Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
познакомить с творчеством и биографией писателя Л.Н.Толстого, помочь осмыслить аллегоричность басни, ее образную суть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ПО ВОСПИТАНИЮ ИНТЕРЕСА И ЛЮБВИ К ЧТЕНИЮ.
БАСНЯ Л. ТОЛСТОГО «СОБАКА И ЕЕ ТЕНЬ ». АНАЛИЗ ПОСЛОВИЦ
Дата проведения: 05.05.2022
Возраста: старший дошкольный (6-7 лет)
Образовательные области (ОО): приоритетная – речевое развитие,
интеграция ОО – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,
Цель: познакомить с творчеством и биографией писателя Л.Н.Толстого, помочь осмыслить аллегоричность басни, ее образную суть.
Задачи приоритетной образовательной области:
образовательные: уточнить и закрепить понятие о жанровых особенностях басни, умение соотносить идею басни со значением пословицы, давать оценку поступкам героев; способствовать развитию связной речи.
развивающие: закреплять умение определять, к какому жанру относится произведение, помочь вспомнить название и содержание знакомых произведений. Развивать интерес и любовь к художественному слову.
воспитательные: продолжать пополнять литературный багаж, воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям произведений.
Ценностные ориентиры: уважение к творчеству Л. Н. Толстого.
Интеграция с занятиями по изобразительной (рисование по сюжету басни) и театральной деятельности (разыгрывание басни по ролям).
Материал к занятию: иллюстрации к басням И. А. Крылова и С. В. Михалкова Л.Н.Толстого , серия картинок с фразеологизмами.
Оборудование для педагога: стол; стулья; доска, иллюстрации к басням, портреты Крылова, Михалкова, Толстого, серии картинок с фразеологизмами,
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | ||||
Воспитатель | дети | примечание | время | |
Задачи: Способствовать развитию: -взаимодействия детей со взрослыми; -социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; -умения отвечать на вопросы, поддерживать беседу. Предлагаю закончить фразу: Чтобы многое уметь… (Надо просто захотеть, и тд.) - А вы хотите узнать сегодня новое? | Дети договаривают рифмы | Беседа начинается у доски с портретами Оборудование: Иллюстрации к басням, портреты Крылова, Михалкова | 2 мин | |
Основная часть | ||||
II. Актуализация знания (отгадывание басен по иллюстрациям) Задачи: Способствовать: -активизации познавательной деятельности, развитию словесно-логического мышления, актуализации знаний о жанре басни, о ее отличии от рассказа, сказки. -совершенствованию грамматического строя речи через передачу содержания, идеи произведения. Обратить внимание на портреты - Кто на портретах? - С какими баснями И. А. Крылова и С. В. Михалкова вы познакомились? Назвать их. Давайте вспомним басни, с которыми мы уже познакомились. Я читаю строки из басен, а вы угадываете из какой они басни. 1.И говорит так сладко, чуть дыша: «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! (Ворона и лисица.) 2.Ты все пела? Это дело: Так поди же, попляши! (Стрекоза и муравей.) 3.Кто виноват из них, кто прав, - Да только воз и ныне там. 4. Ошибся я, косой. надо было сердце тебе заменить…» - Вспомните содержание басен, идею. - В чем особенность басни? Отличие от других произведений. - Ребята сегодня я вам расскажу о великом писателе Льве Николаевиче Толстом. Под городом Тула есть такое место Ясная Поляна. Детские годы маленького писателя прошли в Ясной Поляне. Лев Толстой начальное образование получил дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. Он рано потерял родителей. Повзрослев, Льву Толстому хотелось проверить себя, храбрый ли он человек, и увидеть своими глазами, что такое война. Он поступил в армию. Толстой был участником обороны города Севастополя. Награжден орденом святой Анны с надписью "За храбрость" и медалями «За защиту Севастополя». Вернувшись обратно в Ясную Поляну Лев Толстой открывает школу для бедных детей. Раньше даже в городах школ было не много, и в них учились только дети из богатых и знатных семей. В деревнях люди были безграмотны. Лев Николаевич Толстой объявил, что школа будет бесплатная. Сначала крестьяне пожимали плечами: где это видано, чтоб бесплатно учили. В то время книг было мало и Л.Н. Толстой решает написать книгу для обучения крестьянских детей - «Азбуку». Но она была такой интересной, что ее полюбили и дворянские ребятишки. До сих пор дети читают сказки и рассказы из Азбуки Толстого Л. Н. Толстой написал огромное количество книг, он писал как для взрослых, так и для детей. Вот таким интересным человеком был писатель Лев Николаевич Толстой. Послушайте басню «Собака и ее тень», а потом скажите, каких людей высмеивает в басне писатель. Собака и ее тень Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несет, — она бросила свое мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса и вовсе не было, а свое волной унесло. И осталась собака ни при чем. Беседа по содержанию басни -О ком говорится в басне? -Расскажите, как случилось, что собака потеряла мясо. -Какой вы представляете себе эту собаку? -Как вы поняли, что собака глупая и жадная? - Подумайте, в каком случае о человеке можно сказать, что он поступил, как в басне собака с мясом. Мораль басни «Собака и ее тень» состоит в том, что жадность – плохой помощник в любых делах. -Когда человек, не закончив одного дела, спешит делать другое или одновременно пытается сделать несколько дел, то про таких в народе говорят: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». - Подумайте, почему так говорят. Как вы понимаете эту пословицу? - О ком в нашей басне можно сказать такую пословицу? - Объясните почему. - Когда, в каком случае еще так можно сказать? Басня «Собака и ее тень» учит не быть завистливым и жадным, реально оценивать окружающий мир и не гоняться за миражами. - Молодцы! А теперь все по порядку встанем дружно на зарядку. Физминутка В понедельник я купался, (плывём) А во вторник – рисовал. (рисуем) В среду долго умывался, (умываемся) А в четверг в футбол играл. (бег на месте) В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем) Очень долго танцевал. (Кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши) Целый день я отдыхал. (дети садятся на стульчик, руки под щёку- засыпают) | Дети отвечают Если затрудняются предложить ил-ции к басням Басня - это короткая поучительная история. Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. В них часто говорится о животных, а подразумеваются люди. Воспитатель читает басню, с демонстрацией картинок, затем беседует с детьми о прочитанном. Дети отвечают на вопросы, рассказывают. Подвести детей к понятиям «глупая», «жадная» Если дети объясняют только прямое значение, воспитатель подводит их к осознанию переносного значения: нельзя делать одновременно несколько дел, ни одного хорошо не сделаешь. Дети: Собака пожадничала, решив отнять добычу у своего отражения, и, в итоге, осталась вовсе без добычи, ни с чем. Аня Р. проводит ф/минутку, а Дети выполняют движения под текст | Оборудование: портреты И. А. Крылова и С. В. Михалкова Ил-ции к басне «Ворона и лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, рак, да щука» «Ошибка». Переходим к другому стенду и садимся на стульчики. Портрет Л.Н.Толстого, ил-ции к басне «Собака и ее тень» Иллюстрация Азбуки первой Оборудование: Ил-ции к басне «Собака и ее тень.» Картинка «За двумя зайцами…» | 15 мин | |
III Самостоятельное применение нового знания на практике. Способствовать: -развитию связной речи -А сейчас ребята подошёл момент вашего выступления. 1 команда. Наташа Б. Ребята, придумайте свою историю, в которой кто-то из героев мог сказать такую пословицу: «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». 2 команда Оля М. Объясните, «Когда так говорят» Выберете картинку и объясните, что там нарисовано. | Воспитатель отмечает детей, которые придумали интересную историю по содержанию пословицы. Дети составляют рассказ с использованием пословицы «За двумя зайцами …» При затруднениях в выполнении задания, привести один пример. | Ил-ция пословицы Оборудование: На столе серии карточек с речевым материалом. | 10 мин | |
IV. Заключительная часть (рефлексивный этап) | ||||
Задачи: Способствовать развитию: -умения делать выводы о проделанной работе. - Ребята, мы сегодня поработали славно, осталось подвести итог Продолжите предложение: - Сегодня я узнал… - Было интересно…. - Это поможет мне… - Молодцы! Спасибо вам за хорошую работу. А теперь скажите, какой из пословиц мы можем закончить наше занятие. | Самоанализ детей Предлагаются пословицы…«Сделал дело – гуляй смело». «Семеро одного не ждут» и тд. | 3 мин |
АНАЛИЗ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Критерии анализа | результаты |
Место разбираемого занятия в системе занятий по изучаемой теме. | Данная НОД проводилась с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет); логопедический диагноз: ОНР III ур.р.р. Работа в образовательных областях (ОО): приоритетная – речевое развитие, интеграция ОО – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. Данная ОД входит в КТП на 2021-2022 уч.г. |
Обоснование целей и выполнение намеченного плана занятия. | Цель: развитие связной речи с помощью наглядного моделирования. Задачи: Коррекционно-образовательные: - совершенствовать лексико-грамматический строй речи; - развивать умение составлять простые предложения по вопросам взрослого с опорой на картинку; -развивать умение составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблиц; Коррекционно-развивающие: - развивать общую и мелкую моторику; - развивать тактильные ощущения; - развивать мышление; Коррекционно-воспитательные: - воспитывать доброжелательность, отзывчивость, чувство взаимопомощи; - воспитывать умение работать в команде; - учить бережному отношению к природе |
Характеристика логопедом группы | Подгруппа воспитанников 5-6 лет. Логопедический диагноз: ОНР (III уровня). Стертая дизартрия. У детей разный уровень работоспособности и концентрации внимания. |
Мотивировка отбора материала для данного занятия. | Отбор речевого и дидактического материала проведён в соответствии с программными требованиями, логопедическими принципами, индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников. Демонстрационный материал подобран в соответствии с требованиями СанПиН. Считаю, что выбор именно этих материалов (картинки с изображением птиц, грецкие орехи, мнемотаблицы, «ледяные комочки»-су-джоки) позволили не только не потерять мотивацию, но и не растратить заданный уровень работосопособности и концентрации внимания. |
Психологическая и педагогическая оценка системы заданий и упражнений, выполненных детьми на занятии. | Задания, предъявленные были посильны и выполнены без особых ошибок. Чередование упражнений, требующие различного выполнения, позволили провести занятие увлекательно. Так дети отличаются по своим психолого-педагогическим характеристиками: то дети, выполнившие задания первыми привлекались для помощи сверстникам. В ходе занятия было видно, что дети ориентированы на успех, на общение, стараются работать в заданном, спокойном темпе. |
Реализация принципов построения занятия | При построении конспекта ОД учитывались такие принципы как: наглядности, системности, учета индивидуальных и возрастных особенностей развития, принцип дифференцированной подачи материала, принцип научности и последовательности |
Мотивировка выбора методов занятия, оценка соответствия данных методов целям и содержанию занятия. | Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами. Основной метод – игровой. Также использовались и другие методы:
|
Удовлетворённость или неудовлетворённость логопеда занятием (его отдельными частями). | Считаю, что занятие получилось интересным насыщенным, содержательным, логичным, последовательным. Так в вводной части – удалось настроить ребят и замотивировать на работу, что помогло удержать интересе на протяжении всей НОД. Интересен момент с выдачей «ледяных шариков», которые замотивировали ребят на выполнение упражнений. В основной части -удалось практически все, что было задумано. Однако оказалось сложным практическое задание-составление описательного рассказа. Считаю, что такое задание необходимо включать в ОД как логопеда, так и воспитателей. В заключительной части-на мой взгляд удалось все, дети смогли проанализировать свои успехи. |
Меры, намеченные логопедом по устранению отмеченных недостатков. | На занятии сложным оказалось составить описательный рассказ по мнемотаблице. Учитель-логопед после проведенного занятия внесла коррективы в домашнее задание ребят и в рекомендации в тетради взаимодействия логопеда и воспитателей. |
Оценка и обоснование достигнутых на занятии результатов. | Считаю, что цели и задачи были достигнуты. |
Самооценка как одно из условий творческой работы логопеда. | Занятие прошло на достойном уровне. Вижу потенциал своей работы в разработке мнемотаблиц на разные темы КТП. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (подготовительная группа) «Путешествие на вотчину Деда Мороза»
Занятие будет интересно воспитателям....
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Тема : «Звуки «З» и «ЗЬ»...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер
1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка
1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий....
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица
1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»
Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...