Игры к пособию "Гусеничка" по триз
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Картотека дидактической игры «Гусеницы – помощницы» (ТРИЗ)
Составитель воспитатель МКДОУ № 10
Гаус Елена Владимировна
Новосибирск 2020
Описание игры
Дети, посмотрите, кто у меня в конверте: гусеницы - помощницы. Что на них изображено (глаз, рука, нос, язык, уши). Возьмите по одной гусенице, расскажите, кому какая помощница - гусеница досталась. Дети выбирают гусеницу и отвечают
(у меня глаза, глаза смотрят, а умная голова видит и понимает признаки объекта;
руки трогают, а голова понимает признаки объектов;
уши слушают, а голова «слышит» и понимает признаки звуков;
язык пробует, а голова понимает значения признака «вкус» у объектов;
нос нюхает, а голова понимает значения признака «запах» у объектов).
А сейчас возьмите для своих гусениц – помощниц знаки с именами признаков (температура, запах, вкус, цвет, звук) и объясните, почему выбран именно этот знак имени признака (я выбрал звук, потому что помощники – уши и т. д.)
Сейчас мы будем исследователями, а помощники будут помогать.
Заранее готовятся коробочки - сюрпризы для исследования объектов по всем пяти анализаторам. На крышке коробочки наклеены знаки с именами признаков.
В первую помещены объекты с именем признака «вкус» – контейнеры с кусочками шоколада, моркови, апельсина, чеснока, лимона, салфетки и индивидуальные вилочки. Дети с закрытыми глазами кушают продукт, угадывают его и называют какой он по вкусу (шоколад по вкусу сладкий и т.д.)
Какой помощник помогал? Справился он с заданием?
Во вторую - объекты с именем признака «запах» (непрозрачные баночки с отверстиями, чтобы можно было понюхать, что там находится (кофе, чеснок, апельсин, огурец, лук). Дети нюхают и отгадывают, что там находится.
Какой помощник помогал? Справился он с заданием?
В третью - объекты с именем признака «звук» (погремушка - гремит, свисток – свистит, молоток – стучит, бумага – шуршит, колокольчик - звенит). Дети пробуют, какие звуки могут издавать объекты и называют.
Какой помощник помогал? Справился он с заданием?
В четвертую - объекты с именем признака «температура» и «цвет» (баночки с разным цветом крышек; в баночки налита вода горячая, холодная, ледяная). Сначала исследуется имя признака «цвет». Дети называют цвет крышечек. Затем детям предлагается исследовать температуру баночек, и назвать какие же баночки по температуре (баночка с красной крышкой по температуре горячая). Так исследуется содержимое всех коробочек – сюрпризов.
В заключение игры детям предлагается набор карточек с объектами, из которых они собирают остальные части своих гусениц. Когда гусеницы собраны, дети объясняют свой выбор (у меня помощники – глаза, признак объекта – цвет, я выбрал радугу и краски и т.д.)
Игра «Собери гусеницу»
В нашем садике живет, что за чудо червячок,
Весь в волосиках бочок,
Эта гибкая сластёна у деревьев съела кроны,
Съела яблоки и груши,
И горох решила скушать!
Ребята решили её поймать и немножко поиграть!
Цель: Развитие мелкой моторики кистей рук, развитие умений ориентироваться в пространстве, закрепление цвета.
Ход игры:
- на столе разложить картинки гусеницы;
- выбрать направление куда она поползёт (вверх, вниз, влево, вправо);
- собрать разноцветную гусеницу (по желанию, по цвету, по образцу).
Игра «Сортировщик»
Цель: Учить детей классифицировать предметы, обобщать согласно темам: «Птицы», «Игрушки», «Продукты питания», «Транспорт», «Животные», «Музыкальные инструменты», «Обувь», «Овощи», «Насекомые», «Одежда», «Посуда». Закреплять в речи исправленные звуки. Обогащать предметный словарь. Развивать логическое мышление. Развивать монологическую речь.
Ход игры: На столе лежат карточки для обобщения. Педагог предлагает ребенку выбрать и назвать изображенный предмет соответственно лексической теме.
Игры на формирование звукопроизношения
Игра «Накорми гусеницу»
Цель: Закреплять правильное произношение звуков [С], [З], [Ц], [Р], [Л], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], в словах, предложениях. Закреплять умение считать до 10. Развивать зрительную и слуховую память.
Ход игры: Дети называют картинки с заданным звуком и «кормят» ими гусеницу.
Затем ребенок считает, отворачивается и называет картинки и предложения по памяти.
Игры на формирование фонематических представлений и слогового состава слова
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель: Совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные звуки в словах.
Ход игры: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку и выделяет звук, с которого начинается название картинки.
Игра «Назови последний звук в слове»
Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.
Ход игры: Ребёнок называет картинки и называет последний звук в слове.
Игра «Цепочка слов»
Цель: Совершенствование навыка выделять первого и последнего звука в слове.
Ход игры: Ребёнок называет первый и последний звук в названии картинок и выкладывает гусеницу.
Побеждает тот ребенок, чья гусеница длиннее.
Игра «Подбери слова на заданный звук»
Цель: Развитие фонематического анализа, а также внимания и мышления.
Ход игры: Ребёнок, подбирая картинки, называет их и объясняет свой выбор.
Игра «Накорми гусениц»
Цель: Учить детей дифференцировать звуки С-Ц, Ш-С, Ж-З, Р-Л, С-З,Ч-Щ, Ш-Ж. Учить детей различать на слух звонкие и глухие звуки. Развивать координацию движений. Закрепить умение считать в пределах 10 и сравнивать числа.
Ход игры: Педагог выкладывает перед ребенком картинки вниз и предлагает собрать две гусеницы. Ребенок называет изображенный предмет, определяя наличие звука в слове.
Игра «Подбери картинку к схемам»
Цель: Учить детей находить место звука по трем позициям (начало, середина, конец слова). Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Перед ребенком на столе лежит «Птичка-синичка», показывающая положение звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец слова). Ребенок берет картинку, называет слово, выделяя голосом, изучаемый звук и определяет место звука.
Можно разделить слова на слоги.
Игра «Составь звуковую схему слова»
Цель: Учить детей определять количественный состав слова и последовательность звуков в слове. Развивать координацию движений. Развивать фонематический слух.
Ход игры: Перед детьми на столе лежат цветные пробки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные. Ребенок берет картинку, называет слово и выкладывает схему. Затем делит слово на слоги.
Игра «Раздели слово на слоги»
Цель: Совершенствование навыка деления слов на слоги.
Ход игры: Детям предлагается найти все предметы, в названиях которых один (два, три, четыре) слога. Сосчитать количество звуков в слове.
Один слог: крем, трон, душ, шлем…
Два слога: жираф, очки, кошка….
Три слога: камыши, одежда, ракета, малина…
Четыре слога: наушники, крокодилы, черепаха…
Пять слогов: мороженое ….
Игра «Выбери картинку – напиши слово»
Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить их с буквами.
Ход игры: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать ее и написать слово буквами.
Игра «Прочитай слово – найди картинку»
Цель: Упражнять детей в умении читать.
Ход игры: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти соответствующую картинку, затем записать слово буквами.
Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Кто это или что это?»
Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета, отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».
Ход игры: Найди и назови:
- живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом);
- неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …
Игра «Веселый счет»
Цель: Закрепить в речи детей согласование существительных с числительными.
Ход игры: Ребенку называется предмет на картинке, он находит его и повторяет, согласовывая с числительными «1,2,3,4 5»:
- один стакан, два яблока, три автобуса, четыре груши, пять ромашек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении ...
Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
активизировать словарь, учить узнавать предметы по заданным признакам, формировать быстроту мышления.учить находить противоречия.учить сравнивать признаки разных предметов и явлений, развивать воображ...
Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗа
В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся...
Рекомендации для родителей. Играем по системе ТРИЗ дома. Игры и творческие задания для развития выразительности речи
Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала. В ней нет методов, в привычном смысле ...
Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ»
Триз – теория решения изобретательных задач) помогают дошкольникам развивать умственные способности, связную речь, логическое мышление, воображение, память, внимание, усидчив...
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 4-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи" Игры с элементами ТРИЗа...
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с элементами ТРИЗа
Игры с мячом для детей 5-6 лет, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.Игры с элементами ТРИЗа...