развитие речи у аутичных детей
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)
методические рекомендации по развитию речи у аутичных детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_autichnyh_detey.pptx | 2.8 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ I . ПЕРВИЧНЫЙ КОНТАКТ II . ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ . Роль мамы на занятии Организация занятий и рабочего места Работа над опорными коммуникативными навыками III . РАБОТА НАД УКАЗАТЕЛЬНЫМ ЖЕСТОМ «ДА», «НЕТ». IV . ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение; послоговое чтение; глобальное чтение.
Виды работ
Чтение слов имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных .
ПОКАЖИ НОС ПОКАЖИ ГЛАЗА ПОКАЖИ РУКИ
ПОДОЙДИ К ДВЕРИ ПОДОЙДИ К ОКНУ
Кошка сидит Кошка лежит Кошка спит
Чтение слоговых структур из открытых слогов МА ма П А п а В А в а Т А т а Ф А ф а ФО фо Ф У фу ФИ фи
Ш Ч Ц Б У К
А М О П
А-а-а А У У-у-у
Т Т Т
ДОМ Ш А У М
Цели тренинга: ребёнок учится с окращение оральных аутостимуляций дифференциации ротового и носового вдоха-выдоха п редотвращение многих бытовых проблем, связанных с «поеданием» несъедобных, приятно пахнущих веществ
Этапы тренинга: ребёнок учится отличать неприятный запах от приятного запаха различать «вкусные » и « невкусные» запахи дифференциации ротового и носового вдоха-выдоха
Развитие артикуляторного праксиса формирование произвольного произнесения звуков речи
Развитие артикуляторного праксиса Й – провести ладонью по верхней части груди А – широко развести руки в круг Я – комплексный жест Й + А О – кисти рук сомкнуть Ё – комплексный жест Й + О У – вытянуть руку вперёд к себе Ю – комплексный жест Й + У
И – коснуться указательными пальцами уголков рта вниз и от себя Э – махнуть обеими руками Е – комплексный жест Й + Э Б – постучать кулаком по столу П – тихонько опустить ладонь на стол Д – постучать ребром ладони по столу
В – рука двигается вперёд, ладонь дрожит справа налево Ф – сделать воображаемый « щелбанчик » Б – постучать кулаком по столу П – тихонько опустить ладонь на стол Д – постучать ребром ладони по столу Т – постучать ребром ладони по воздуху
М – указательным и средним пальцами сжать губы сверху и снизу Н – прижать указательный палец к переносице К – согнутую в запястье кисть двигать назад на уровне шеи Г – постучать указательным пальцем по столу Х – рука двигается вперёд, ладонь дрожит справа налево
С – сделать воображаемый « щелбанчик » З – «погрозить» указательным пальцем Ш – горизонтальное движение ладонью справа налево Ж – резким движением поставить руки на пояс Ч – жест «Тише» Щ – движение ладони вниз «змейкой»
Ц – указательным пальцем коснуться верхней губы, затем нижней Л – помахать «пока-пока» обеими ладонями Р – крутить руки по спирали перед грудью Ы – резко опустить сжатые в кулаки руки ъ ь –жестами не обозначаются
Ваня Р ., 3,5 года диагноз РДА, 1 группа ( по классификации О. С. Никольской). полевое поведение, отсутствие каких-либо произвольных навыков, не понимание речи даже на бытовом уровне полное погружение в оральные аутостимуляции .
Режимные моменты и отрабатываемые действия Завтрак : вытирание губ салфеткой + выбрасывание её в мусор + Занятия : выполнение домашнего задания Прогулка : одевание-раздевание, н аблюдение за природой Знакомство со свойствами и качествами предметов Обед : См. завтрак Полдник: «Положи песок» Прогулка: Катание на качелях (вверх-вниз) Ходьба по узкой дощечке (дорожке), по горке Ужин: Игры с водой
Понимание фраз у Вани Р. Реакция на имя Подойди Подойди ко мне Подойди к маме Подойди к папе Подойди к окну Подойди к двери Возьми Положи Выброси мусор Дай Дай маме Дай папе Подними Покатай машинку Покажи большой Покажи маленький Покажи такой же Поправь
Выполнение команд перед зеркалом Схема тела: Покажи голову + Покажи ноги, руки, живот + Покажи нос, ушки, глазки, рот + Это Я + Я хороший (гладит себя по головке) + Топни ножкой + Присядь + Встань + Попрыгай (прыг-скок) + Помаши ручкой +
Ручной праксис (произвольные действия) Лепка: Катание шаров + Раскатывание колбасок - Рисование Удержание карандаша + Выполнение точечных движений и остановка по команде (Кап-кап, СТОП) + Рисование пальчиком по манной крупе + Игры с сыпучими материалами (горох, бобы, фасоль, крупа) + Рвать, мять и разглаживать (газету) + Показывать на пальчиках чисел («1», «2» и т.д.) +
Артикуляторный праксис , произвольное дыхание Работа над звуками и жестами: А+, И+, М+, О+, У+, П+, Ф+, Ль - Ля-ля +, Мама +, Папа + Работа над дыханием: Дудочка + Свечка + Шарики + Работа с запахами: Реакция на бутылочку с нашатырным спиртом + Отгадывание по запаху продукта + Узнавание по запаху парфюмерных средств + Различение вдоха и выдоха через рот-нос. +
Ваня Е., 2,5 года диагноз РДА, 1 группа (по классификации О. С. Никольской). мученическое выражение лица издавание только плачущих звуков «а-и » у скользающий взгляд пассивное подчинение рукам взрослого полевое поведение, непонимание речи на бытовом уровне
Режимные моменты и отрабатываемые действия Завтрак : вытирание губ салфеткой + выбрасывание её в мусор + Занятия : выполнение домашнего задания Прогулка : одевание-раздевание - н аблюдение за природой +- Знакомство со свойствами и качествами предметов + Обед : См. завтрак Полдник: «Положи песок» + Прогулка: Катание на качелях (вверх-вниз) + Ходьба по узкой дощечке (дорожке), по горке + Ужин: Игры с водой +
Понимание фраз у Вани Р. Реакция на имя Подойди Подойди ко мне Подойди к маме Подойди к папе Подойди к окну Подойди к двери Возьми Положи Выброси мусор Дай Дай маме Дай папе Подними Покатай машинку Покажи большой Покажи маленький Покажи такой же Поправь
Выполнение команд перед зеркалом Схема тела: Покажи голову + Покажи ноги, руки, живот + Покажи нос, ушки, глазки, рот + Это Я + Я хороший (гладит себя по головке) + Топни ножкой + Присядь + Встань + Попрыгай (прыг-скок) + Помаши ручкой +
Ручной праксис (произвольные действия) Лепка: Катание шаров + Раскатывание колбасок + Рисование Удержание карандаша + Выполнение точечных движений и остановка по команде (Кап-кап, СТОП) Рисование пальчиком по манной крупе + Игры с сыпучими материалами (горох, бобы, фасоль, крупа) + Рвать, мять и разглаживать (газету) + Показывать на пальчиках чисел («1», «2» и т.д.) +
Артикуляторный праксис , произвольное дыхание Работа над звуками и жестами: А+, И+, М+, О+, У+, П+, Ф+ Ля-ля +, Мама +, Папа + и т.д. Работа над дыханием: Дудочка + Свечка + Шарики + Работа с запахами: Реакция на бутылочку с нашатырным спиртом + Отгадывание по запаху продукта + Узнавание по запаху парфюмерных средств + Различение вдоха и выдоха через рот-нос. +
Лера Ж. пришла на занятие в 5 лет. В отличие от Вани она не «страдала», а активно сопротивлялась и кричала , когда пытались остановить её бесконечное кружение на полу. Когда она переставала крутиться, начиналось «хождение» по мебели. С необычайной ловкостью Лера забиралась на все доступные и недоступные возвышения. Казалось, остановить это беспрерывное движение невозможно. Но с помощью мамы нам удалось сформировать устойчивые умения и навыки: подойти к столу, разложить всё по пакетикам, убрать картинки или буквы в конце занятия. Количество пакетиков потихоньку увеличивалось, но как только это вызывало «бунт», новые пособия убирались и появлялись только через 2-3 занятия.
Через полгода Лера овладела глобальным чтением, но формирование звукопроизношения шло очень медленно и трудно. Почти год понадобился, чтобы уложить язык «расслабленным». С невероятным трудом накапливались любые произвольные движения: от прыжков на двух ножках до надевания пальто, от раскрашивания картинок до движения языком или губ. Но мы были последовательны и терпеливы. Через год с небольшим появились первые гласные звуки, через полтора года добавились несколько согласных. После двух лет работы Лера зашептала слоги и отдельные простейшие слова. Её успехи в самообслуживании просто потрясающие: она самостоятельно одевается, сама накрывает на стол и моет посуду, совершает гигиенические процедуры. Лера научилась владеть иголкой и ножницами, пишет свои первые буквы, решает примеры. Когда папа с мамой чем-то заняты, она берёт раскраску и карандаши и садится за стол, занимает себя делом.
ЛЕЖИТ ПОЛЗЁТ ИДЁТ СИДИТ
ТАНЦУЕТ ОНА ОН
РАСТЁТ ПОЁТ
Примерные диалоги Педагог: Что делает цветок? Ребёнок: Растёт. (Берёт цветок и кладёт к карточке «растёт»). Педагог: Что делает соловей? Ребёнок: Поёт. (Выбирает следующую карточку) Педагог: Что делают все растения? Ребёнок: Растут. Педагог: А кто ещё растёт?
МЫЧИТ ЖУЁТ ЛАЕТ СТОРОЖИТ МОЛЧИТ ПЛАВАЕТ РЖЁТ СКАЧЕТ
ПРЫГАЕТ НЕ НЕ НЕ НЕ
ЛЕТАЕТ НЕ НЕ НЕ НЕ НЕ НЕ
Я бегаю Я мяукаю Я лакаю Я бодаюсь Я чавкаю Я царапаюсь Я хрюкаю Я бегаю Я бегаю
1 2 2 1
Ш А Р А Р К У Б К Б У Ш
Ш А Р К У Б
АЯ АЯ ЯЯ
ЫЙ ЫЙ ИЙ
ОЕ ОЕ ЕЕ
ЛОШАДЬ ОСЛИК КОПЫТН АЯ ЫЙ АЯ К ОРОВА
У ЗА ПРИ НА ШЁЛ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и игры на развитие восприятия у аутичных детей
Многие нарушения в поведении детей с расстройством аутичного спектра являются результатом нарушенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться ка...
Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.
Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи....
Развитие речи и мышления детей дошкольного возраста (познавательно – речевое развитие детей)
Выступление на конкурсе...
методика развития речи у аутичных детей
В своей работе я представляю методику развития речи у аутичных детей....
Книга Л.Г. Нуриевой "Развитие речи у аутичных детей"
В данной книге вы ознакомитесь с методическими рекомендациями в работе с аутичными детьми по развитию речи....
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской
Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"
Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...