автор: воспитатель первой категории

 Клочкова Татьяна Львовна

Рассказово, 2022 .

      В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. И наше дошкольное учреждение в этом не исключение. В саду работают два логопеда, которые  непосредственно занимаются с детьми коррекцией речевых нарушений, но количество детей, нуждающихся в помощи специалистов и в общеобразовательных группах, с каждым годом увеличивается.

 Дошкольный возраст  – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.  Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому развитию речи детей в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание.

В ходе диагностики детей по речевому развитию пришлось столкнуться  с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогло решить ряд проблем в данном направлении.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей группы и детского сада.

Экспериментирование пронизывает все виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное коммуникативную.

     Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях. Даже если в ходе исследования ребёнок робко и неуверенно сказал 2-3 слова – это уже хорошо, т. к. он вступил в сложный процесс общения внутри сообщества детей. Важно так же создать ситуацию успеха. («Вы уже много знаете и умеете, поэтому у вас всё получится»).                                                                                                             Игры-эксперименты являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций – всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению сенсомоторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует высказывания, тем самым способствует развитию коммуникативной функции речи. 

При моделировании занятий познавательного цикла использую игры-эксперименты, как части занятий в разных видах деятельности, а также на прогулках, в режимных моментах, в играх и совместной деятельности с детьми.                                                                                                                      Во время изобразительной деятельности  предложила нарисовать в подарок Фунтику воздушные шары его любимых цветов (фиолетовый, оранжевый, зелёный),  но открыв коробочки, дети обнаружили, что все краски пропали, а остались только: жёлтая, красная и синяя краска. Дети очень расстроились, тогда я предложила попробовать смешивать разные краски на палитре поочерёдно для получения названных оттенков. В процессе эксперимента дети сделали вывод, что разные оттенки можно получить путём смешивания красок.

Во время экспериментирования с бумагой,  дети узнали не только её свойства (рвётся, мнётся, намокает),  но и непосредственное применение той или иной бумаги (картон; писчая, акварельная, копировальная бумага) в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании из бумаги).

   Проводя занятие по конструированию «Мост для пешеходов» дети обнаружили, что нет пластины для перекрытия.  Говорю им, чтобы положили сверху лист бумаги и посередине поставили какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между кубиками. Дети возмущены и расстроены.  Предлагаю взять бумагу и сложить ее гармошкой. Гармошку кладем на кубики и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка стоит устойчиво и по мосту могут пройти пешеходы. Радость и эмоции были безграничны.

Этот опыт с бумагой  продемонстрировал  детям зависимость физических свойств бумаги от ее формы. После этого не раз наблюдала, как ребята в своих играх используют вместо пластины гармошку из бумаги.

Знакомя детей с овощами и фруктами,  использовала игры – эксперименты: «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Определи на ощупь», «Определи, из чего сделан салат».  Во время,  которых  дети учились использовать прилагательные: сладкий, кислый, кисло – сладкий, сладковатый, ароматный, резкий, мягкий, твердый, хрустящий, сочный. И уже в повседневной жизни, в игровой деятельности, во время приёма пищи дети самостоятельно оперировали этими словами. А на занятиях по развитию речи из цикла описательных рассказов по теме «Овощи - фрукты», дети учились загадывать загадки, используя свой непосредственный опыт с предметами на основе своих тактильных, вкусовых и зрительных восприятий.

На занятии по ЗОЖ, обратила внимание детей на то, как человек научился сохранять фрукты зимой.  Предложила попробовать сушеные и консервированные фрукты, выпить компот.  Все вместе кушали и сравнивали, чем отличаются эти продукты.  Ребята учились находить один и тот же фрукт, по-разному приготовленный, определять разницу на вкус. В ходе беседы выявили, что их можно сушить, консервировать, варить. Во фруктах находится много витаминов, которые полезны нашему организму, но полезнее всего свежие фрукты в них сохранены все витамины.

Дошкольники очень любят играть с водой и песком.  В процессе игр и исследований («Волшебное сито», «Чьи следы», «Испечём угощение», «Песчаный конус», «Волшебный рисунок» и др.) дала понять детям свойства песка, что он состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в  мокрый. Создавая детям условия для разнообразных действий с водой, помогаю им выделить из множества признаков и качеств предметов,  наиболее существенные и доступные для восприятия  («плавает»«тонет»«намокает»«лёгкий»«тяжёлый»).

    Сегодня игра с песком и песочная терапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике. Они помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

       Знакомя детей с кухонной посудой и её назначением, посредством сказки «Золушка», предложила помочь героине сказки попасть на бал, перебрав крупу (манная  смешана с рисовой, а гречневая с горохом).  Дети отметили, что в ручную  это делать очень долго. Тогда при рассматривании кухонной посуды, предложила найти предметы, которые нам помогут. В результате этого эксперимента, дети познакомились с разными видами круп и  приобрели умение использовать сито и друшлаг.

А во время завтрака, спросила, какие яйца дали детям, варёные или сырые. Как понять? Предложила вращать варёное и сырое яйцо, как волчок. Обратила внимание, что варёное яйцо крутится быстрее, а сырое медленнее. Разгадка была во внутреннем строении яйца. Сырое яйцо содержит внутри жидкие белок и желток, которые болтаются и не дают яйцу раскрутиться, тормозят его. На следующий день многие дети рассказывали, что показали этот опыт дома родителям.

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы  мама и папа поддерживали его интересы.

 Чтобы  вовлечь родителей в образовательный процесс в ходе опытно-экспериментальной деятельности проводила консультации, беседы, родительские собрания, на стенде в  родительском уголке размещала памятки, рекомендации. 

На  сайте группы, в сети  Ватсап,  была размещена информация для родителей на тему:  «Занимательные опыты и эксперименты в домашних условиях», «Опыты и эксперименты, как часть игры», «Учение с увлечением».

На начальном этапе  привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольники, в процессе экспериментирования, имеют возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Создана  мини – библиотека, в которой собрана вся интересная литература, связанная с опытами и экспериментами, коллекции открыток о природе и камнях.

Наш уголок для самостоятельного детского экспериментирования

оснащён природными материалами (камешки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, засушенные листья, семена фруктов и овощей, различные крупы); бросовым материалом (пробки, проволока, контейнеры из под киндер сюрпризов, деревянные катушки, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет); приборами – помощниками (увеличительное стекло, песочные часы); красителями (акварельные краски, ягодный сироп); прочим материалом (зеркала, воздушные шары, соломинки для коктейля, сито, друшлаг, ванна для игр с песком и водой); игровым оборудованием (игры на магнитной основе «Рыбалка», «Одень куклу», теневой театр и др.).

Благодаря тесному контакту педагогов и родителей наша группа стала победителем и заняла 1 место в конкурсе «Лучший опытно-экспериментальный центр дошкольного образовательного учреждения».

Дети с удовольствием проводят время в нашем  уголке, продолжая познавать всё новые свойства и качества, связи и зависимости. А новые знания рождают новые вопросы.

Детское экспериментирование и развитие речи непосредственно    связаны друг с  другом. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимоотношение педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если… ". Постепенно речь детей становиться более грамотной, содержательной, выразительной, правильно построенной. Думаю, что это и есть цель моей работы.

 

Список используемой литературы:

Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь», 2006

Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой

Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.

Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»

Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....

Выступление "Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников"

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своё в...

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»

Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия....

Консультация для родителей "«Влияние изобразительной деятельности на развитие речи дошкольника»

                 На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается слова...

" Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника"

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...

Доклад к педсовету «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический с...

Консультация для родителей: "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников"

laquo;Театр - это волшебный мир. Он даек т уроки волшебной красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...