развитие речи у аутичных детей
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

методические рекомендации по развитию речи у аутичных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_autichnyh_detey.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи у аутичных детей Методические разработки

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ I . ПЕРВИЧНЫЙ КОНТАКТ II . ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ . Роль мамы на занятии Организация занятий и рабочего места Работа над опорными коммуникативными навыками III . РАБОТА НАД УКАЗАТЕЛЬНЫМ ЖЕСТОМ «ДА», «НЕТ». IV . ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ аналитико-синтетическое (побуквенное) чтение; послоговое чтение; глобальное чтение.

Слайд 3

Виды работ

Слайд 4

Чтение слов имя ребёнка, имена его близких, клички домашних животных .

Слайд 5

ПОКАЖИ НОС ПОКАЖИ ГЛАЗА ПОКАЖИ РУКИ

Слайд 6

ПОДОЙДИ К ДВЕРИ ПОДОЙДИ К ОКНУ

Слайд 7

Кошка сидит Кошка лежит Кошка спит

Слайд 8

Чтение слоговых структур из открытых слогов МА ма П А п а В А в а Т А т а Ф А ф а ФО фо Ф У фу ФИ фи

Слайд 9

Ш Ч Ц Б У К

Слайд 10

А М О П

Слайд 11

А-а-а А У У-у-у

Слайд 12

Т Т Т

Слайд 13

ДОМ Ш А У М

Слайд 14

Цели тренинга: ребёнок учится с окращение оральных аутостимуляций дифференциации ротового и носового вдоха-выдоха п редотвращение многих бытовых проблем, связанных с «поеданием» несъедобных, приятно пахнущих веществ

Слайд 15

Этапы тренинга: ребёнок учится отличать неприятный запах от приятного запаха различать «вкусные » и « невкусные» запахи дифференциации ротового и носового вдоха-выдоха

Слайд 16

Развитие артикуляторного праксиса формирование произвольного произнесения звуков речи

Слайд 17

Развитие артикуляторного праксиса Й – провести ладонью по верхней части груди А – широко развести руки в круг Я – комплексный жест Й + А О – кисти рук сомкнуть Ё – комплексный жест Й + О У – вытянуть руку вперёд к себе Ю – комплексный жест Й + У

Слайд 18

И – коснуться указательными пальцами уголков рта вниз и от себя Э – махнуть обеими руками Е – комплексный жест Й + Э Б – постучать кулаком по столу П – тихонько опустить ладонь на стол Д – постучать ребром ладони по столу

Слайд 19

В – рука двигается вперёд, ладонь дрожит справа налево Ф – сделать воображаемый « щелбанчик » Б – постучать кулаком по столу П – тихонько опустить ладонь на стол Д – постучать ребром ладони по столу Т – постучать ребром ладони по воздуху

Слайд 20

М – указательным и средним пальцами сжать губы сверху и снизу Н – прижать указательный палец к переносице К – согнутую в запястье кисть двигать назад на уровне шеи Г – постучать указательным пальцем по столу Х – рука двигается вперёд, ладонь дрожит справа налево

Слайд 21

С – сделать воображаемый « щелбанчик » З – «погрозить» указательным пальцем Ш – горизонтальное движение ладонью справа налево Ж – резким движением поставить руки на пояс Ч – жест «Тише» Щ – движение ладони вниз «змейкой»

Слайд 22

Ц – указательным пальцем коснуться верхней губы, затем нижней Л – помахать «пока-пока» обеими ладонями Р – крутить руки по спирали перед грудью Ы – резко опустить сжатые в кулаки руки ъ ь –жестами не обозначаются

Слайд 23

Ваня Р ., 3,5 года диагноз РДА, 1 группа ( по классификации О. С. Никольской). полевое поведение, отсутствие каких-либо произвольных навыков, не понимание речи даже на бытовом уровне полное погружение в оральные аутостимуляции .

Слайд 24

Режимные моменты и отрабатываемые действия Завтрак : вытирание губ салфеткой + выбрасывание её в мусор + Занятия : выполнение домашнего задания Прогулка : одевание-раздевание, н аблюдение за природой Знакомство со свойствами и качествами предметов Обед : См. завтрак Полдник: «Положи песок» Прогулка: Катание на качелях (вверх-вниз) Ходьба по узкой дощечке (дорожке), по горке Ужин: Игры с водой

Слайд 25

Понимание фраз у Вани Р. Реакция на имя Подойди Подойди ко мне Подойди к маме Подойди к папе Подойди к окну Подойди к двери Возьми Положи Выброси мусор Дай Дай маме Дай папе Подними Покатай машинку Покажи большой Покажи маленький Покажи такой же Поправь                  

Слайд 26

Выполнение команд перед зеркалом Схема тела: Покажи голову + Покажи ноги, руки, живот + Покажи нос, ушки, глазки, рот + Это Я + Я хороший (гладит себя по головке) + Топни ножкой + Присядь + Встань + Попрыгай (прыг-скок) + Помаши ручкой +

Слайд 27

Ручной праксис (произвольные действия) Лепка: Катание шаров + Раскатывание колбасок - Рисование Удержание карандаша + Выполнение точечных движений и остановка по команде (Кап-кап, СТОП) + Рисование пальчиком по манной крупе + Игры с сыпучими материалами (горох, бобы, фасоль, крупа) + Рвать, мять и разглаживать (газету) + Показывать на пальчиках чисел («1», «2» и т.д.) +

Слайд 28

Артикуляторный праксис , произвольное дыхание Работа над звуками и жестами: А+, И+, М+, О+, У+, П+, Ф+, Ль - Ля-ля +, Мама +, Папа + Работа над дыханием: Дудочка + Свечка + Шарики + Работа с запахами: Реакция на бутылочку с нашатырным спиртом + Отгадывание по запаху продукта + Узнавание по запаху парфюмерных средств + Различение вдоха и выдоха через рот-нос. +

Слайд 29

Ваня Е., 2,5 года диагноз РДА, 1 группа (по классификации О. С. Никольской). мученическое выражение лица издавание только плачущих звуков «а-и » у скользающий взгляд пассивное подчинение рукам взрослого полевое поведение, непонимание речи на бытовом уровне

Слайд 30

Режимные моменты и отрабатываемые действия Завтрак : вытирание губ салфеткой + выбрасывание её в мусор + Занятия : выполнение домашнего задания Прогулка : одевание-раздевание - н аблюдение за природой +- Знакомство со свойствами и качествами предметов + Обед : См. завтрак Полдник: «Положи песок» + Прогулка: Катание на качелях (вверх-вниз) + Ходьба по узкой дощечке (дорожке), по горке + Ужин: Игры с водой +

Слайд 31

Понимание фраз у Вани Р. Реакция на имя Подойди Подойди ко мне Подойди к маме Подойди к папе Подойди к окну Подойди к двери Возьми Положи Выброси мусор Дай Дай маме Дай папе Подними Покатай машинку Покажи большой Покажи маленький Покажи такой же Поправь                    

Слайд 32

Выполнение команд перед зеркалом Схема тела: Покажи голову + Покажи ноги, руки, живот + Покажи нос, ушки, глазки, рот + Это Я + Я хороший (гладит себя по головке) + Топни ножкой + Присядь + Встань + Попрыгай (прыг-скок) + Помаши ручкой +

Слайд 33

Ручной праксис (произвольные действия) Лепка: Катание шаров + Раскатывание колбасок + Рисование Удержание карандаша + Выполнение точечных движений и остановка по команде (Кап-кап, СТОП)  Рисование пальчиком по манной крупе + Игры с сыпучими материалами (горох, бобы, фасоль, крупа) + Рвать, мять и разглаживать (газету) + Показывать на пальчиках чисел («1», «2» и т.д.) +

Слайд 34

Артикуляторный праксис , произвольное дыхание Работа над звуками и жестами: А+, И+, М+, О+, У+, П+, Ф+ Ля-ля +, Мама +, Папа + и т.д. Работа над дыханием: Дудочка + Свечка + Шарики + Работа с запахами: Реакция на бутылочку с нашатырным спиртом + Отгадывание по запаху продукта + Узнавание по запаху парфюмерных средств + Различение вдоха и выдоха через рот-нос. +

Слайд 35

Лера Ж. пришла на занятие в 5 лет. В отличие от Вани она не «страдала», а активно сопротивлялась и кричала , когда пытались остановить её бесконечное кружение на полу. Когда она переставала крутиться, начиналось «хождение» по мебели. С необычайной ловкостью Лера забиралась на все доступные и недоступные возвышения. Казалось, остановить это беспрерывное движение невозможно. Но с помощью мамы нам удалось сформировать устойчивые умения и навыки: подойти к столу, разложить всё по пакетикам, убрать картинки или буквы в конце занятия. Количество пакетиков потихоньку увеличивалось, но как только это вызывало «бунт», новые пособия убирались и появлялись только через 2-3 занятия.

Слайд 36

Через полгода Лера овладела глобальным чтением, но формирование звукопроизношения шло очень медленно и трудно. Почти год понадобился, чтобы уложить язык «расслабленным». С невероятным трудом накапливались любые произвольные движения: от прыжков на двух ножках до надевания пальто, от раскрашивания картинок до движения языком или губ. Но мы были последовательны и терпеливы. Через год с небольшим появились первые гласные звуки, через полтора года добавились несколько согласных. После двух лет работы Лера зашептала слоги и отдельные простейшие слова. Её успехи в самообслуживании просто потрясающие: она самостоятельно одевается, сама накрывает на стол и моет посуду, совершает гигиенические процедуры. Лера научилась владеть иголкой и ножницами, пишет свои первые буквы, решает примеры. Когда папа с мамой чем-то заняты, она берёт раскраску и карандаши и садится за стол, занимает себя делом.

Слайд 37

ЛЕЖИТ ПОЛЗЁТ ИДЁТ СИДИТ

Слайд 38

ТАНЦУЕТ ОНА ОН

Слайд 39

РАСТЁТ ПОЁТ

Слайд 40

Примерные диалоги Педагог: Что делает цветок? Ребёнок: Растёт. (Берёт цветок и кладёт к карточке «растёт»). Педагог: Что делает соловей? Ребёнок: Поёт. (Выбирает следующую карточку) Педагог: Что делают все растения? Ребёнок: Растут. Педагог: А кто ещё растёт?

Слайд 41

МЫЧИТ ЖУЁТ ЛАЕТ СТОРОЖИТ МОЛЧИТ ПЛАВАЕТ РЖЁТ СКАЧЕТ

Слайд 42

ПРЫГАЕТ НЕ НЕ НЕ НЕ

Слайд 43

ЛЕТАЕТ НЕ НЕ НЕ НЕ НЕ НЕ

Слайд 44

Я бегаю Я мяукаю Я лакаю Я бодаюсь Я чавкаю Я царапаюсь Я хрюкаю Я бегаю Я бегаю

Слайд 47

1 2 2 1

Слайд 48

Ш А Р А Р К У Б К Б У Ш

Слайд 49

Ш А Р К У Б

Слайд 50

АЯ АЯ ЯЯ

Слайд 51

ЫЙ ЫЙ ИЙ

Слайд 52

ОЕ ОЕ ЕЕ

Слайд 53

ЛОШАДЬ ОСЛИК КОПЫТН АЯ ЫЙ АЯ К ОРОВА

Слайд 54

У ЗА ПРИ НА ШЁЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры на развитие восприятия у аутичных детей

Многие нарушения в поведении детей с расстройством аутичного спектра являются результатом нарушенного восприятия или неверной переработки сенсорной информации. Эти проблемы могут касаться ка...

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи.

Логопедическая работа по развитию речи у якутскоязычных детей дошкольного возраста с нарушениями в речи....

методика развития речи у аутичных детей

В своей работе я представляю методику развития речи у аутичных детей....

Книга Л.Г. Нуриевой "Развитие речи у аутичных детей"

В данной книге вы ознакомитесь с методическими рекомендациями в работе с аутичными детьми по развитию речи....

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Занятие по развитию речи «Знакомство с былиной «Болезнь и исцеление Ильи Муромца» в рамках дополнительной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской

Знакомство детей с былинным жанром русского народного устного творчества в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре". Тема: "Знаком...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе в рамках парциальной программы "Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре"

Цель занятия: Познакомить детей с русской народной традицией празднования обрядового праздника "Екатерина Санница"...