Рабочая программа воспитателя "Речевой фитнес" для детей от 2 до 3 лет
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Рабочая учебная программа "Речевой фитнес" для детей от 2 до 3 лет построена на основе интеграции образовательных областей, ориентирована на формировании личности каждого ребенка в ходе овладения речевой деятельностью и нацелена на коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста на родном (русском) языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_fitnes_2_-_3_goda.docx | 34.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 «Звездный»
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» __________ Е.В.Лозовская | РЕКОМЕНДОВАНО решением педагогического совета от «___» __________________ 201__ г. протокол № __ | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Звездный» ________ О.Г. Берилло приказ от «___» ____________ 201__г. |
Рабочая программа
по курсу «Речевой фитнес»
в группе общеразвивающей направленности для детей 2 - 3 года №1
Сведения о разработчиках:
Коротина Юлия Викторовна – воспитатель, первая кв. категория
2021/2022 учебный год
Тамбов
Пояснительная записка:
Рабочая программа в образовательной области «Речевое развитие» для детей 2 - 3 лет разработана в соответствии с ФГОС ДО, на основе:
- основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад 2100»;
- основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №12 «Звёздный»;
- программы коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста “Речевой фитнес” (разработчики Н.А. Горлова, О.А. Горлова).
Программа «Речевой фитнес» построена на основе интеграции образовательных областей, ориентирована на формирование личности каждого ребенка в ходе овладения речевой деятельности и нацелена на коммуникативно-речевое развитие детей раннего возраста на родном (русском) языке.
Программа состоит из двух частей: теории и практики. В первой части представлены теоретические основы: цели и принципы стратегии раннего языкового образования. Во второй части программы тизложены содержание и технологии коммуникативно-речевого развития детей.
Актуальность программы:
В последние годы значительно повысилось внимание к образованию детей раннего возраста, о чем свидетельствуют материалы Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей младшего возраста. «Значительное и решающее развитие мозга происходит до достижения ребенком семилетнего возраста, особенно в первые три года жизни, когда формируются (или не формируются) основные нейронные связи. То, что происходит в раннем возрасте, определяет состояние здоровья, обучения и поведения человека, которые могут сохраниться до конца жизни» [Материалы конференции, Москва 2010].
На сегодняшний день появилась тенденция к позднему появлению у детей активной речи. Как отмечают специалисты, большинство родителей мало общаются с детьми, практически не читают им книг, растет количество детей с задержкой речевого развития в раннем возрасте. В связи с этим появилась необходимость в создании программы для детей раннего возраста «Речевой фитнес».
Речевой фитнес - это профилактика и коррекция нарушений речи через специально организованные игровые упраженния с использованием артикуляционной и фонетической гимнастики и игр с речевым сопровождением, а также с пальчикоковой гимнастикой.
Данная программа является актуальной пр формированию речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста. Разработка этой программы подразумевает поиск методически правильных путей выработки правильного звукопроизношения и стимулирование начатков собственной активной речи.
Целевые ориентиры речевого развития в раннем возрасте.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Возрастные особенности детей 2 - 3 лет:
В речевом развитии детей 2 - 3 лет происходит овладение активной и пассивной речью, включенной в общение. Ребенок может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Строит диалог с партнером, планирует дальнейшие действия. В активном и пассивном словаре владеет некоторыми терминами, например, связанными с выполнением движений: названиями предметов и физкультурного оборудования, действий и упражнений (наклониться, присесть, поднять руки вверх, опустить, покружиться, встать в пары, в круг и др.). Поддерживает общение со взрослым во время занятий по развитию движений.
В этом возрасте ребенок активно стремится к общению со взрослыми, подражает им в движениях и действиях. Поэтому рациональным будет появление игр, в которых ребенок станет воспроизводить действия взрослого. Он инициативен по отношению ко взрослому - стремится привлечь его внимание к своим действиям. Обращается за помощью и оценкой своих действий, настойчиво требует от него участия в своих делах. Ребенок 2 - 3 лет чувствителен к отношению взрослого, к его оценке, умеет перестраивать свое поведение в зависимости от поведения взрослого, тонко различает похвалу и порицание. Охотно подражает взрослому, выполняет его просьбы и инструкции.
В 2 - 3 года ребенок обладает интересом к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Эмоционально откличается на чтение взрослого, исполнение песенок, попевок, передавая игровыми действиями действия их персонажей в соответствии с текстом.
Для этого возраста характерно расширение функций речи, она становится не только средством общения со взрослыми, но и средством общения с другими малышами. Характерна высокая общая речевая активность детей: они повторяют то, что слышат, воспроизводят речевые конструкции и незнакомые слова, рифмуют слова. Начинает формироваться планирующая функция речи, которая проявляется в практической деятельности (рисовании, конструировании). Возникает описательная речь, речь - монолог, появление которой связано с ростом самостоятельности ребенка, расширением круга его представлений. В этот период дети начинают задавать огромное количество вопросов, что свидетельствует о развитии мышления, а именно обобщения, умозаключений наглядно-действенного характера, познавательной активности. Важным достижением в развитии речи детей данного возраста является словотворчество.
Эти особенности определяют задачи работы по развитию речи с детьми 2 – 3 лет.
1.Развивать познавательную речевую активность детей.
2.Создавать условия для речевого общения со взрослыми и сверстниками.
3.Формировать описательную развернутую речь детей.
4.Формировать планирующую функцию речи детей.
5.Создавать необходимую базу для развития речевых умений, связанных с такими видами речевой деятельности, как говорение и слушание.
Развитие умений указанных видов речевой деятельности обеспечивается содержанием всех разделов ООП «Детский сад 2100».
Основные направления работы:
1.Обогащать словарь ребенка.
2.Развивать грамматический строй детской речи.
3.Развивать эмоциональную выразительность речи.
4.Совершенствовать звуковую сторону речи.
5.Обучать пониманию произведений русского поэтического фольклора.
Педагогические условия развития речи детей:
- общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности;
- удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста;
- высокая культура речи взрослых;
- содействие развитию слуха и речевого аппарата;
- обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;
- проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей;
- представление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Содержание работы:
1.Обогащение словаря ребенка:
- введение в активный словарь новых слов и понятий;
- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;
- развитие внимания к значению слова, установление связей между звуковой и смысловой сторонами слова;
- развитие умения использовать обобщающие слова для называния предметов, относящихся к одной группе.
2.Развитие грамматического строя детской речи:
- формирование навыка употреблять конструкции типа «сказуемое + дополнения» (объект действия или существительное, обстоятельство или наречие);
- формирование навыка употребления глаголов в будущем и прошедшем времени;
- развитие умения согласования существительных и глаголов, существительных и прилагательных, изменения глаголов по лицам;
- развитие умений пользоваться восклицаниями, вопросами;
- развитие умения употреблять предлоги в речи;
- развитие умения составлять сложные предложения.
3.Развитие эмоциональной выразительности речи:
- развитие детского словотворчества;
- развитие умения слушать и рассказывать небольшие стихотворения, потешки;
- развитие умения говорить о рассматриваемых картинках.
4.Совершенствование звуковой стороны речи малыша:
- развитие артикуляционного аппарата;
- развитие способности к различению звуков языка;
- формирование правильного произношения звуков.
К концу года дети смогут научиться:
- правильно произносить звуки (с, з, ш, щ, ж, ц, ч, я, ё, е, ю), причем некоторые звуки могут быть смягченными;
- овладеть словарным запасом в рамках программы (знать, показать, называть предметы, игрушки, знать и выделять целое и часть);
- рассказывать стишки, чистоговорки, петь песенки;
- начинать различать, называть, использовать при описании предметов и картинок цвета (оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, коричневый, белый, черный, серый и другие);
- размеры (средний, больше, меньше, длинный, короткий, грязный, чистый и другие);
- формы (треугольник, овал, прямоугольник, ромб, многоугольник);
- количественные и временные понятия (один, два, три, четыре, пять, сейчас, потом, утро, вечер, завтра);
- владеть видовыми обобщениями: игрушки и предметы (по теме) разного цвета, размера;
- сравнивать, сопоставлять, различать, понимать и применять в речи антонимические замены, выражающие логические связи в речи (много – мало, больше –меньше);
- воспринимать, понимать и использовать лексику, включать ее в модельные фразы, обозначающие утверждение, отрицание, повторение, побуждение к действию (покажи, назови, найди, позови и т.д.), альтернативу и специальный вопрос, отвечать на них простыми предложениями (это…, а не…);
- с помощью воспитателя задавать вопросы и отвечать на них, слушать собеседника и реагировать на его вопросы и просьбы;
- составлять рассказ-описание о предмете (3 – 5 предложений, в предложении 2 – 5 слов);
- рассказывать сказку («Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Три поросенка»), читать стихи;
- слушать стихи, сказки, песенки, потешки, замечать и исправлять неточности, ошибки в тексте в играх «Путаница с Петрушкой», «Загадки», «Верно – неверно».
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество образовательных ситуаций в неделю | Длительность образовательных ситуаций в неделю | Форма организации образовательного процесса |
35 | 1 | 8 мин. | подгрупповая |
Учебно-тематический план:
Темы развивающих образовательных ситуаций на игровой основе | Объем учебной нагрузки (часы) |
Знакомство | 4 |
Игрушки | 1 |
В мире животных | 4 |
Птицы | 3 |
Продукты | 2 |
Посуда | 2 |
Одежда, обувь | 1 |
Погода | 2 |
Транспорт | 2 |
Насекомые | 2 |
Природа | 3 |
Город | 3 |
Адаптация | 2 |
Диагностика | 4 |
Повторение | 1 |
Итого: | 36 |
Комплексно-тематическое планирование:
Дата | Организованная образовательная деятельность | Реализация тем в ходе режимных моментов и свободной деятельности | |
Темы организованной образовательной деятельности | Программные задачи | ||
1.09.2021 | 1.Адаптация | Совершенствование словаря, развитие мелкой моторики путем разучивания пальчиковых игр | «Мы капусту рубим, рубим», «Моя семья» |
8.09.2021 | 2.Адаптация | Совершенствование словаря, развитие мелкой моторики путем разучивания пальчиковых игр | «Рыбки плавали в пруду», «Ежик» |
15.09.2021 | 3.Мониторинг | Изучение индивидуального развития детей | |
22.09.2021 | 4.Мониторинг | Изучение индивидуального развития детей | |
29.09.2021 | 5.Знакомство. «Давайте познакомимся» | Формирование коммуникативной деятельности детей; развивать речевую активность детей | Д/и «Назови свое имя» |
6.10.2021 | 6.Знакомство. «Части тела» | Формирование начальных представлений о строении тела человека; развивать речевую активность детей. Звук [А] | Д/и «Покажи мне свои ручки» |
13.10.2021 | 7.Знакомство. «Встречаем гостей» | Развивать у детей этические нормы; развивать речевую активность детей. Звук [О] | Д/и «Кто в гости к нам пришел?» |
20.10.2021 | 8.Знакомство. «Купаем куклу Катю» | Формировать культурно-гигиенических навыков; развивать речевую активность детей. Звук [С′] | Чтение отрывка стихотворения «Мойдодыр», потешки |
27.10.2021 | 9.Игрушки. «Зайчик привез игрушки в садик» | Закреплять название предмета и соотносить с его изображением; развивать способность реагировать на вопрос «Что это?»; развивать речевую активность детей. Звук [С], [СО], [Д-Д-Д], [Т-Т-Т], [ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ] | Чтение сборника стихов А. Барто «Игрушки» |
3.11.2021 | 10.В мире животных. «Домашние животные» | Формировать представление о домашних животных и звуках, которые они издают; развивать речевую активность детей. Звуки [З], [СА], [СУ] | Д/и «Кто как кричит» |
10.11.2021 | 11.В мире животных. «Дикие животные» | Формировать представление о диких животных; развивать речевую активность детей. Звук [Ш], [Щ], [Ж] | Рассматривание картинок «Дикие животные» |
17.11.2021 | 12.В мире животных. «Найди маму» | Формирование представление о животных и их детенышах; развивать речевую активность детей. Звук [Хрю-хрю], [Тяф-тяф] | Д/и «Найди маму» |
24.11.2021 | 13.Жители пруда. «На пруду» | Формировать представления об обитателях пруда; развивать речевую активность детей. Звуки [С], [С′], [ш], [ж], [к], [д] | Рассматривание картинок «Обитатели водоемов» |
1.12.2021 | 14.Птицы. «Домашние птицы» | Формировать представление о домашних птицах; развивать речевую активность детей. Звуки [Ш], [Ж], [Х] | Д/и «Ферма» |
8.12.2021 | 15.Птицы. «Дикие птицы» | Формировать представление о диких птицах; развивать речевую активность детей. Звуки [Ц], [З] | Рассматривание картинок «Птицы» |
15.12.2021 | 16.Птицы. «Кто в гости прилетел» | Формировать представление о водоплавающих и перелетных птицах; развивать речевую активность детей. Звуки [Ух-ух], [кудах-тах-тах] | Д/и «Кто какие звуки издает?» |
22.12.2021 | 17.Продукты. «Любимая еда» | Формировать представление о продуктах питания; развивать речевую активность детей. Звуки [та], [ту] | Д/и «Варим борщ», «Готовим компот» |
29.12.2021 | 18.Продукты. «Что животные любят есть?» | Формировать представление о корме животных; развивать речевую активность детей. Звуки [та], [ту] | Покормить птиц |
12.01.2022 | 19.Посуда. «Приготовим обед» | Формировать представление о посуде; развивать речевую активность детей. Звуки [е], [ш], [я] | Д/и «Накрываем стол» |
19.01.2022 | 20.Посуда. «Помоем посуду» | Формировать представление о чистоте посуды; развивать речевую активность. Звуки [е], [ш], [я] | Д/и «Моем посуду» |
26.01.2022 | 21. Одежда, обувь. «Оденем куклу Машу» | Формировать представление о предметах одежды и обуви; развивать речевую активность детей. Звуки [да], [ду], [ди], [ды], [ля], [ла], [е], [ю], [ё], [я] | Одеваемся на прогулку |
2.02.2022 | 22.Погода. Времена года | Формировать представления о временах года и изменениях в природе в разное время года; развивать речевую активность детей. Звуки [в], [с], [с′], | Рассматривание картинок «Времена года» |
9.02.2022 | 23.Погода. «Природные явления» | Формирование представлений о природных явлениях; развитие речевой активности детей. Звуки [з], [з′], [ш], [ж] | Рисуем радугу |
16.02.2022 | 24.Транспорт. «Поедем в гости» | Формировать представление о транспорте; развивать речевую активность детей. Звуки [с], [с′], [ш], [ж] | Рассматривание картинок «Транспорт» |
23.02.2022 | 25.Транспорт. «Путешествие» | Формировать представление о транспорте; развивать речевую активность детей. Звуки [ч], [х], [т], [чух-чух] | Рассматривание картинок «Транспорт» |
2.03.2022 | 26.Насекомые. «На лугу» | Формировать представления о насекомых; развивать речевую активность детей | Рассматривание картинок «Насекомые» |
9.03.2022 | 27.Насекомые. «В гостях у Лунтика» | Формировать представления о насекомых; развивать речевую активность детей. Звуки [ц], [х], [к], [к′] | Чтение стихотворений про насекомых |
23.03.2022 | 28.Природа. «Цветы» | Формировать представления о цветах. Выучить несколько названий цветов; развивать речевую активность детей. Звуки [с], [с′], [з], [з′] | Рассматривание цветов на участке |
30.03.2022 | 29.Природа. «Лес» | Формировать представления о деревьях; развивать речевую активность детей. Звуки [ш], [щ] | Наблюдение за деревьями на территории детского сада |
6.04.2022 | 30.Природа. «По грибы, по ягоды» | Формировать представления о грибах и ягодах; развивать речевую активность детей. Звуки [ж], [ч], [ц] | Рассматривание картинок «Грибы», «Ягоды» |
13.04.2022 | 31.Город. «Дома» | Формировать представление о домах; развивать речевую активность детей. Звуки [а], [о] | «Строим домик для куклы Маши» |
20.04.2022 | 32.Город. «Мебель» | Формировать представление о мебели и из чего ее делают; развивать речевую активность детей. Звуки [с], [з] | Расссматривание мебели в игровой комнате группы и спальне |
27.04.2022 | 33.Город. «Техника» | Формировать представление о технике и для чего она нужна; развивать речевую активность детей. Звуки [ш], [ж] | Рассматривание картинок «Техника» |
11.05.2022 | 34.Повторение. Город «Мебель» | Формировать представление о мебели и из чего ее делают; развивать речевую активность детей. Звуки [с], [з] | |
18.05.2022 | 35.Диагностика | Изучение индивидуального развития детей | |
25.05.2022 | 36.Диагностика | Изучение индивидуального развития детей |
Учебно-методическое сопровождение:
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта, состоящего из методических пособий для педагогов: «Речевой фитнес». Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с я рекомендациями/Н.А. Горлова, О.А. Горлова. – М., Баласс, 2014. – 160 с.
Наглядно-дидактические пособия:
1.Настольные театры «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк».
2.Иллюстрации к сказкам.
3.Муляжи овощей и фруктов.
4.Картинки – иллюстрации к стихотворениям А.Л. Барто, к русским народным песенкам, сказкам.
5.Картинки с изображением животных; картинки с изображением разных времен года, с одним действием, с предметами; с изображением птиц, домашних и диких животных.
6.Сюжетные картинки и плакаты: «Кошка и котята», «Коза и козлята», «Собака и щенки», «Корова и теленок», «Курочка и цыплята», «Зимой на прогулке», «Дикие животные», «Домашние животные» и т.п.
Развивающая предметно-пространственная среда:
Сектор активности – центр музыкально-театрализованной деятельности, игровые центры.
Сектор спокойной деятельности – центр художественной литературы, центр природы.
Рабочий сектор – центр познавательно-исследовательской деятельности, центр продуктивной деятельности.
Эффективность образовательного процесса зависит от того, насколько корректная педагогическая работа ориентирована на формирование новообразований. Для младшего дошкольного возраста главной задачей для педагога является обучение целеполаганию, формирование целенаправленности детской деятельности.
Важнейшей задачей педагога, работающего с детьми раннего возраста, является создание условий, необходимых для развития предметной и игровой деятельности детей. Это объясняется тем, что малыши наиболее активно усваивают знания, овладевают простейшими умениями и навыками в процессе непосредственного общения со взрослым, который привлекает внимание ребенка разнообразными предметами и игрушками.
Становление многих психических функций у детей на третьем году жизни зависит от развития предметной, предметно-игровой деятельности и правильно организованной развивающей среды. Главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребенка» таковы:
- среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;
- среда должна быть связной, позволяющей ребенку, переходя из одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
- среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого;
- среда должна соответствовать эмоциональному благополучию малыша, среда как часть «Я» ребенка («То, что меня согревает»). Содержание ее определяется предметами и игрушками, которые ребенок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия для малыша, т.к. напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.
Список использованной литературы:
1.Речевой фитнес. Программа коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста с методическими рекоменлдациями/Н.А. Горлова, О.А. Горлова. – М., Баласс, 2014. – 160 с.
2.Комполект наглядных пособий для дошкольников (карточки и картины). Составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т.Р. Кислова, А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова и др. – М., Баласс, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей 5-6 лет в группе предшкольной подготовки на 2012 -2013 учебный год Составлена на основе программы обучения и развития детей 5 – 6 лет «Предшкольная пора» Н.Ф. Виноградовой
Рабочая программа по подготовке детей 5 – 6 лет к обучению в школе разработана на основе Программы обучения и развития детей 5 лет «Предшкольная пора», созданной под руководством Н.Ф. Вино...
Рабочая программа по развитию детей средней группы, разработанная на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № ...
Рабочая программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. Ред. Н. Е. Вераксы.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕРабочая Программа по развитию детей разновозрастной (старше-подготовительной) группы разработана в соответствии с образовательной программой дошкольного образования детска...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 - 5 ЛЕТ) В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Составлена на основе примерной программы «ДЕТСТВО» под ред.Т.И.Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
Настоящая рабочая программа разработана с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой, образовательн...
Рабочая программа по развитию детей средней группы. Приложения к программе.
МК ДОУ Павловский д/сад №4 Павловского муниципального района Воронежской области Принято...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,
-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...