Статья на тему: "Роль сказки в воспитании дошкольников"
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Статья раскрывает роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников. Показывает зависимость эмоционального отношения к персонажам сказки, являющегося условием усвоения детьми этических норм. Особое внимание обращено на то, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ctasya_l.v.docx6.78 КБ

Предварительный просмотр:

 ГБДОУ детский сад № 60

Центрального района Санкт-Петербурга

Статья на тему:

«Роль сказки в воспитании дошкольников»

(старшая, подготовительная группы)

воспитатель:  Кошечкина Любовь Васильевна

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения. А так же формированию нравственных качеств ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств развития ребенка, который во все времена использовали и педагоги и родители. Сказки входят в жизнь ребенка в раннем детстве, когда взрослый читает их у кроватки малыша. Со временем они приобретают большое значение в жизни ребенка. 

Хочу обратить ваше внимание на очень важную тему – воспитание детей сказкой. Это неотъемлемая составляющая воспитания дошкольников. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего детства. Именно со сказки у ребенка начинается знакомство с миром человеческих взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Через сказку малыш познает свое место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют малышу, что такое хорошо и плохо, закладывают моральные и социальные ценности, формируют у ребенка основы общения и поведения.

Я считаю, что сказки – незаменимы в жизни ребенка. Их роль очень высока. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь. Мир ребенка полон фантазий, чудес и сказок. Дети отождествляют себя с героями сказок, особенно с теми, кто действительно похож на них. Поэтому, если хотите научить ребенка определенным правилам поведения, найдите сказку, главный герой которой максимально похож на вашего ребенка.

Сказка играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста, без которого немыслимо благородство души, чуткость к чужому горю, страданию. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, и не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

По словам В.Г.Белинского, в детях с самых ранних лет должно воспитываться чувство прекрасного, как один из первейших элементов. Под воздействием сказки обостряется восприимчивость детей ко всему прекрасному в жизни и природе. Ведь в основном, все действия сказки происходят на фоне природы. В сказке нет больших картин изображения природы, но дети видят «чистое поле», «белую берёзоньку», «травушку-муравушку», «быструю реченьку», «крутой бережок» и многое другое. Сказка может нарисовать разные картины природы:

- красоту летнего сада, где растёт чудесная яблонька: «яблочки на ней висят наливные, листики шумят золотые…» (Хаврошечка);

- картину зимнего вечера на речке, где сидит волк с опущенным в прорубь хвостом: «Ясни, ясни на небе, мёрзни, мёрзни волчий хвост…» (Лисичка-сестричка и серый волк).

Связанные с захватывающим действием сказки, картины природы воспринимаются детьми эмоционально, и, быть может, впервые дети начинают понимать, как прекрасен окружающий их мир.

Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, лиса, волк, медведь, как наиболее знакомые детям животные, из жизни перешли в сказку. Всё фантастическое в сказке тесно связано с реальной действительностью, и не уводит детей от неё, а, наоборот, служит раскрытию жизненной правды. Своим содержанием сказки дают детям знания о природе.

Дети узнают об образе жизни животных, об их повадках, о том, какие черты присущи тому или иному зверю. Ведь многие интересные особенности поведения животных, произрастания растений, суть некоторых явлений неживой природы, недоступны для наблюдения и здесь на помощь приходит сказка. Детям старшего дошкольного возраста можно рассказать об особенностях жизни животных в природных условиях, о том, как они устраивают свои жилища, заботятся о своих детёнышах, добывают пищу. Также можно объяснить значение животного в природе. Результаты исследований детей дошкольного возраста показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки. Впечатления детских лет – самые яркие и устойчивые, они оставляют глубокий след в жизни каждого человека. Известный зоолог, доктор биологических наук А.Г.Баяников вспоминает, что прочитанная ему в детстве сказка о мальчике, которому фея помогла найти и увидеть гнёзда всех птиц, взяв с него обещание, не трогать их, во многом определила его отношение к природе и выбор жизненного пути.

Сказка занимает особое место в жизни дошкольника. Сказочные образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей. Сказка учит детей мечтать, подчёркивать главное, индивидуальное в образе, обобщать существенные признаки, усиливает мыслительную деятельность. Сказочный вымысел всегда педагогичен. Он используется как средство воспитания лучших человеческих качеств. Сказка обогащает внутренний мир детей, они тянутся к ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:«Роль дидактических игр в развитии дошкольников»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Статья на тему "Роль игры в развитии речи дошкольников".

Игра – это деятельность, в которой ребёнок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Однако игра как специфическая деятельность неоднородна; существует дв...

Статья на тему: Роль игр в развитии, воспитании и обучении детей

Игры, всегда являлись и являются традиционным средством педагогики, так как именно в них  гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют развитию активной и пассивной...

Статья на тему: "Роль театра в развитии речи дошкольников"

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью, поэтому дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения. Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности являе...

Статья на тему:"Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей"

Статья на тему:"Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей"...

Статья на тему "Роль подвижной игры в жизни дошкольника"

Подвижная игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных дв...

Статья на тему:Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста.

Статья на тему:"Роль игры в экологическом воспитании детей раннего возраста"....