Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра (высоты) голоса
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа) на тему
В представленной авторизованной картотеке содержатся дидактические игры и упражнения, направленные на развитие тембра (высоты) голооса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 1»
КАРТОТЕКА
дидактических игр и упражнений
для развития тембра (высоты) голоса
Автор: воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 1» Новосельцева Елена Алексеевна |
г. Краснодар
2016 г.
Упражнения на развитие тембра (высоты) голоса
Упражнение № 1 «Угадай, кто позвал»
Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
Упражнение №2 «Повтори так-же»
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко) АВ – АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т.п.
Упражнение №3 «В гостях у сказки»
Взрослый предлагает ребенку сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- - Кто ел из моей чашки?
- - Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме?
При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок – изображения трех разных медведей. Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.
Упражнение № 4 «Измени звуки»
Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.
А – плачет, кричит девочка
А – показывают горло врачу
А – поет певица
А – качаем малыша
А - девочка укололась иголкой
О – удивилась мама
О – стонет бабушка
О – поет певица
О – потягивается папа
О – кричит охотник в лесу
У – гудит пароход
У – звучит дудочка
Упражнение № 5 «Измени звуки»
Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ:
Громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний:
И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п.
Упражнение № 6 «Измени звуки»
Петь звуки и назвать звуки в сочетаниях
АУ УАИ
УА АИУ
АИ АУИ
ИА ИУА
ИУ ИАУ
УИ УИА
Пример: АУИ: 1 –А, 2 –У, 3 –И.
Упражнение №7 «Колокольчик»
В лесу, на опушке, живет колокольчик
Толстый и важный, ворчливый всегда.
Лишь только проснется, в лесу раздается
Его недовольное грубо ЛА-ЛА
Соседки его на тоненьких ножках
В ответ ему весело Ла-Ла-ЛА-ЛА
Хватит ворчать вам, бурчать и сердиться,
Пойте нежнее вы с нами ЛА-ЛА
Упражнение №8 «Позови свою маму»
Педагог читает стихи, постоянно изменяя названия диких животных: мышонок, лисенок, волчонок, зайчонок. Дети проговаривают 2 последние строки, изменяя и имитируя тембровую окраску голоса животных:
Сел мышонок на полянку
Заблудился спрозаранку
«ОЙ-ОЙ-ОЙ, АЙ-АЙ-АЙ
мама, мама , выручай!»
Упражнение №9 «Мы шагаем»
Упражнение направлено на различение по тембру маленького стихотворения. Взрослый предлагает ребенку голосом выделить смысл прочитанного:
Большие ножки
Шли по дорожке.
ТОП-ТОП-ТОП
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ
Упражнение №10 «Где был, не скажу, кого видел, покажу»
Упражнение направлено на различение по тембру показываемого животного. Взрослый предлагает ребенку при импровизации показать голосом какое-то животное или птицу.
Саша, Саша, где ты был?
-Где был, не скажу, кого видел, покажу:
Пищит, как цыпленок, мяукает, как котенок, рычит, как медведь и т.д., передавая тембровую окраску того или иного животного.
Дети отгадывают задуманное животное.
Упражнение №11 «Кто кем становится»
Взрослый предлагает ребенку , использую тембровую окраску голоса, показать маленькое и взрослое животное.
Жил – был маленький ЩЕНОК.
Он подрос, однако.
А теперь он не щенок-
Взрослая…. (СОБАКА)
ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем
Подрастал и стал…. (КОНЕМ).
БЫК, могучий великан,
В детстве был… (ТЕЛЕНКОМ)
Толстый увалень БАРАН-
Маленьким…. (ЯГНЕНКОМ)
Этот важный КОТ пушок-
Маленьким…. (КОТЕНКОМ)
А отважный ПЕТУШОК-
Крохотным… (ЦЫПЛЕНКОМ)
А из маленьких гусят
Вырастают…..УТКИ
Специально для ребят, тех, кто любит шутки
Упражнение №12 "Кто боится прививки?"
Предметные картинки выкладывают перед детьми.
Педагог произносит фразу: "Я прививок не боюсь, если надо - уколюсь" с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа.
Дети по голосу педагога определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос "Кто боится прививки?"
Упражнение №13 "Угадай-ка"
Закреплять навыки восприятия тембровой окраски голоса.
Педагог произносит фразы радостным, грустным, злым, испуганным или удивленным голосом.
Дети определяют и называют, с какой тембровой окраской голоса произнесены фразы.
У меня живет котенок?
Упражнение №14 «Разговор овощей»
Произнесение слогов посредством дыхания без напряжения голосовых связок.
Как-то овощи на грядке заговорили по порядку.
Горох: « Ох! Ох! Ох»!
Тыква: « Ква! Ква! Ква!»
Кабачок: « Чок! Чок! Чок!»
Репа: « Па! Па! Па!»
Огурцы: «Цы! Цы! Цы!» и т.д.
(Спокойный вдох и выдох, на выдохе – произнесение слогов.)
Упражнение №15 «Ворона»
Ворона пела в хоре, сидя на заборе: (Вдох.)
«Кар-р, ка-а-арр…» (Произносить протяжно на выдохе.)
Каркала певица,
Охрипла и потом
Стала петь беззвучно
И с закрытым ртом.
«Кар-р, ка-а-арр…»
Упражнение №16 «Рыбка»
Вдалеке, вдалеке плавает карась в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…» (Вдох – пауза – три коротких выдоха с паузами.)
Вдалеке, вдалеке сомик плавает в реке:
«Буль-буль-буль… Буль-буль-буль…»
Упражнение №17 «Грибная семья»
Меж еловых мягких лап (Сжимают и разжимают пальцы рук.)
Дождик кап-кап-кап! (Стучат указательным пальцем по ладони.)
Где листок к листку прилип, (Потирают ладони друг о друга.)
Вырос гриб, гриб, гриб, гриб, гриб… (Выставляют большой палец и поглаживают им каждый палец, начиная с мизинца.)
Не один гриб, друзья, это целая семья! (Поглаживая, выставляют все пальцы руки.)
Упражнение №18 «Улиточка»
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
Улиточка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахару,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я.
Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ГРОМКОСТИ, ВЫСОТЫ ГОЛОСА И ИНТОНАЦИИ
Рекомендации по развитию громкости, высоты голоса и интонации у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (для выполнения родителями, логопедами, воспитателями)....
«Игры для развития силы и высоты голоса у детей среднего дошкольного возраста»
«Игры для развития силы и высоты голоса у детей среднего дошкольного возраста»...
Упражнение на развитие высоты голоса
Упражнение на развитие высоты голоса...

Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра голоса по развитию речи.
Картотека по развитию речи...

Картотека дидактических игр на развитие тембра (высоты) голоса
Картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)...