Автоматизация звука Р
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р]
Оборудование: фетр, декоративные пуговки.
Список: ракушка, рыба, рукавица, мухомор, марка, динозавр, коробка (подарок), роза, паровоз, гитара, карандаш, жираф, парусник, баран, веер.
Задания и упражнения:
1.Назови картинки, «нажимая» на каждый предмет пальчиком. Четко произноси звук [Р] в словах.
Предметы расположены столбиками (рядами), поэтому можно по инструкции определять предмет, с которого необходимо начинать (Назови предметы в первом столбике сверху вниз и т.д.)
- Отхлопай слова по слогам (ры-ба, ка-ран-даш).
- Назови в словах только гласные звуки. Ры-ба: Ы-А.
- Угадай слово по гласным звукам. Взрослый произносит только гласные звуки в слове, например О,А (при этом также можно выделить голосом ударный гласный звук). Ребенок угадывает слово и произносит его «РОЗА».
- «Путаница»- взрослый называет слово, меняя слоги местами, например: ЗА,РО ребенок находит на коврике соответствующий предмет и называет правильно «РОЗА».
- Назови слова, которые начинаются на звук [Р] (слова, в которых звук [Р] стоит в начале, середине или в конце слова..).
2. Закончи чистоговорку нужным словом.
Если ребенок читающий, можно сначала прочитать слоги, которые написаны на бусинах слева, и подобрать слова, начинающиеся на данный слог. Затем повторить чистоговорку полностью.
- на начальный слог: ра-ра-ра – это .. (ракушка), ро-ро-ро – это ...(роза) и т.д.
Затем можно предложить ребенку подобрать признак к предмету. Розовая роза, морская ракушка и т.д.
3.Послушай и запомни цепочку слов. Повтори слова в том же порядке. Взрослый произносит слово, ребенок находит на коврике соответствующий предмет и произносит слово (или только показывает пальцем предмет, на последующих этапах находит только глазами). После прослушивания целой цепочки, ребенок произносит слова, «нажимая» на каждый предмет. Постепенно увеличивайте цепочку слов (начиная с трех слов), учитывайте возможности ребенка.
4. Упр. «Чего не стало?» Закройте предмет фишкой (увеличивайте количество предметов)
5. Упр. На развитие пространственной ориентировки. Кто находится под карандашом? Под карандашом- баран. Что находится над карандашом? Над карандашом - роза...Что находится справа от розы? Справа от розы – паровоз. Добавляем слова-признаки: Справа от морской ракушки- пестрая рыбка…
6. Назови слова, которые отвечают на вопрос "Кто"? ("Что?").
7. Дидактическая игра: «Мой-моя»: моя рыба, мой карандаш и т.д.
8. Дополнительные вопросы. Что общего между жирафом и динозавром? Что общего между розой и мухомором? Что общего между парусником и паровозом?
Ребенок отвечает на вопросы полными предложениями.
9. Посчитай предметы: Ребенок одновременно работает двумя руками. Например: левой рукой показывает цифру, правой рукой предмет. Варианты счета могут быть различные:
По инструкции ребенок находит нужную цифру (в верхнем правом углу), или же используются все предложенные цифры по порядку.
- счет по рядам, например: одна корона, одна ракушка, одна рыба, одна рукавица и т.д.
- счет по столбикам: одна ракушка, один мухомор, одна коробка, одна гитара, один парусник и т.д.
- счет предметов по порядку (в прямом и обратном порядке).
10. Угадай на ощупь. Ребенок закрывает глаза, кладет ладонь правой или левой руки на коврик. На какой предмет попадет ладонь ребенка, тот предмет он ощупывает и угадывает (взрослый контролирует действия ребенка, направляет его руку по необходимости). Попросите ребенка составить предложение с данным словом.
Можно также попросить ребенка составить предложение, в котором будут содержаться два угаданных слова.
Угадывать на ощупь также можно одновременно цифру и предмет.
11. Упр. на развитие памяти. Необходимо закрыть поле с предметами и цифрами, оставить открытыми только столбики с разноцветными сердечками-бусинами. Ребенку предлагается вспомнить предметы определенного цвета (оранжевая гитара, розовый карандаш, красный мухомор…). Также предлагается ребенку самостоятельно подобрать и назвать еще дополнительно предметы определенного цвета.
Можно попросить ребенка назвать еще дополнительно предметы, которые могут быть такого цвета.
Цветные пуговки-бусины также можно использовать при работе с чистоговорками (назвать первый /последний слог в слове, «нажимая» пальчиком на каждую пуговку, назвать слово, показывая предмет).
12. Знакомство с буквой. Чтение слогов в левом и правом столбиках. Найти бусины с одинаковыми буквами. Сравнить их. Провести звукобуквенный анализ слогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительные задания с использованием звукотаблиц | 902.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Звукотаблица на звук Р
Слова – подсказки: | баРан, | аРбуз, | воРона, | сыР, |
| баРабан, | зебРа, | веРтолет, | жиРаф, |
| носоРог, | кРовать, | коРова, | гРуша, |
| кРужка, | Рыба, | Роза, | Рак |
1. Назови все предметы по порядку «змейкой (баран, арбуз, ворона, сыр, жираф, вертолет, зебра, барабан и т.д.)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и добавляй к называемому предмету сначала слово «пРыг» :
пРыг на баРана
пРыг на аРбуз
пРыг на воРону и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у баРана – аРбуз, у воРоны – сыР и т.д.
(картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Называй предметы живые красивыми, а неживые - хорошими : баРан – кРасивый, а аРбуз – хоРоший, воРона – кРасивая, а сыР – хоРоший и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один баРан, два баРана, пять баРанов и т.д.
6. Назови каждый предмет в уменьшительной форме, если это возможно : баРан - баРашек, аРбуз - аРбузик и т.д.
7. Назови живые и неживые предметы
8. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету; между ... , над ... , под ... , и т.д. (задание может быть любой сложности).
9. С каждым предметом придумай по одному предложению. (усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, баРан и аРбуз – БаРан ест аРбуз)
Звукотаблица на звук Р в сочетании ТР, ДР
Слова – подсказки: | сТРаус, | асТРа, | сТРекоза, | осТРов, |
инсТРументы, | сТРоитель, | касТРюля, | Кот МаТРоскин, | |
ПеТРушка, | ТРон, | ДРакон, | веДРо, | |
ТРоллейбус, | поДРужки, | ДРова, | выДРа | |
1. Назови все предметы по порядку «змейкой» (страус, астра, стрекоза, остров, Кот Матроскин, кастрюля, строитель, инструменты, Петрушка...)
2. Ставь на каждый предмет фишку (можно использовать пуговицу или игрушку – «киндер») и проговаривай : я смоТРю на…
Я смоТРю на сТРауса
Я смоТРю на асТРу
Я смоТРю на сТРекозу и т.д.
3. Называй предметы парами таким образом, чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет. Например: у сТРауса – асТРа, у сТРекозы – осТРов , у МаТРоскина – касТРюля и т.д. (картинки подобраны парами: живой предмет – неживой предмет).
4. Назови все предметы, добавляя живой – неживой: сТРаус – живой, асТРа – неживая и т.д.
5. Называй предмет, на который ставишь фишку сначала в ЕДИНСТВЕННОМ числе, затем, согласовывай его с числительными ДВА, ПЯТЬ: один сТРаус, два сТРауса, пять сТРаусов и т.д.
6. Живой предмет называй с числом ТРИ, а неживой предмет с числом ТРИДЦАТЬ ТРИ: ТРи сТРауса, ТРидцать ТРи асТРы, ТРи сТРекозы и т.д.
7. Назови, что находится в правом верхнем углу; в нижнем левом углу; в правом нижнем углу; в верхнем левом углу; в верхнем ряду вторым по счету; в нижнем ряду третьим по счету; во втором ряду первым по счету... ; между , над ... , под ... и т.д. (задание может быть любой сложности).
8. С каждым предметом придумай по одному предложению.
(усложненный вариант задания: придумай предложения, используя по два слова из звукотаблицы, например, сТРаус и асТРа – СТРаус съел асТРу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)
Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ
ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...
Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.
Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....
Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».
Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)