Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра голоса по развитию речи.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Упражнения на развитие тембра (высоты) голоса
Упражнение № 1 «Угадай, кто позвал»
Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного, звука комплекса. Педагог предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
Упражнение №2 «Повтори так-же»
Педагог предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко) АВ – АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.
Упражнение №3 «В гостях у сказки»
Педагог предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- - Кто ел из моей чашки?
- - Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме?
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Упражнение № 4 «Измени звуки»
Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Педагог предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:
Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.
Упражнение №6 «Колокольчик»
В лесу, на опушке, живет колокольчик
Толстый и важный, ворчливый всегда.
Лишь только проснется, в лесу раздается
Его недовольное грубо ЛА-ЛА
Соседки его на тоненьких ножках
В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА
Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,
Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА
Упражнение №7 «Мы шагаем»
Упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения. Воспитатель предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:
Большие ножки
Шли по дорожке.
ТОП-ТОП-ТОП
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ
Упражнение №8 «Кто кем становится»
Воспитатель предлагает ребенку, используя тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.
Жил – был маленький ЩЕНОК.
Он подрос, однако.
А теперь он не щенок-
Взрослая…. (СОБАКА)
ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем
Подрастал и стал…. (КОНЕМ).
БЫК, могучий великан,
В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)
Толстый увалень БАРАН-
Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)
Этот важный КОТ пушок-
Маленьким…. (КОТЕНКОМ)
А отважный ПЕТУШОК-
Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)
А из маленьких гусят
Вырастают…..УТКИ
Специально для ребят, тех, кто любит шутки
Упражнение №9 "Кто боится прививки?"
Предметные картинки выкладывают перед детьми.
Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.
Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
Упражнение №10 "Угадай-ка"
Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.
Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
У меня живет котенок?
Упражнение №11 «Разговор овощей»
Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.
Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.
Горох: « Ох! Ох! Ох»!
Тыква: « Ква! Ква! Ква!»
Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»
Репа: « Па! Па! Па!»
Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.
(Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)
Упражнение №12 «Ворона»
Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)
«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)
Каркала певица,
Охрипла и потом
Стала петь беззвучно
И с закрытым ртом.
«Кар-р, ка-а-арр…»
Упражнение №13 «Рыбка»
Вдалеке, вдалеке плавает карась в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)
Вдалеке, вдалеке сомик плавает в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»
Упражнение №14 «Грибная семья»
Меж еловых мягких лап (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)
Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)
Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)
Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст
Дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....
Картотека дидактических игр и упражнений в средней группе «Развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук»
Здесь собраны дидактиченские игры на развитие слухового внимания...
Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра (высоты) голоса
В представленной авторизованной картотеке содержатся дидактические игры и упражнения, направленные на развитие тембра (высоты) голооса....
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
Представлена картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста, которую может распечатать педагог (воспитатель, учитель-дефектолог и др), залами...
Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста
Картотека дидактических игр и упражнений с Блоками Дьенеша...
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста.
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития детей раннего возраста....
Картотека дидактических игр и упражнений с блоками Дьенеша для сенсорного развития
для детей раннего возраста...