Занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В сказочной стране»
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshei_gruppe_po_teme.docx | 43.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи в старшей группе по теме « В сказочной стране»
Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Демонстрационный материал: Пано для составления сказки «Заюшкина избушка, карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое пособие - кубик со сказками, макет телевизора, элементы костюма сказочницы, куклы театра на косынке и куклы театра на верёвках.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям здоровья.
Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется «Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Молодцы. Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная дудочка).
Для чего они вам ? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать (воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и сказочный сарафан-фартук)
Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками. Но в моей сказочной стране случилась беда. Ребята, злой волшебник рассердился на меня, и заколдовал все мои сказки, может быть, вы поможете мне их расколдовать?
Дети: Да, поможем.
Вот первое задание: Это мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся в этом кубике.
Первая сказка прячется под цифрой 1, слушайте мой вопрос: В какой сказке «сидит девочка в корзинке, у кого-то за спиной» (Маша и медведь) или
Вторая сказка под цифрой 2
Отгадайте сказку по загадке:
«Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Следующая сказка под цифрой 3
Надо узнать из какой сказки этот отрывок (любой отрывок из сказки Гуси-лебеди)
Ну молодцы.
А остальные сказки вы отгадаете, если развяжите узелки сказочного клубочка. Надо отгадать какие сказки свернулись в клубок:
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Спасибо помогли вы мне расколдовать мой сказочный клубок. Но это ещё не всё. Есть у меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному фрагменту тела отгадать героя сказки.
Работа с карточками (словообразование):
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца - заячьи.
Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?
Дети: «Заюшкина избушка».
А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)
Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка? Дети: У зайчика была лубяная избушка.
А, что значит лубяная? (деревянная)
А у лисы какая избушка?
Ледяная.
А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)
А кто помог зайке в его беде?
(собака, медведь и петушок)
Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)
Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)
А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)
А теперь давайте с вами поиграем
Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. А теперь хотите её увидеть и сами показать? Есть у меня куклы и вы сейчас будете артистами, а кто-то из вас будет зрителем (по желанию детей). Дети-артисты выбирают по желанию кукол на косынке, кукол на верёвках из театра)
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Сказочница:
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.
Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти книжки самоделки с разными куклами для настольного театра. Ещё хочу наградить вас медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать все мои сказки, большое вам спасибо. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.
1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов воспитатель снимает костюм сказочницы)
Воспитатель - вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в нашей группе.
Образовательная область: речевое развитие
Вид деятельности: непосредственно -образовательная
Возрастная группа: старшая
Тема: «Сказочный герой в беде»
Цель: развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Программное содержание
Образовательные задачи:
- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками;
- учить детей брать на себя роль сказочного персонажа и вести ее конца;
- формировать звуковую культуру речи;
- учить интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки, выражать эмоции через движения и мимику;
- обогащать и активизировать лексику слов;
- закреплять последовательную цепочку героев в сказке,
- вызвать у детей эмоционально радостное настроение.
Развивающие:
- развивать дикцию и фонематическое восприятие;
- развивать у детей артикуляционный аппарат, диалогическую речь, память, мышление, внимание.
- развивать пространственно-временную ориентировку и координацию движений.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, терпение и выдержку.
- воспитывать у детей бережное отношение к чувству сопереживания к животным, умение играть рядом, взаимодействовать друг с другом
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Колобок». Рассматривание серий иллюстраций к сказке «Колобок». Настольные игры: «Про сказки», «В гостях у сказки», пазлы - мозаика «Сложи сказку».
с родителями:
Изготовление атрибутов к сказке «Колобок».
Словарная работа:
Проговаривание песенки Колобка, активизировать словарь: хитрая, злая, добрые, хорошие.
Материалы и оборудование:
Панно с изображением русской печи; сундук; настольная ширма - домик; деревья (березки, елочки); грибы; пень; атрибуты к драматизации сказки (Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, старик, старуха); иллюстрации к сказкам ( «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок», «Заюшкина избушка».); магнитофон.
Игрушки:
Мягкая игрушка-Колобок и зайчик; куклы (бабушка и дедушка); музыкальная шкатулка.
Ход образовательной ситуации
(Дети заходят в группу и садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы любите сказки? (ответы детей). Я сегодня хочу вам предложить отправиться вместе со мной в сказку.
(магнитофонная запись: плачь зайчика)
Воспитатель: Ой! Ребята! Вы слышали? Кто - то плачет? Кто же это может быть? (предлагается детям поискать, кто это может быть).
Дети: (ищут по группе и находят за стульчиками Зайчика).
Воспитатель: Почему ты зайчик плачешь? Что с тобой случилось? И как ты оказался здесь?
(Магнитофонная запись: Я гулял по лесу, бегал, прыгал. И не заметил, как убежал далеко от дома. Не мог найти дорогу и прибежал к вам. Помогите мне, пожалуйста, вернуться обратно домой, в сказку.)
Воспитатель: Бедный зайчик потерялся. (Дети жалеют зайчика и гладят его). А из какой ты сказки? Ведь сказок так много? Как же нам тебе помочь?(дети переживают за зайчика).
Ребята, я кажется догадываюсь, как можно помочь зайчику. А вы? (ответы детей). У нас есть иллюстрации к сказкам. Как вы думаете, как они могут нам помочь?
Дети: Зайчик посмотрит их и сразу вспомнит, из какой он сказки. (Воспитатель предлагает детям подойти к столам, где расположены иллюстрации сказок и выбрать ту иллюстрацию к сказке, где живет зайчик.)
Дети: называют название сказки к каждой иллюстрации и вспоминают, какие там живут герои. Если там живет зайчик, то иллюстрацию кладут на край стола.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Узнали все сказки и вспомнили, кто живет в них! Вы помогли зайчику найти, в каких он сказках живет!
Ой! Смотрите ребята, оказывается, зайчик живет в этой сказке («Заюшкина избушка»), в этой («Теремок») и в этой («Колобок»)? Как же нам узнать из какой он именно сказки? (ответы детей)
Дети: Переживают за зайчика и гладят его.
(Магнитофонная запись: Зайчик снова плачет.)
Воспитатель: Не плачь, мы с ребятами тебе обязательно поможем. (Зайчик шепчет что-то на ухо воспитателю). Дети мне зайчик сказал, что он кое-что вспомнил. В его сказке была песенка: Я НА СМЕТАНЕ МЕШЁН, НА ОКОШКЕ СТУЖЁН......
Дети: радостно сообщают зайчику, что это сказка "Колобок".
(Магнитофонная запись: Зайчик смеётся.)
Воспитатель: Ну, значит, нам пора отправляться в путешествие! В сказку! Вставайте скорей в круг и все вместе произнесем волшебные слова. (Дети произносят слова и выполняют движения за воспитателем).
Ручкой хлопни-раз, два, три
Ножкой топни-раз. два, три
Повернись вокруг себя
В сказке очутился "Я"
Воспитатель: Вот мы и попали в сказку. Смотрите, дом стоит и огонь горит. Рядом лес, грибы растут. Слышите, музыка играет? – (да). Воспитатель открывает сундук и находит там вместе с детьми костюмы героев сказки: старика, старухи, зайца, волка, медведя, лисы и Колобка. Друзья мои, я вам предлагаю выбрать себе тот костюм, какого бы героя вы смогли сыграть в сказке «Колобок». Воспитатель начинает рассказывать сказку: Жил-был старик со старухою…
Во время показа воспитатель помогает детям проговаривать слова текста и пространственному движению в ориентировке, за их координационными движениями рук и ног. После показа сказки детьми, воспитатель пытается обратиться к Зайчику. Дети замечают, что его нет.
Воспитатель: Ребята, Зайчик посмотрел свою сказку, обрадовался, что мы ему помогли, и убежал к себе домой. А нам пора возвращаться обратно в детский сад, в группу.
Дети: Радуются за Зайчика и улыбаются друг другу. Дети снимают костюмы и кладут их в сундук. Встают в круг вместе с воспитателем и проговаривают волшебные слова.
Ручкой хлопни - раз, два, три
Ножкой топни- раз, два, три
Повернись вокруг себя
В группе оказался Я.
Воспитатель: И опять мы с вами в группе. Наши стульчики и игрушки. (Дети садятся на стульчики и отвечают на вопросы воспитателя).
- Понравилась ли вам играть в сказке? (ответы детей)
- Как называлась наша сказка? («Колобок»)
- Кто испек Колобка? (старуха)
- Кого встретил Колобок в лесу? (зайчика, волка, медведя и лису)
- Какими были зайчик, волк и медведь? (ответы детей: добрыми, хорошими; они не съели Колобка)
А как можно показать, что мы добрые, хорошие, радостные? (работаем с эмоцией «радости»)
- А какая была лиса? (ответы детей: хитрая, злая, не хорошая, плохая; она съела Колобка.)
А как можно показать, что мы хитрые, злые? (работаем с эмоцией «злости», «самодовольства»)
- Что она сделала с Колобком? (ответы детей: она его съела)
Молодцы, ребята! Мне понравилось, как вы играли сказку. Помогли нашему Зайчику и ответили на все вопросы.
Магнитофонная запись: заиграла музыка.
Воспитатель: Ребята, это же наша музыкальная шкатулка! (Открывают ее, и видят там угощения. Дети радуются. Воспитатель объясняет детям, что этот подарочек оставил им зайчик.
Литература:
- О.А.Гнедова, Л.Е.Майдонюк «Театрализация сказок в коррекционно – развивающей работе с дошкольниками». Санк - Пет. «Детство Пресс» 2007г.
- А.Н.Брызгалова, М.А.Калиновская « Театрально – игровая деятельность дошкольников». Минск «Изд.Юнипресс» 2006г.
- Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» М., «Аркти»1999 г.
Приложение 1
Ольга Панина (Радуга) 7 декабря, 2014 - 01:24 Категория: Конспект НОД с детьми старшей группы по речевому развитию. Цель: обобщить представления детей о сказках. Задачи:
Материалы и оборудование: Аудиозаписи, ноутбук, слайды по сказкам, тарелки с горохом и фасолью, счетные палочки, разрезные картинки, «записки» с заданиями. Предварительная работа: Чтение детям сказок. Обсуждение прочитанного материала, отгадывание загадок, собирание пазлов к сказкам, раскрашивание изображений к сказкам. Выкладывание из счетных палочек. Игры с крупой. Предполагаемый результат: Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок. Овладевает способностью рассуждать, высказываться. Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами (счетные палочки, разрезные картинки, крупа). Ход НОД Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? И я люблю. А какие сказки вы знаете? Дети: «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь»... Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете. А как можно сказать о сказке, какая она? Если в сказке есть чудо, то она… чудесная; есть волшебство, то... волшебная; есть добро, то… добрая; есть радость, то… радостная; есть загадки, то... загадочная; есть мудрость, то… мудрая и т.д. А если бы вам удалось попасть в сказку, кем бы вы хотели стать? (Ответы детей) Воспитатель: А я всегда мечтала стать феей. Ведь при помощи волшебной палочки можно попасть в любую сказку, помочь ее героям. Раздается звуковое уведомление о письме. Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Прочитаем? (1 слайд) «Дорогие ребята! Злой волшебник проник в нашу страну сказок и принёс нам много бед. Помогите нам пожалуйста. Он перепутал все сказки и всех сказочных героев. И мы не знаем, как нам избавиться от его злых поступков» (2 слайд) Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто прислал нам письмо? (Золушка ) Чем же занималась Золушка? Что делала? (Ей приходилось выполнять самую трудную, сложную и тяжелую работу: мачеха часто заставляла ее перебирать горох, фасоль. Девушка трудилась всю ночь). Давайте мы ей поможем. Но как мы сможем попасть в сказку? Какие волшебные слова или заклинания вы знаете? (ответы детей, выбираются одни слова, например: Крибле-крабле-бумс). (Звучит музыка) Воспитатель: Вот мы и в сказке. Давайте поможем Золушке перебрать фасоль (в коробочках фасоль, горох). А чтобы не было скучно - вспомним с вами считалки. Кто какие знает? (дети по очереди рассказывают считалки). Дети перебирают фасоль и горох и на дне тарелок находят записки. Воспитатель: Это задания, которые мы должны выполнить, чтобы сказочные герои вернулись в свои сказки. 1 записка Викторина «Хорошо ли ты знаешь сказки». 1. Кто помог зайцу лису из избушки выгнать? («Заюшкина избушка» – петух) 2. Как называется сказка, где братец Иванушка превратился в козлёночка? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») 3. Как называется сказка, главный герой, которой едет на печке к царю? («По щучьему велению») 4. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка») 5. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба») 6. В какой сказке птицы на своих крыльях унесли мальчика? («Гуси-лебеди») 2 записка «Загадки по сказкам» Воспитатель: Вы знаете много сказок? Я вам буду загадывать загадку, а вы будете вспоминать сказку: Его съесть хотели все, Но попал он в пасть к лисе. Сдобный, маленький клубок В сказке звался. (Колобок) Возле леса, на опушке трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя) Как вы догадались? А какое настроение бывает у мишек? А вы знаете, что мишки любят играть? Давайте и мы с вами поиграем(дети свободно располагаются по залу). Игра: “Забавные медведи” (Дети при помощи мимического упражнения изображают содержание стихотворения.) Когда медведям грустно - они делают так. Когда медведи удивлены - делают вот так. Когда они испуганы - они такие. Когда мишки злятся - они уже другие. Когда медведи радуются - делают вот так. Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот какое разное настроение бывает у медведей в сказке «Три медведя». Слушайте еще одну загадку: Три веселых братца В доме веселятся. Смотрит волк сердито: Крепко дверь закрыта. (Три поросенка) В этом доме без забот Жили звери, только вот, Медведь к ним пришел потом, Поломал звериный дом. (Теремок) Каждый должен построить теремок из счетных палочек. 3 записка «Сказочные пазлы» Воспитатель. Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно не обошлось здесь без проделок злого волшебника. Пазлы вы должны собрать И сказку назвать! (Дети собирают пазлы) 4 записка «Отгадай из какой сказки герой» Воспитатель: Ребята, вам нужно внимательно посмотреть на иллюстрацию к сказке, узнать ее и назвать сказку. Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. Теперь все герои на своих местах. Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Что понравилось вам в путешествии? Что больше всего запомнилось? А не пора ли нам в свою группу, в свой детский сад возвращаться? Я думаю, что нас уже и игрушки, и книжки заждались. Давайте скажем все вместе волшебные слова: «Крибле-крабле-бумс». |
В теории и практике работы детских садов сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской.
Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным - педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. Педагогическая технология в дошкольном образовании представляет совокупность психолого-педагогических подходов, определяющих содержание дошкольного образования, комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, реализующих воспитательно-образовательный процесс (описание процесса достижения планируемых результатов обучения).
Современные педагогические технологии используемые в дошкольном учреждении направлены на реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования.
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия воспитателя и ребенка, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
- По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
- По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
- По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
В ДОУ применяются следующие педагогические технологии:
Воспитательные технологии - совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса воспитания, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.
Воспитательные технологии достаточно сложна. Отдельной задачей формирования воспитательной технологии выступает отбор и оптимальный выбор методов, приемов и средств воспитательного взаимодействия. Именно они определяют специфику каждой из них и должны отражать существующие условия педагогической деятельности, личностные особенности педагога и его педагогический опыт.
Наиболее ответственной задачей воспитательной технологии является вопрос описания и диагностики личностных качеств человека.
В этих целях на всех стадиях воспитательного процесса может использоваться избранная концепция психологической структуры личности (например, психические процессы, образования и свойства). Но сами качества необходимо интерпретировать в соответствующих диагностических понятиях, которые должны соответствовать ряду условий. Наиболее важными из них являются однозначная определенность, обеспечивающая четкую дифференциацию (обособление) конкретного качества от других; наличие соответствующего инструментария для выявления оцениваемого качества в процессе диагностики; возможности определения различных уровней сформированности и качества по достоверной шкале личностных измерений.
Изложенный общий подход к пониманию сущности воспитательной технологии позволяет сделать вывод о ее достаточной сложности. В педагогической практике она приобретает такие неожиданные признаки, что позволяет говорить о придании всему процессу воспитания новых качеств.
Воспитание в условиях реализации конкретной технологии приобретает целостный характер. Его трудно разделить на отдельные воспитательные операции, осуществлять в виде совокупности отельных приемов или последовательного формирования не связанных между собой личностных свойств и качеств. Воспитание в рамках конкретной технологии приобретает комплексный характер.
С учетом первого крайне осторожно и взвешено должен решаться вопрос о привлечении к воспитательной деятельности лиц, владеющих лишь отдельными технологическими операциями, например, только методикой формирования отдельных качеств личности. В конкретной технологии воспитания существуют общие для всех воспитателей этапы, которые необходимо проследовать на пути формирования всесторонне и гармонично развитой личности.
Обучающие технологии включает целостный процесс постановки целей, постоянное обновление учебных планов и программ, тестирование альтернативных стратегий и учебных материалов, оценивание педагогических систем в целом и установление целей заново, как только становится известной информация об эффективности системы.
Развивающие технологии это специально организованное, в соответствии с законами психического развития детей, обучение. Система развивающей технологии представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных дидактических условий и специфику психических процессов у детей на разных этапах технологии.
Целью развивающей технологии обозначено формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Конечная цель развивающей технологии обеспечение условий становления ребенка как субъекта учебной деятельности.
Комплексно развивающие технологии рассматривается как общепедагогические технологии с множеством взаимосвязанных элементов и обязательным соблюдением ряда дидактических условий. Главными элементами развивающей системы являются: знания + умения + учебная деятельность + система специальных заданий. Наряду с этим, процесс формирования отдельно каждого элемента может быть выстроен в модульную технологию. Опыт показывает эффективность данного вида технологии для качества усвоения материала. Для развивающих технологий конкретные знания являются прежде всего средством достижения главной цели - развития интеллектуальных возможностей ребенка.
Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-личностные технологии "исповедуют" идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку, оптимистическую веру в его творческие силы.
Технологии сотрудничества реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе №5. Тема: «Страна здоровья».
Данное занятие лучше проводить в зале. Оно объединено путешествием по стране Здоровья, имеет цели: воспитывать привычку здорового образа жизни,учить детей заботиться о своем здоровье,обобщить знания о...
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок»
Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок» преследует цель: обогащать словарный запас; учить образовывать слова прилагательные от слов су...
Занятие по развитию речи в старшей группе по теме: «В стране сказок»
Учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам....
конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме" Театр - волшебная страна"
Театр - волшебная страна!сколько чудес нам дарит она,праздник, улыбки, песни и смехв той стране ожидает нас всех!Каждый год 27 марта во всем мире отмечают день театра.......
Конспект итогового занятия по образовательной области «Познавательное развитие» и «Развитие речи» в старшей группе по теме «Путешествие в страну знаний»
Доминирующая образовательная область познавательное развитие.Цель непосредственной образовательной деятельности: Совершенствовать знания детей, полученных за год.Задачи:Образовательные:Выявить уровень...
Занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В сказочной стране»
Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказочными тропами»
Конспектзанятия по развитию речив старшей группена тему «Сказочными тропами»...