Чтение и пересказ башкирской народной сказки «Кураист»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Задачи:

1. Обучающие: учить составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение. Показать образность фольклора, уметь определять эмоциональное состояние героев, соотносить их с музыкой.

2. Развивающие: развивать образную память, речь.

3. Воспитывающие: воспитывать умение сопереживать героям сказки, наслаждаться музыкой курая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_1.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

ООД «Чтение и пересказ башкирской народной сказки «Кураист»

Задачи:

1. Обучающие: учить составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение. Показать образность фольклора, уметь определять эмоциональное состояние героев, соотносить их с музыкой.

2. Развивающие: развивать образную память, речь.

3. Воспитывающие: воспитывать умение сопереживать героям сказки, наслаждаться музыкой курая.

Средства обучения: музыкальный инструмент-курай, запись звучания курая, текст башкирской народной сказки «Кураист».

Ход.

В: Дети, послушайте загадку и попробуйте отгадать ее:

Голос птиц, мелодию рассвета,

Все передает тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка.

Что это?

Д: Курай.

В: Да, ребята, это башкирский национальный музыкальный инструмент – курай. Он является самым древним музыкальным инструментом башкирского народа. Его изготовляли сами исполнители из стебля растения, которое называется реброплодник уральский, а башкиры просто называли- курай. Он в большом количестве растет в Башкортостане.

В: Посмотрите, на какой музыкальный инструмент похож курай?

Д: Дудочка, флейта.

В: Дети, давайте послушаем, как звучит курай.

Прослушивание мелодии курая.

В: Как называют человека, который играет на курае?

Д: Кураист.

В: Сегодня мы познакомимся с башкирской народной сказкой, которая так и называется «Кураист».

Чтение башкирской народной сказки «Кураист».

Давным-давно жил, говорят, один бай. У него был сын по имени Гарей.

С малых лет пристрастился Гарей ходить с отцовскими слугами на охоту.

В те времена в лесах водилось очень много зверей.

Однажды Гарей сказал отцу:

-Атай, сегодня я пойду на охоту один.

Отец не разрешил идти на охоту одному, но сын ослушался.

Решил показать себя удальцом и, никому не сказав, ушел один.

Ушел и не вернулся. День прошел, другой прошел –нет Гарея.

Бай осерчал на слуг –вы, мол, в этом виноваты. Неделя прошла –Гарея все нет. Собрал бай слуг и говорит:

-Найдите Гарея, где хотите! Кто принесет мне худую весть, пускай пеняет на себя: кину на растерзание волкам.

И послал слуг искать пропавшего сына.

И вот ходят те по лесам, ходят по горам. Ходили, ходили и

нашли окровавленные клочья Гареевой одежды. Растерялись слуги: как теперь об этом баю сказать? Тут встретился им прохожий старик. Рассказали ему все, как есть, попросили дать совет. Выслушал их старик и говорит:

-Ложитесь-ка, сынки, спать. Утром пойдете к баю, и я с вами.

Слуги, успокоившись, легли спать. Утром пошли все вместе к баю, а бай уже у ворот стоит, ждет.

-Ну, –спрашивает, –какую мне весть принесли? Слуги –ни слова в ответ. А тот старик вытянул из сумы курай и заиграл на нем. Так искусно заиграл, и столько печали было в голосе курая, что даже соловьи в саду умолкли и заслушались. Постоял бай, постоял, глядя то на кураиста, то на курай, и заплакал. И на глазах слуг слезы выступили. Хоть никто ни слова не вымолвил, понял бай по напеву курая, что сын его погиб. Но тот же напев, зачаровав его, облегчил горе.

Никому из слуг не пришлось сообщать худую весть.

Так кураист искусной игрой отвел от слуг лютую смерть, а горюющего утешил.

В: Дети, понравилась вам сказка? О чем говорится в этой сказке?

Кто такой Атай в сказке?

Д: На башкирском языке ата –означает отец, папа.

В: В сказке говорится, что сын ослушался. Что означает это слово? (не подчинился приказу, распоряжению отца, проявил непослушание)

В: Гарей решил показать себя удальцом. Каким словом еще можно сказать про него? (храбрец, смельчак) 

В: Какое настроение вызывает эта сказка?

Д: Грустное, печальное, хмурое.

В: Что можно сказать игрой на курае?

Д: Облегчить горе, поднять настроение человека, успокоить сердце…

Физминутка «Курай»

Колосись ты мой курай! (плавно качаем руками вправо и влево)

И под солнцем созревай.

До небес расти, тянись. (вытягивают руки вверх и качают вправо и влево)

И цветок свой раскрывай. (раскрыли руки над головой)

А потом играй, играй, (имитируют игру на курае)

Точно птица распевай.

В целом мире нету краше, (Изображают планету-Земля)

Звука твоего курай!

Повторное чтение сказки с установкой на запоминание и пересказ.

Пересказ сказки детьми.

В: Дети, чьи пересказы были интересными, выразительными?

В: Как вы понимаете выражение «пускай пеняет на себя»? (пускай жалуется на себя).

В: У каждого народа на каждый случай есть мудрая мысль- пословица или поговорка. Пословица учит, как надо поступать, высмеивает лень , хитрость , хвастовство. Послушайте башкирскую пословицу и скажите, как вы ее понимаете: «Дома петух, на улице- цыпленок»?

Дети объясняют значение пословицы.

В: О каком человеке так говорят? ( Дома задира, крикун, а на улице трус)

В: Чему учит эта пословица? (ответы детей)

Воб: Давайте вспомним пословицы башкирского народа о послушании:

- Кто слушается старшего, нога того о камень не ударится.

- Беда быстрее счастья ходит.

- Послушному- одно слово, непослушному- сто.

- Старого человека надо слушаться, молодого надо учить.

- Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ("Чтение художественной литературы") Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

 Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народно...

Конспект занятия для детей старшей группы ( образовательная область " Чтение художественной литературы") Тема: " Пересказ тувинской народной сказки "Как верблюд стал некрасивым"

Данное занятие учит детей связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку с опорой на схему, воспитывает интерес к устному тувинскому народному творчеству. Произведение народного творчества...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области « Речевое развитие» для детей 5 – 6 лет «Чтение и пересказ хантыйской народной сказки «Мальчик Идэ»

Связная речь: учить замечать и использовать выразительные средства языка сказки, пересказывать текст сказки; способствовать усвоению образного языка сказки.Грамматическая правильность речи: упражнять ...

Окрытое занятие. Развитие речи. младшая группа. Чтение и пересказ русской народной сказки: "Лисичка со скалочкой"

Область: «Речевое развитие»Раздел: «Чтение художественной литературы»Тема: «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». Возрастная группа: младшая.Интеграци...

Конспект ООД по чтению и обыгрыванию башкирской народной сказки «Медведь и пчелы»

Цель:1. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.2. Активизировать словарь детей: юрта, улей, бортевой домик, пчелиный мед.3. Развивать творческ...

НОД по развитию речи Чтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок»

Данное занятие способствует обучению детей  связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....

Чтение башкирской народной сказки «Падчерица»

Чтение башкирской народной сказки «Падчерица»...