Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема «Мебель».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Титова Галина Рудольфовна

Конспект НОД по познавательному развитию

 в подготовительной группе

Тема «Мебель».

 

Цель:

Расширить представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.

 

Задачи:

- Расширять знания детей о  мебели, материале, из которого она изготовлена, обивке( ткань, кожа) ,истории происхождения мебели, использовании ее человеком.

- Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели : лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.

- Расширять словарный запас с помощью новых слов (лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, заготавливать, мебельная фабрика)

-Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

-Расширять речевую активность детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mebel._nod.docx28.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию

 в подготовительной группе

Тема «Мебель».

Воспитатель: Титова Г.Р.

Цель:

Расширить представления детей о мебели, её назначении в жизни человека.

Задачи:

- Расширять знания детей о  мебели, материале, из которого она изготовлена, обивке( ткань, кожа) ,истории происхождения мебели, использовании ее человеком.

- Познакомить с профессиями людей, участвующих в изготовлении мебели : лесоруб, плотник, столяр, художник-дизайнер, сборщик.

- Расширять словарный запас с помощью новых слов (лесоруб, лесовоз, дизайнер, столяр, сборщик, плотник, заготавливать, мебельная фабрика)

-Учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

-Расширять речевую активность детей

Материал: иллюстрации различной мебели,  материалы: камень, дерево, кусочки кожи, ткани.

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, вы хотите знать о чем пойдет речь на нашем занятии? Вот вам подсказка: без нее трудно обходиться в квартире. чтобы в квартире (в доме) стало уютно, мы ее покупаем и расставляем как нам удобно. Она есть для кухни, спальни, гостиной.

Дети: Мебель.

Воспитатель: Конечно, сегодня мы поговорим с вами о мебели.

Для чего нужна мебель? 

 Какая мебель есть у нас в группе? 

Всегда ли была мебель у людей?

Ответы детей.

Воспитатель: Давным-давно, когда не было ни деревень, ни городов, люди жили в пещерах. Спасаясь от дождя и холода, они разжигали костры и грелись у огня. Как вы думаете, на чем отдыхали люди?

Дети: На полу, на земле, на камнях, на шкурах

Воспитатель: Представьте, что вы сейчас в пещере, устали и решили отдохнуть: садитесь, ложитесь, как вам удобно. Что вы чувствуете?

Дети: Жестко лежать на полу, ноги устают сидеть на корточках, спине неудобно.

Воспитатель: Вот и древним людям было неудобно, полы были влажными, холодными, жесткими, камни острыми. Если долго лежать на холодном, что будет?

Дети: Можно замёрзнуть, простудиться, заболеть.

Воспитатель: Вот тогда-то человек задумался, из чего же ему сделать мебель? Вокруг пещеры были только камни и дерево. Подойдите по очереди к столу, потрогайте наши экспонаты и ответьте на вопрос: как вы считаете какой материал (камень или дерево) больше подходит для изготовления мебели? Почему?

Дети: Камни холодные, тяжелые, острые, шершавые, крепкие.  Дерево приятное на ощупь, теплое, крепкое, его можно построгать и оно станет гладким, в него хорошо забивается гвоздь, в нем можно просверлить отверстия.

Воспитатель: Правильно, люди обратили внимание, что на бревне сидеть удобнее и теплее, чем на камне.

Вывод: Человек выбрал для изготовления мебели дерево, потому что оно приятное на ощупь и хорошо поддается обработке.

Со временем человек стал создавать предметы мебели: лавки, столы, табуреты.

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете названия предметов мебели?

Ответы детей.

Тогда предлагаю вам поиграть. Внимательно послушайте стихотворение и сосчитайте сколько предметов мебели там упоминается.

В нашей комнате, в столовой

Есть отличный стол дубовый.

Стулья-спинки все резные,

Ножки гнутые, витые

И ореховый буфет, для варенья и конфет.

В комнате для взрослых, в спальне,

 Есть для платьев  шкаф зеркальный ,

И широкие кровати, с одеялами на вате,

И березовый комод, мама там белье берет.

А в гостиной кресло есть, телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке-центр  музыкальный.

Воспитатель: Сколько названий вы услышали?

Дети: 10

Воспитатель: Давайте проверим.

(Воспитатель выкладывает картинки, а дети считают.)

  Воспитатель: Какие предметы мебели люди создали в первую очередь?

В истории человечества одним из первых видов мебели был ящик, сколоченный из досок. В нем хранили одежду, посуду и даже продукты питания. А когда придумали этот ящик накрыть крышкой, то получился сундук. Он стал служить и местом для хранения вещей, и кроватью, и сиденьем одновременно. Со временем сундуки стали украшать металлом, чеканкой. Появились ручки- стало удобно его переносить , брать в путешествие. Долгое время сундук считался символом богатства.

А как вы считаете, что появилось раньше стол или шкаф? Почему?

Дети: Стол. Потому, что на нем удобно есть и что-то делать.

Воспитатель? Какую мебель мы называем мягкой?

 Дети: Диваны, кресла, пуфы – набитые чем-то мягким и обтянутые тканью.

Воспитатель: Зачем придумали мягкую мебель?

Дети: Чтобы было удобно сидеть и отдыхать, для уюта и красоты.

Воспитатель: Как вы думаете, как называют мебель, сделанную много-много лет назад? (в старину)

Дети: Старинная. Ее мы можем увидеть в музеях.

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, (шаги на месте)

Много мебели в квартире.  (прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку, (повороты туловища вправо-влево)

А в буфет поставим чашку.  (поднимают руки вверх)

Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)

Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают)

А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку)

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом (хлопают в ладоши)

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (прыгают на месте)

Много мебели в квартире.

Воспитатель: Сейчас на фабриках изготавливают удобную и современную мебель. Вы знаете люди скольких профессий участвуют в изготовлении мебели? Послушайте  отрывок из стихотворения                                           С.Я. Маршака «Откуда стол пришел ?»

Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной.
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.

Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал…

И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.

Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.

Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером — читать.

На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.

Дизайнер придумывает мебель, делает чертежи. Лесорубы заготавливают брёвна для изготовления мебели ,а на мебельной фабрике плотники и столяры выпиливают детали, склеивают их, а сборщики мебели помогают качественно и быстро собрать мебель. Дружной командой работают мастера и мебель получается крепкая, красивая.

Воспитатель: Для изготовления мебели используют различные материалы:

Шкаф из дерева –какой? (деревянный)

Стол из стекла -какой?(стеклянный)

Стул из пластмассы –какой?(пластмассовый)

Кресло из кожи –какое?(кожаное)

Диван из велюра-какой?( велюровый)

А вспомните в сказке Андерсена у Снежной королевы ,в ее замке, из чего была сделана мебель? (изо льда- ледяная)

Воспитатель:

Ребята, а что делать, если мебель сломается?

Дети: Ее можно починить.

Воспитатель: я вам предлагаю немного отдохнуть и помочь мне рассказать одну историю. А помогать вы будете с помощью языка мимики и жестов. А что такое мимика?

Дети: Это эмоции, которые отображаются у нас на лице.

«Мимическая гимнастика»

           -Друзья уселись в кресло, а у него сломалась ножка (Огорчение)

-Все думали только об одном: «Что делать?» (Задумчивость)

- И наконец-то придумали! (Радость)

-Взяли молоток, гвозди и починили ножку! (Счастье!)

-Теперь нет никаких проблем! Можно спокойно сидеть дальше!(Спокойствие)

Воспитатель: Дети, а где можно купить мебель? (в магазине). Смотрите сколько разной мебели изображено на картинках. Здесь есть мебель для кухни, гостиной, спальни…

Давайте поиграем в мебельный магазин. Я буду продавцом, а вы по очереди будете подходить ко мне, выбирать 1картинку с изображением предмета мебели и объяснять мне почему вы хотите купить ту или иную мебель и куда вы ее поставите.

Дети: -Я хочу купить красный диван, потому что он большой, красивый и очень удобный.

-А я куплю полосатое кресло, потому что в нем очень удобно сидеть и смотреть телевизор.

-А я куплю книжный шкаф, потому что у меня много книг.

-Я хочу купить письменный стол, потому что за ним удобно рисовать.

Восп-ль оценивает ответы детей.

Воспитатель: Один и тот же предмет мебели может иметь разное назначение. Вот например- стол.

Задание «Закончи предложение»:

Стол, за которым пишут, называется ... (письменным)

Стол, за которым обедают, называется ...(обеденный)

Стол, за которым готовят на кухне, называется…(кухонным)

Стол для компьютера, называется ...(компьютерный)

Стол для журналов и газет, называется …(журнальный)

Есть, конечно, и еще много названий столов, но это основные общепринятые названия.

Воспитатель:

А теперь, давайте поиграем в игру : «Подскажи словечко»

Встаньте в круг. По очереди будем передавать друг другу предмет, тот у кого предмет в руках- помогает нам закончить предложение.

Костя в комнату вошел и поставил сок ..(на стол).

Всем детишкам по конфете взял из вазочки …(в буфете)

Маша в комнату впорхнула, шарф и плащ взяла ..(со стула).

Катя вынула жирафа, мяч и гномика…( из шкафа).

Закатила барабан наша Оля …(под диван).

На портрете Аня с бантом, а портрет тот …(над сервантом)

Книжку новую Ивана я достал из-под … (дивана).

Если хочет Миша спать, он приляжет… ( на кровать).

Чтобы ноги отдохнули, посидит чуть-чуть …(на стуле).

Почитать хотим мы если,то развалимся мы …(в кресле).

Воспитатель: Ребята, вы сегодня молодцы! Как много, оказывается, вы знаете о мебели. Скажите, пожалуйста, а что-то новое вы сегодня узнали на занятии? Вам было сегодня интересно ?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Мебель»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».Цель: обогащение словарного запаса детей по...

Сценарий КВН в подготовительной группе. Тема "Мебель"

Сценарий КВН в подготовительной группе. Тема "Мебель"....

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Мебель».

Цель. Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей; учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в ф...

Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группы Тема: «Подводный мир»

Занятие по познавательному развитию с элементами эксперементирования...

Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группе Тема: «Путешествие по улицам героев»

Цель занятия знакомство детей старшего дошкольного возраста с героями– земляками Великой Отечественной Войны, в честь которых названы улицы города Тамбова...