Конспект НОД познавательное развитие тема: «Знакомство с камнем»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Титова Галина Рудольфовна

Конспект НОД

По познавательному развитию

Детей подготовительной к школе группы

Тема: «Знакомство с камнем».

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением камней.

Задачи:

Образовательные:

-дать представление о том, что в природе камни встречаются в земле, в реках и морях. 

-сравнить свойства дерева и камня.

-словообразование

Развивающие:

-развивать интерес к камням.

-развивать сенсорные ощущения, умение обследовать камни и называть их свойства.

-способствовать развитию диалогической речи, речевой деятельности, обогащению словаря.

Воспитательные:

-поддерживать интерес к экспериментированию.

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

По познавательному развитию

Детей подготовительной к школе группы

Тема: «Знакомство с камнем»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением камней.

Задачи:

Образовательные:

-дать представление о том, что в природе камни встречаются в земле, в реках и морях.  

-сравнить свойства дерева и камня.

-словообразование

Развивающие:

-развивать интерес к камням.

-развивать сенсорные ощущения, умение обследовать камни и называть их свойства.

-способствовать развитию диалогической речи, речевой деятельности, обогащению словаря.

Воспитательные:

-поддерживать интерес к экспериментированию.

-воспитывать желание участвовать в совместной деятельности наравне со всеми.

Предварительная работа:

-рассматривание иллюстраций с изображением зданий, памятников, построек из камней.

-рассматривание открыток с изображением сувениров и ювелирных изделий из камня.

Материал:

-коллекция речных и морских камней на подносе

-деревянный брусочек, молоток, несколько гвоздиков

-деревянные брусочки для опыта с водой  

-образцы мрамора и гранита

-репродукции с изображением архитектурных сооружений из гранита и мрамора

-выставка изделий из полудрагоценных камней (бусы, браслеты, кулоны)

Работа с родителями: Предложить сходить в магазин сувениров, показать  детям изделия из камня. Показать детям на улице гранит и мрамор.

Ход.

Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть любимое дело, которым он любит заниматься в свободное время. К нам пришёл Знайка (кукла) у которого то есть увлечение – это … коллекционирование. Вы, знаете, что это такое?

Ответы детей: Коллекционирование – это собирание каких-либо предметов.

Воспитатель: Догадайтесь, что коллекционирует наш Знайка:

Его в горах полным - полно.

Он частое падает на дно

Ущелья со скалы крутой.

Он твёрдый, маленький, большой.

По форме разным он бывает.

Его с дороги убирают.

Ответы детей: Камень.

Воспитатель:

Давайте познакомимся  с коллекцией Знайки. (Воспитатель убирает салфетку с подноса, на котором разложены морские и речные камни)

Посмотрите какие они разные.

Дети рассматривают камни, трогают, сравнивают по величине, форме, гладкости, цвету, тяжести.

Воспитатель: А давайте попробуем разделить все эти камни на группы, объединив их по какому- либо признаку.

Дети думают, делят, обосновывают.

Помочь детям остановиться  на двух группировках: гладкие и шероховатые.

Воспитатель: Посмотрите на шероховатые камни. Как вы думаете, где можно встретить такие камни?

Ответы детей.

Воспитатель: Знайка нашел эти камни на реке. Значит как можно их назвать?

Ответы детей: Речные.

Воспитатель: Что вы можете сказать про речные камни? Какие они?

Дети: Шероховатые, неровные, разной формы, с острыми углами.

Воспитатель: А вот совсем другие камни. Возьмите их и положите рядом с речными. Посмотрите на камни, скажите, чем отличаются эти камни от речных?

Дети думают, обследуют, обосновывают.

Воспитатель: Какой формы эти камни, цвета, какая у них поверхность, какие края?

Дети: Камни гладкие, разной формы – овальные и круглые, твердые, холодные.

Воспитатель: Эти камни Знайка привез с моря, значит, их можно назвать …

Дети: Морские

Как вы думаете, почему они такие?

Ответы детей.

Воспитатель: Такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, они становятся гладкими-гладкими – без единого уголка. А чем они похожи речные и морские камни?

Дети: Твердые.

Воспитатель: Как вы думаете, что тверже камень или дерево? А как мы можем это проверить? Посмотрите, что у нас на столе для этого?

Ответы детей.

Проводится опыт. Воспитатель демонстрирует попытку забить гвоздь в камень и в деревянный брусочек.

Воспитатель: Что получилось? Смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с  гвоздем? А как вел себя камень?

Ответы детей.

Воспитатель:  Какой можно сделать вывод?

Дети: Камень тверже дерева.

Воспитатель:  Давайте теперь посмотрим как камень и дерево будут себя вести в воде?

На стол ставится емкость с водой. Детям предоставляется возможность отпустить деревянные брусочки в воду. Затем в воду опускается несколько камней.

Воспитатель: Расскажите, что вы увидели? Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Дерево не тонет – оно легче воды. Камень тонет – он тяжелее воды.

Воспитатель: Ну а сейчас, давайте представим, что мы с вами на речке.

Физминутка.

Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания – руки вперёд.)

Сверху мостик  - погляди. (Потягивания -  руки вверх.)

Чтобы плыть еще скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Воспитатель: Как вы думаете, где еще кроме моря и реки можно увидеть камни?

Ответы детей: На дороге, в лесу, в аквариуме, в горах.

Воспитатель: Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? Как?

Ответы детей: Нужен. Используется для строительства.

Воспитатель: Посмотрите, вот здесь у меня лежат образцы двух камней. Это гранит и мрамор. Подержите их в руках и опишите: какие они?

Ответы детей: Гранит – красный, крупно-зернистый, холодный, нескользкий, тяжелый.

Мрамор – черный (белый, розовый), тяжелый, крупно-зернистый, шлифованный, гладкий и т.д.

Воспитатель: Обратите внимание   как красивы эти камни. Из гранита строят набережные, памятники, здания. Мрамор используется для изготовления колонн, полов, лестниц и др. Можно сказать, что им украшают здания, а есть ли камни, которые служат нам как украшения?

Ответы детей.

Воспитатель: Посмотрите на нашу мини-выставку. Что вы здесь видите?

Дети: Сувениры, бусы, серьги, кулоны…

Воспитатель: Эти изделия тоже сделаны из разных камней. Что можно сказать о них?

Дети: Разноцветные, блестящие, гладкие, прозрачные, красивые и т.д.

Воспитатель: Может быть кто-то знает их названия?

Дети: Янтарь, малахит, бирюза, рубин и т.д.

Воспитатель: Как много мы с вами сегодня узнали о камнях. Было ли вам интересно? Что вы узнали о свойствах камня?

Ответы детей: Твёрдый. Тяжелее воды.

Воспитатель: А для чего человек использует камни?

Ответы детей: Для строительства набережных, отделки домов, как украшения  и т.д.

Воспитатель: Сегодня Знайка познакомил нас с коллекцией камней, а я знаю, что у него есть коллекция не только камней, но и других предметов. А каких мы узнаем, если пригласим его в гости.

Я предлагаю вам продолжить дома знакомство с камнями, которые используются в изготовлении сувениров и украшений. Рассмотрите дома с мамой ее украшения. Поинтересуйтесь названием камней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я предлагаю, конспект занятий предназначен для детей подготовительной к школе группе по познавательному развитию. Тема «Знакомство с часами». Я расскажу детям о времени, точнее о предмете, который определяет время (часы). И отправимся в далекое прошлое,

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группеТема «Знакомство с часами»Организационный моментЗдравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!Здравствуй, вольный ве...

Конспект занятия по познавательному развитию Тема: "Знакомство с фруктами" (вторая младшая группа)

Цель: Дать представление о трех, четырех фруктах (яблоко, лимон, апельсин).Задачи: - различать плоды по названию,особенностям формы, цвета, поверхности, вкуса и запаха.- развивать сенсорное ощущения,о...

Конспект НОД по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с цветом предметов»

Конспект НОД по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с цветом предметов»Интеграция ОО: познавательно – исследовательская, коммуникативная, художественно-эстетическая.Виды детской деятельности: п...

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию. Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством. Деревянные ложки.»

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию.Тема: «Знакомство с русским народным прикладным творчеством.Деревянные ложки.»...

Конспект ОД по ОО " Познавательное развитие". Тема: "Знакомство с основными свойствами воды".

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной группы по ОО " Познавательное развитие" Тема: "Знакомство с основными свойствами воды"....

Конспект мероприятия НОД по образовательной деятельности «Познавательное развитие» тема: «Знакомство с жизнью народов Севера»

рассказать о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); Iвоспитывать чувство уважения к жизни, традиция и обычаям других народов...

Конспект НОД на тему: «Математика» образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Знакомство с настоящим, прошедшим и будущим временем»

Тема: «Знакомство с настоящим, прошедшим и будущим временем»Возрастная группа – старшаяЦель занятия: формировать у детей представления о настоящем, прошедшем и будущем времениЗадачи ...