Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Халевина Оксана Михайловна

Развитие речи ребенка  - это очень трудоемкий процесс, и если в этом процессе взаимодействуют и детский сад и семья, то этот процесс превращается в удовольствие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_detskogo_sada_i_semi_po_razvitiyu_rechi.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Халевина Оксана Михайловна

                                                                                   МБДОУ ЦРР  «Детский сад «Рябинушка»

                                                                                 Россия, Республика Хакасия, г. Абакан

                   Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной.

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

  1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка
  2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо боятся обращаться за консультацией к специалистам.
  3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать и писать как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого.

  1. Необходимо весьма осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщения к другой языковой системе.

Родители и педагоги должны быть «вооружены» единой программой развития речи. Дошкольное учреждение проводит с детьми следующую работу.

Обследование речи. Ежегодно в начале учебного года педагоги проводят обследование состояние речи каждого ребенка по следующим разделам: произносительная сторона(звукопроизношение и речевой слух, словарь, грамматический строй речи, связная речь. Цель обследования – выявление уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом на начало учебного года. Главная цель этого этапа работы – заручиться поддержкой родителей для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития.

Игротека. Один раз в неделю во второй половине дня рекомендуется проводить «Игротеку». Цель данного мероприятия – закрепление полученных детьми умений, представлений на игровом уровне.

Домашнее задание. Дает родителям практические рекомендации:

  • По формированию различных речевых навыков, например артикуляции(какие артикуляционные упражнения надо разучить);
  • По выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка.

Домашняя игротека. Знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Например «играть на кухне», предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  • «Помогаю маме». Большую часть времени вы проводите на кухне, вы заняты приготовлением ужина. Малыш крутится возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку. Тем самым он окажет вам посильную помощь и потренирует свои пальчики, так как мелкая моторика рук непосредственно связана с развитием речи.
  • «Волшебные палочки». Дайте малышу счетные палочки,  пусть он выкладывает из них простейшие геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображения.

На кухне можно проводить игры на обогащение словаря ребенка.

  • «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? Плиты?
  • «Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть «сладкие», «кислые», «соленые» слова.

По дороге из детского сада(в детский сад)

  • «Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем – какие они.
  • «Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все вокруг становится красным(синим, зеленым и тп). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч и пр.

Игры на обогащение словаря детей.

  • «Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей….(чирикает). Сова летает, а заяц….(прыгает) и пр.

Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, тактичным, опосредованным. Предлагаются разные формы.

Традиционные игры. По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру «Я дарю тебе словечко». Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов. Один раз в неделю родители «дарят» ребенку новое слово, не просто называют его, но и обязательно называют значение.

Выставки. Родителям рассказывают о необходимости развития мелкой моторики и разных видах работы по ее развитию. А вот узнать о том как родители распорядились этой информацией, можно узнать из материалов выставки « Как умелые ручки языку помогали».

Речевые праздники. К праздникам предъявляют следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома с детьми; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития.

                                Список литературы

  1. Алексеева М. М, Яшина В. И Речевое развитие дошкольников. – М: Академия, 2000
  2. Бондаренко А. К, Матусик А. И Воспитание детей в игре. – М: Просвещение, 2002.
  3. Скажи по другому. Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О. С. Ушаковой. – Самара, 2001.
  4. Т. Гризик. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дошкольное воспитание – 2000 - № 6. С. 54 – 59.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи".

В данной статье раскрывается значение семьи в речевом развитий ребёнка и необходимость тесного сотрудничества с педагогами детского учреждения, которое посещает ребёнок....

Взаимодействие детского сада и семьи в развитии речи ребенка

Формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального  развития ребенка и дальнейшей его успешности в обществе....

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Консультация для родителей. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

    Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребёнка в детский сад.  Давайте же поможем нашим детям стать грамотными в речевом развитии!...

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей.

Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи детей....