Конспект НОД "Путешествие по сказке" в старшей группе (познавательное, речевое развитие)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мустаева Фируза Тауфиковна

Конспект НОД в старшей группе  «Путешествие по сказке»

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Образовательная область:
познавательное, речевое развитие.
Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний, комплексное
Цель: формирование у детей интереса к математике и сказкам  посредством игрового занимательного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itog_nod_2022.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДС №27»

Воспитатель: Мустаева Фируза Тауфиковна

Конспект НОД в старшей группе  «Путешествие по сказке»

Возраст детей: старшая группа (5-6 лет)
Образовательная область:
познавательное, речевое развитие.
Вид НОД: закрепление ранее приобретенных знаний, комплексное
Формы организации обучения: обще групповая
Цель: формирование у детей интереса к математике и сказкам  посредством игрового занимательного материала.
Задачи:
Образовательные:
- умение соотносить количество предметов с цифрой;

- закреплять временные отношения: неделя, месяц, части суток.

- закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам.

Развивающие задачи:
 - продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение;
- способствовать формированию мыслительных операций,
развитию познавательных интересов;

- развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.
Воспитательные задачи: 

- воспитывать самостоятельность, культуру общения, чувство коллективизма и взаимопомощи;

- воспитывать уважение к книге, любовь к сказкам. 
Интеграция образовательных областей:
 познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, музыкальное развитие.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкальная.
Средства и оборудование:
технические
(музыкальные записи);
методические
(наглядные пособия, картинки, карточки с цифрами, магнитная доска, колокольчик.);
организационные
(столы, стулья, карточки с геометрическими фигурами).
Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам, наглядный материал к заданиям, выставка книг со сказками, разрезные картинки,  картинка для звукового анализа слова «сказка», буквы с цифрами.

Образовательные технологии: - здоровьесберегающие; игровые.

Планируемый результат: узнавать сказки по фрагментам, иллюстрациям, предметам; умение работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы.


Ход НОД:
1. Организационный момент. Звучит музыка «Сказки», дети стоят в кругу. 
Воспитатель: - Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил!
 Для начала встанем в круг, сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть, можно встречу начинать!
Много сказок есть на свете, сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать и немножко поиграть.
2.Основная часть. 
Воспитатель: - Ребята, приглашаю вас побывать в гостях у сказки. Я знаю, что вы все их очень любите. Как вы думаете, кто придумывает сказки? (ответы детей) - А придумывали сказки люди, народ, и рассказывали их друг другу; так через века и дошли до нас сказки. Поэтому сказки и называются – народные. Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству. А также сказки бывают авторскими, их придумал один или несколько авторов. 

 Воспитатель: - Как вы думаете, что такое сказка? (ответы)
Правильно: волшебная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
- Какие бывают сказки?
(Ответы). Правильно: Волшебные, поучительные, весёлые, грустные.
Воспитатель: - Вспомните, какими словами начинаются сказки? (ответы детей) 

Воспитатель: Как заканчиваются сказки? (ответы детей)

Воспитатель: - Сегодня мы побываем в сказке, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова «1, 2, 3 обернись, в сказке окажись» (дети повторяют)
Открываем глаза. - Что за чудо из чудес. Здесь стоит большой ларец.
В нем предметы не простые. А волшебные какие!

Посмотрите, какой чудесный сказочный ларец.
- Ребята давайте посмотрим что там? В ларце (веретено, скалка, туфельки и письмо -
 что же там написано?)

(Колобок) - Я герой из сказки, принес вам подсказки.

Хотите узнать, что в сундучке, скорее помогите мне!

Вот вам задания – пройдите испытания! (достает конверты с заданиями).
Воспитатель: - Чтобы преодолеть трудности, для начала проверим свои силы – повернулись вправо, влево.
Д/и «Отвечай и не зевай»
Сколько хвостов у трех котов?   Сколько глаз у двух собак?  У какой фигуры три угла?   Сколько углов у квадрата? Сколько углов у круга?

Воспитатель: - Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы, а значит, готовы к путешествию. В сказке может все случиться, наша сказка впереди, сказка в двери к нам стучится, скажем сказке: «Заходи!». И вот мы очутились в сказке.

Воспитатель: - Сколько зверей встретил в лесу Колобок? (4) (достать конверт) Слушайте внимательно вопросы Бабы Яги: Какое сейчас время года? Сколько месяцев в году? Сколько всего дней в неделе? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Назови времена года? Назови части суток (ответы детей).

Воспитатель: - Молодцы! Справились мы с заданием Бабы Яги. Баба - Яга отправляет нас голубому кружочку (найти кружочек в группе)
Воспитатель: - Сколько лепестков у Цветика-семицветика? (7) Следующее задание приготовил Кощей Бессмертный:

- Сколько ушей у двух мышей? (4)
- Сколько животиков у 5 бегемотиков? (5)
 - Над рекой летели птицы: голубь, рыба, две синицы? Сколько птиц?(3)
- Сколько домишек у 100 муравьишек?
- Сколько раз в году бывает у вас день рождения?
Воспитатель: - Справились мы с заданием Кощея? (ответы детей)
А теперь нам надо набраться сил, чтобы идти дальше.
Физкультминутка
Иван Царевич раз - нагнулся, разогнулся,
Два - нагнулся, разогнулся,
Руки в стороны развел
, и пошёл, пошёл,
Пошёл за Царевной в глушь лесную,

Вдруг пенёк он увидал тихо сел и задремал.
Воспитатель: 
Ребята, откройте глазки, видите чей- то домик, какой он красивый. Какую фигуру напоминает вам крыша? (треугольник)
- А какую фигуру напоминает стены, окна? (квадрат)
- Интересно, кто живет в этом домике?
- Давайте постучимся! Тук-тук  (достать из домика Машу и медведя)
- Так вот кто здесь живет, ребята, из какой сказки эти герои? (Маша и медведь).
- Ребята посмотрите, Маша и медведь играли с цифрами и раскидали их, поможем героям правильно расставить цифры по порядку? (выкладывание числового ряда на магнитной доске и за столами)
Воспитатель: - С какой же цифры начинается счет? Какая цифра следует дальше?
- А теперь посчитаем и проверим, не допустили ли мы ошибок.
- Назови соседей числа…
 Воспитатель: - Молодцы, все цифры правильно расставили, навели порядок в домике у медведя.
 Воспитатель: А сейчас давайте «Найдём домик для героя сказки»
На магнитной доске размещены иллюстрации героев сказок и домики с
 окошками. Чтобы узнать, кто, где живёт, нужно имена героев поделить на слоги. Дети берут картинку, определяют количество слогов в названии героя сказки и прикрепляют к нужному домику. (Колобок (3), кот (1), волк (1), лиса (2), петух (2), собака (3), мышь (1), заяц (2), Буратино (4))
Воспитатель: - Молодцы, и с этим заданием справились. Отправляемся к зелёному квадрату.
Воспитатель
: - Какой по счёту стояла кошка в сказке «Репка»? (5) Следующее задание от Ивана – Царевича: «Сказочные загадки». Слушайте внимательно, я прочту отрывок из сказки, а вы назовите полное название сказки: 
1. Волк пошел на реку, опустил хвост в прорубь
(Лисичка – сестричка и Серый волк).
2.  Жили-были семь ребят – белых маленьких козлят. Тут, зубами щелк да щелк, появился серый волк. Шкурку белую надел, нежным голосом запел.
(Волк и 7 козлят)
3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? (
По щучьему велению)
4. Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
Воспитатель: - А какое настроение бывает у мишек? (ответы детей)
- А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем (дети свободно располагаются по залу).
Игра: «Забавные медведи» (дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения)
Когда медведям грустно -
они делают так.
Когда медведи удивлены -
делают вот так.
Когда они испуганы
- они такие.
Когда мишки злятся -
они уже другие.
Когда медведи радуются -
делают вот так.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя».
Воспитатель: - С этим заданием вы справились замечательно. Отправляемся к красному треугольнику.  Вопросы от Снегурочки: Я называю первое слово из названия сказки, а вы отгадываете полное название сказки.
Гуси - (лебеди), Заюшкина - (избушка), Царевна- (лягушка), Винни - (Пух),  Маша и (Медведь), Крошечка - (Хаврошечка), Сивка - (Бурка), Мальчик - (с пальчик),  Красная - (Шапочка), Вершки - (Корешки), Лисичка со (скалочкой).
Воспитатель: Вокруг нас и там и тут сказки разные живут, в сундучке есть загадки - отгадайте без подсказки. Называйте, посмелей сколько  сказочных друзей!
1.  
В лесной избушке жили зверюшки. Угадайте, кто?
Рыжая, пушистая, хитрая...
лиса.
Длинноухий, короткохвостый, трусливый...заяц.
Круглый, колючий, кусачий...ёж.
Серый, злющий, зубастый...волк.
Неуклюжий, толстый, ворчливый...медведь.
Сколько всего зверюшек жили в избушке? (5)
2. Нарядились звери, пошли гулять. Медведь в шляпе, волк в кепке, лиса в панамке, белка в косынке, а заяц в пилотке. Сколько зверей пошли гулять? 5
3. Пригласил жираф к себе на день рождения гостей. Чем же гостей угостить, чтобы всём угодить? Думал, думал и придумал. Пришли гости, а на столе: салат, компот, винегрет, картошка, окрошка, омлет, пирожное и котлеты, мороженое и конфеты. Сколько разных блюд приготовил жираф?
 (10) 

Воспитатель: - Молодцы ребята, отлично справились с заданиями, вы настоящая команда! Давайте покажем, какие мы молодцы!
Пальчиковая гимнастика «Вот так!»
Как живёшь? Вот так!
Показать большой палец.
Как идёшь? Вот так!
Пошагать двумя пальцами одной руки по ладони другой.
Как берёшь? Вот так!
Тремя пальцами.
 Как даёшь? Вот так!
Раскрытой ладонью.
 Как грозишь? Вот так!
Указательным пальцем.
Ночью спишь? Вот так!
Все пальцы сложить «лодочкой» и положить на них голову.
Ждёшь обед? Вот так!
Кулачок под щёку.
А шалишь? Вот так!
Надуть щёки и ударить по ним ладошками.
Воспитатель: - Отправляемся к синему прямоугольнику. - Назовите сказку, где упоминается цифра 7 («Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов»). Задание от Емели: «Сказочные пазлы» - все сказочные картинки рассыпались. Пазлы вы должны собрать и сказку назвать! (дети делятся на команды и собирают пазлы) «Колобок», «Снегурочка», «Лиса и волк», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению», «Маша и медведь».
Воспитатель:- Молодцы! Ищем коричневый овал. Следующее задание от Василисы Прекрасной. Игра «Буквы заблудились» (На магнитной доске карточки, на которых нарисованы буквы, под ними цифры). Ребята, здесь написано какое-то слово, я не могу его прочитать, помогите, пожалуйста. Расставьте цифры по порядку, и прочитаем, что получится, (дети расставляют цифры вместе с буквой по порядку).

Воспитатель: А получилось слово - СКАЗКА. - Сколько слогов в слове - СКАЗКА? (2 слога). Давайте составим предложение со словом сказка.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием. Отправляемся к жёлтому кругу. Остался у нас ещё один конверт с заданием: «Угадай мелодию». Сейчас вы услышите песенки героев сказок или мультфильмов. Вспомните названия этих сказок.
Рефлексия.
Воспитатель:- А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчёт от 10 до 1 (дети считают хором). Вот мы и в детском саду. 
Мы в сказке побывали, очень многое узнали,
 Возвратились мы назад, детский сад нам очень рад.
 
- Сейчас посмотрим, что же в ларце (открываем ларец, а там книга со сказками). - А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей) 
Мы не прощаемся со сказками, мы будем продолжать их читать и изучать.
- Ребята, верьте в сказку! У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной. Она приходит не спеша.
Сказки дарят чудеса. Без сказки нам прожить нельзя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и ручному труду «Русская берёза – белая берёза»

На занятии у детей формируется представление о большой и малой Родине, дети знакомятся с символом нашей Родины – русской берёзе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию и изо деятельности тема: "Золотые россыпи России"

Занятие расчитано для детей старшего дошкольного  возраста. Занятие  способствует формированию у детей знаний о народно - прикладном искусстве, а так же воспитывает у детей любовь к нар...

План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию

( составление рассказов из личного опыта) Тема: «Моя семья»...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по речевому развитию «Ёжик»

Конспект образовательной деятельности по развитию речи...

Конспект родительского собрания в старшей группе. ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых. В конспекте представлены: - характеристика речевого развития детей 5-6 лет.- рекомендации родителям о развитии речи ребенка.- примерный список...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по речевому развитию « Откуда хлеб берётся» для старшего возраста. с использованием инструментов ТРиЗ (синквейн, системный оператор,морфологический ящик).

Вид детской деятельности: коммуникативная деятельность.Тема образовательной деятельности: "Откуда хлеб берётся".Цель:  формировать у детей представление о ценности хлеба, получение кото...