|
«Найди братца» Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки. Материал: Предметные картинки Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б’], [б] и [б’] – братцы. Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.
|
«Красный – белый» Цель: Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове. Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки. Ход: Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ’]…
|
«Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает. педагог: -Дети: Где живёт медведь? -В берлоге. Волк – логово | Лягушка – болото | Белка – дупло | Ласточка – гнездо | Лиса – нора | Скворец – скворечник | Пчелы – улей | Мышь – норка | Собака – конура | Лошадь – конюшня | Муравей – муравейник | Попугай – клетка | Курица – курятник | Бобр – хатка | Рыба – река, море, аквариум | Корова – коровник, ферма | Паук – паутина |
|
|
«Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог: - Дети: Идёт -человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога… Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
|
«Непослушные дети» Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог: - Дети: Горячий -холодный Хороший -плохой Умный -глупый Весёлый -грустный Острый -тупой Гладкий -шероховатый
|
«Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Рукавички из меха – меховые Таз из меди – медный Ваза из хрусталя – хрустальная Рукавички из шерсти – шерстяные Конфеты из шоколада – шоколадные Стул из дерева – деревянный Мяч из резины – резиновый Кубики из пластмассы – пластмассовые Шарик из ваты – ватный Кукла из тряпочки – тряпичная Варенье из малины – малиновое чай с лимоном – лимонный
|
«Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья У рыбы – рыбья У кошки – кошачья У сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная
|
«Четвёртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
|
«Кто больше назовет действий» Цель: обучение детей правильному употреблению в речи глаголов 3-го лица единственного числа. Материал: – картинки с изображением домашних животных Ход игры: Задание детям – подобрать слова, обозначающие действия изображенного животного. Дети делятся на две группы. Выигрывает та группа, которая назовет больше действий. Игрок: «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится. Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».
|
«Один – много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День – дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок – тигрята
|
«Животные и их детёныши» Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок. |
«Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока)
|
Дидактическое упражнение «Какой?» Цель: упражнять в образовании признака от предмета. Игрушка – игрушечный кукла – кукольный сказка – сказочный стол – настольный посуда – посудный зеркало – зеркальный платье – платяной бумага – бумажный карты – карточный картофель – картофельный буквы – буквенный компьютер – компьютерный цифры – цифровой тетрадь – тетрадный брюки – брючный альбом – альбомный клей – клеевой книга – книжный хлеб – хлебный газета – газетный деньги – денежный журнал – журнальный сад – садовый
|
«Продавец и покупатель» Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами признаками. Материал: предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду. Ход игры. На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.
|
Игра «Мой—моя—мое—мои» Цель: упражнение в согласовании местоимения с существительным.
1. Взрослый называет детям слова и просит ответить на вопрос «чей?» («чья?», «чье?», «чьи?»), правильно согласуй местоимение с существительным.
2. Взрослый бросает ребенку мяч и произносит слово либо «мой», либо «моя», либо «мое», либо «мои». Ребенок, возвращая мяч, называет нужное слово.
|
Игра «Что изменилось?» Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет. Ход игры. На столе расположены предметы в определенной последовательности. Посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение: – Описать предмет, которого не стало – Рассказать о месте, где он стоял – На какой звук начиналось название этого предмета – В названии каких еще предметов есть этот звук?
|
Игра «Почемучкины вопросы» Цель: развивать у детей связную речь, мышление. Ход игры 1. Почему птицы улетают на юг? 2. Почему наступает зима? 3. Почему ночью темно? 4. Почему зимой нельзя купаться в реке? 5. Почему летом жарко? 6. Почему медведь зимой спит? 7. Почему заяц зимой белый? 8. Почему дома нельзя играть с мячом? 9. Почему из трубы идет дым? 10. Почему в доме делают окна? 11. Почему листья на деревьях появляются весной?
|
Игра «Распространи предложение» Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами предметами, словами-признаками, словами-действиями. Ход игры. Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
|
Игра «Топни - хлопни» Задача: научить ребенка различать похожие между собой звуки. Описание. Игра проводится на слух. Взрослый сообщает ребенку: «Сегодня мы будем учиться слышать звуки и отличать их друг от друга. Для задания выбираются звуки, каким-то образом похожие друг на друга: например, О-У, Ы-И, М-Н, К-Т, П-Т и т. д., пары согласных по глухости-звонкости (В-П, Д-Т, Г-К, В-Ф) и по твердости-мягкости (М-М', Т-Т', К-К' и др.) Сначала игра проводится на отдельных звуках, затем на слогах и словах. Взрослый подбирает речевой материал и четко его проговаривает, а ребенок по инструкции взрослого на один из звуков хлопает, на другой - топает. Например, различаются звуки [О-У]. Звуки: О, У, Н, У, О, Ы, О, У, А, М, У, Т, О и т. д Слоги: ОН, УК, ПО, УТ, КО, НУ, МО, УП, МУ и т. д. Слова: Оля, утка, осень, окно, удочка, иду, корова, утро, озеро, Уля и т. д.
|
Игра «Выбери картинки» Задача: научить детей выбирать картинку со словом, которое начинается на заданный звук, расширить их словарный запас, развить зрительное внимание. Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на заданный звук, несколько картинок, начинающихся на другие звуки. Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, дает инструкцию ребенку, что он должен выбрать те картинки, на которых изображены слова на определенный звук, например звук [к]. Затем взрослый четко называет все картинки, а ребенок выбирает из них подходящие (кот, пони, муха, конь, кофта, танк, кубик, конфета, нос, паук, мак, кукла и т. д.)
|
Игра «Угадай слово по гласным» Задача: совершенствовать навыки звукового анализа детей. Оборудование: предметные картинки на каждое из слов. Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и предлагает найти среди них слово, в котором гласные расположены в заданной им последовательности. Он произносит только гласные, выделяя ударный, например, а - у' (паук), а - а' (глаза), ы- а (рыба) и т. д. Сначала ребенку предлагаются слова из двух прямых, обратных или закрытых слогов, а по мере тренировки трех-четырех-пятисложные слова: а - ы - а (мар-тыш'-ка), а - ы~- а (ма-ши'-на), э -а - а" - о (экс-ка-ва'-тор) и т. д.
|
Игра «Разложи на кучки» Задача: научить детей выделять начальный звук в слове. Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них. Описание. Взрослый раскладывает картинки на столе, называет их, затем дает инструкцию ребенку, что он должен объединить картинки в несколько кучек по начальному звуку. Например: [Л] - луна, лодка, лошадь, лампа и т. д. [А] - автобус, ананас, арбуз, альбом и т. д. [У] - утка, удочка, улей, улитка, утюг и т. д. [М] - мак, муха, малина, машина, мост и т. д. [К] - кот, конь, кубик, кофта, кукла и т. д. [Н] - нос, нога, ножик, ножницы, носорог и т. д. [И] - ива, индюк, иголка, игрушки, иволга ит. д.
|
Игра «Что получилось?» Задача: упражнять детей в повторении и запоминании целых слов. Оборудование: картинки с изображением слов, которые должны получиться. Описание. 1 вариант. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и начинает называть слова, в которых опускает первый звук. Ребенок должен найти это слово по картинкам и назвать его. Например, (з)амок, (к)ошка, (м)ашина, (п)латье, (в)агон и т. д.
|
Игра «Цепочка слов» Задача: научить детей выделять начальный и конечный звуки в словах. Описание. Можно играть вдвоем или с группой детей и взрослых. Один из играющих называет любое слово - существительное в единственном числе и именительном падеже, второй - придумывает слово на его последний звук, третий - на последний звук этого слова и т. д., как бы выстраивая цепочку из слов. Например: сова – абрикос – сок – кот – тропа – апельсин - нора
|
Игра «Прохлопай слово» Задача: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков. Описание. Взрослый произносит слово, а ребенок Должен отхлопать каждый слог. После отхлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал. В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.
|
Игра «Распутай слова» Задача: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого. Оборудование: предметные картинки на каждое из слов. Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака бё-ре-нок - ребёнок по-са-ги - сапоги ра-ба-бан - барабан фет-сал-ка –салфетка ка-рел-та -тарелка мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка – косынка
|
Игра «Придумай слово с определенным количеством слогов» Задача: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов. Описание. Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.
|
Игра «Назови заданный слог в слове» Задача: научить детей выделять и называть определенный слог в слове. Описание. Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во-да; далее ему предлагается следующее слово и т. д. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.
|
|