Консультация "Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Клочкова Татьяна Львовна

Дошкольный возраст  – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.  Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому развитию речи детей в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание.

В ходе диагностики детей по речевому развитию пришлось столкнуться  с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогло решить ряд проблем в данном направлении.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Золушка»

                       

Консультация

Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников

                                       

                                                               Автор: воспитатель первой категории

 Клочкова Татьяна Львовна

Рассказово, 2022 .

      В последние годы отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей дошкольного возраста. И наше дошкольное учреждение в этом не исключение. В саду работают два логопеда, которые  непосредственно занимаются с детьми коррекцией речевых нарушений, но количество детей, нуждающихся в помощи специалистов и в общеобразовательных группах, с каждым годом увеличивается.

 Дошкольный возраст  – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логически строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.  Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Поэтому развитию речи детей в нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание.

В ходе диагностики детей по речевому развитию пришлось столкнуться  с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение. Применение опытно-экспериментальной деятельности в работе с детьми помогло решить ряд проблем в данном направлении.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.

Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения. Радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую любознательность, ответить самому на сто тысяч «Почему? Зачем? Как? Что будет, если…?». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику нашей группы и детского сада.

Экспериментирование пронизывает все виды деятельности: игровую, познавательную, трудовую, творческую, а самое главное коммуникативную.

     Чем глубже познаётся мир, тем лучше формируется речь и, наоборот, чем лучше речь ребёнка, тем более глубоко он может рассказывать о своих наблюдениях, о своих познаниях. Даже если в ходе исследования ребёнок робко и неуверенно сказал 2-3 слова – это уже хорошо, т. к. он вступил в сложный процесс общения внутри сообщества детей. Важно так же создать ситуацию успеха. («Вы уже много знаете и умеете, поэтому у вас всё получится»).                                                                                                             Игры-эксперименты являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания проблемных ситуаций – всегда веду непрерывный разговор с детьми. Такая организация совместной деятельности способствует приобретению сенсомоторного опыта, пробуждает творческую активность, стимулирует высказывания, тем самым способствует развитию коммуникативной функции речи. 

При моделировании занятий познавательного цикла использую игры-эксперименты, как части занятий в разных видах деятельности, а также на прогулках, в режимных моментах, в играх и совместной деятельности с детьми.                                                                                                                      Во время изобразительной деятельности  предложила нарисовать в подарок Фунтику воздушные шары его любимых цветов (фиолетовый, оранжевый, зелёный),  но открыв коробочки, дети обнаружили, что все краски пропали, а остались только: жёлтая, красная и синяя краска. Дети очень расстроились, тогда я предложила попробовать смешивать разные краски на палитре поочерёдно для получения названных оттенков. В процессе эксперимента дети сделали вывод, что разные оттенки можно получить путём смешивания красок.

Во время экспериментирования с бумагой,  дети узнали не только её свойства (рвётся, мнётся, намокает),  но и непосредственное применение той или иной бумаги (картон; писчая, акварельная, копировальная бумага) в разных видах деятельности (рисовании, аппликации, конструировании из бумаги).

   Проводя занятие по конструированию «Мост для пешеходов» дети обнаружили, что нет пластины для перекрытия.  Говорю им, чтобы положили сверху лист бумаги и посередине поставили какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Правильно, она падает между кубиками. Дети возмущены и расстроены.  Предлагаю взять бумагу и сложить ее гармошкой. Гармошку кладем на кубики и сверху ставим фигурку. Теперь фигурка стоит устойчиво и по мосту могут пройти пешеходы. Радость и эмоции были безграничны.

Этот опыт с бумагой  продемонстрировал  детям зависимость физических свойств бумаги от ее формы. После этого не раз наблюдала, как ребята в своих играх используют вместо пластины гармошку из бумаги.

Знакомя детей с овощами и фруктами,  использовала игры – эксперименты: «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Определи на ощупь», «Определи, из чего сделан салат».  Во время,  которых  дети учились использовать прилагательные: сладкий, кислый, кисло – сладкий, сладковатый, ароматный, резкий, мягкий, твердый, хрустящий, сочный. И уже в повседневной жизни, в игровой деятельности, во время приёма пищи дети самостоятельно оперировали этими словами. А на занятиях по развитию речи из цикла описательных рассказов по теме «Овощи - фрукты», дети учились загадывать загадки, используя свой непосредственный опыт с предметами на основе своих тактильных, вкусовых и зрительных восприятий.

На занятии по ЗОЖ, обратила внимание детей на то, как человек научился сохранять фрукты зимой.  Предложила попробовать сушеные и консервированные фрукты, выпить компот.  Все вместе кушали и сравнивали, чем отличаются эти продукты.  Ребята учились находить один и тот же фрукт, по-разному приготовленный, определять разницу на вкус. В ходе беседы выявили, что их можно сушить, консервировать, варить. Во фруктах находится много витаминов, которые полезны нашему организму, но полезнее всего свежие фрукты в них сохранены все витамины.

Дошкольники очень любят играть с водой и песком.  В процессе игр и исследований («Волшебное сито», «Чьи следы», «Испечём угощение», «Песчаный конус», «Волшебный рисунок» и др.) дала понять детям свойства песка, что он состоит из отдельных песчинок, которые могут передвигаться относительно друг друга. Между песчинками в сухом песке находится воздух, а в мокром песке – вода. Вода склеивает песчинки. Именно поэтому сухой песок можно пересыпать, а мокрый – нет, зато из мокрого песка можно лепить. По этой же причине в сухой песок предметы погружаются глубже, чем в  мокрый. Создавая детям условия для разнообразных действий с водой, помогаю им выделить из множества признаков и качеств предметов,  наиболее существенные и доступные для восприятия  («плавает»«тонет»«намокает»«лёгкий»«тяжёлый»).

    Сегодня игра с песком и песочная терапия, становится все более популярной в психологической, психотерапевтической и педагогической практике. Они помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию речи, произвольного внимания и памяти.

       Знакомя детей с кухонной посудой и её назначением, посредством сказки «Золушка», предложила помочь героине сказки попасть на бал, перебрав крупу (манная  смешана с рисовой, а гречневая с горохом).  Дети отметили, что в ручную  это делать очень долго. Тогда при рассматривании кухонной посуды, предложила найти предметы, которые нам помогут. В результате этого эксперимента, дети познакомились с разными видами круп и  приобрели умение использовать сито и друшлаг.

А во время завтрака, спросила, какие яйца дали детям, варёные или сырые. Как понять? Предложила вращать варёное и сырое яйцо, как волчок. Обратила внимание, что варёное яйцо крутится быстрее, а сырое медленнее. Разгадка была во внутреннем строении яйца. Сырое яйцо содержит внутри жидкие белок и желток, которые болтаются и не дают яйцу раскрутиться, тормозят его. На следующий день многие дети рассказывали, что показали этот опыт дома родителям.

Как известно, ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимодействия между родителями и педагогами. Для ребенка важно, чтобы  мама и папа поддерживали его интересы.

 Чтобы  вовлечь родителей в образовательный процесс в ходе опытно-экспериментальной деятельности проводила консультации, беседы, родительские собрания, на стенде в  родительском уголке размещала памятки, рекомендации. 

На  сайте группы, в сети  Ватсап,  была размещена информация для родителей на тему:  «Занимательные опыты и эксперименты в домашних условиях», «Опыты и эксперименты, как часть игры», «Учение с увлечением».

На начальном этапе  привлекла родителей к работе по поиску информации и иллюстративного материала, к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Благодаря родителям, у нас появилась мини лаборатория, в которой дошкольники, в процессе экспериментирования, имеют возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, исследователями, первооткрывателями. Создана  мини – библиотека, в которой собрана вся интересная литература, связанная с опытами и экспериментами, коллекции открыток о природе и камнях.

Наш уголок для самостоятельного детского экспериментирования

оснащён природными материалами (камешки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, засушенные листья, семена фруктов и овощей, различные крупы); бросовым материалом (пробки, проволока, контейнеры из под киндер сюрпризов, деревянные катушки, формочки-вкладыши от наборов шоколадных конфет); приборами – помощниками (увеличительное стекло, песочные часы); красителями (акварельные краски, ягодный сироп); прочим материалом (зеркала, воздушные шары, соломинки для коктейля, сито, друшлаг, ванна для игр с песком и водой); игровым оборудованием (игры на магнитной основе «Рыбалка», «Одень куклу», теневой театр и др.).

Благодаря тесному контакту педагогов и родителей наша группа стала победителем и заняла 1 место в конкурсе «Лучший опытно-экспериментальный центр дошкольного образовательного учреждения».

Дети с удовольствием проводят время в нашем  уголке, продолжая познавать всё новые свойства и качества, связи и зависимости. А новые знания рождают новые вопросы.

Детское экспериментирование и развитие речи непосредственно    связаны друг с  другом. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимоотношение педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если… ". Постепенно речь детей становиться более грамотной, содержательной, выразительной, правильно построенной. Думаю, что это и есть цель моей работы.

 

Список используемой литературы:

Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками. / Центр педагогического образования, 2012

Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь», 2006

Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л. Н. Прохоровой

Тугушева Г.П. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика 2001 г.

Материалы Интернет-сайтов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Влияние экспериментальной деятельности на развитие речи дошкольников»

Экспериментирование - это метод близкий к идеальному. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам....

Выступление "Влияние художественной деятельности на развитие речи дошкольников"

Научно установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Великий немецкий мыслитель И. Кант сказал в своё в...

«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников»

Участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия....

Консультация для родителей "«Влияние изобразительной деятельности на развитие речи дошкольника»

                 На занятиях по изобразительной деятельности и конструированию решаются специальные задачи по развитию речи детей, обогащается слова...

" Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольника"

Процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержат...

Консультация для родителей: "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников"

laquo;Театр - это волшебный мир. Он даек т уроки волшебной красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»Б. М. Теплов...

Консультация "Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников"

консультация Влияние театрализованной деятельности на развитие речи дошкольников...