Отчёт по теме самообразования
презентация к уроку по развитию речи (средняя группа)

Гоцманова Надежда Николаевна

отчёт по теме самообразования " Развитие речевой активности дошкольников через моделирование сказок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_gotsmanova.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Улыбка» г. Жиздра

Отчёт по теме самообразования:

 «Развитие речевой активности дошкольников через моделирование сказок»

Подготовила воспитатель

первой категории

Гоцмановой Н.Н.

г. Жиздра 2022г.

2 слайд

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. 

В любой сфере человеческой деятельности зачастую требуются:

- умение ясно и отчётливо выражать свои мысли;

- правильно и последовательно выстраивать аргументацию;

- анализировать ситуацию и т.д.

Всё это необходимо развивать в дошкольный период. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи.

Дошкольный возраст -это период активного усвоения ребенком разговорного языка. 

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей. В этой связи развитие речи ребенка раннего возраста становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.

С одной стороны, речевое развитие является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его умственные, эстетические, нравственные качества.

С другой стороны, анализ результатов работы по развитию речи дошкольников показывает, что существуют проблемы в ДОУ, особенно в развитии связной диалогической и монологической речи.

3 слайд

Среди проблем можно выделить:

- воздействие на ребёнка большого объема информации, рекламы, технических новинок, ярких игрушек, которые засоряют его словарный запас;

- недостаточная мотивация дошкольников, на проявление речевого творчества;

- окружающие детей взрослые не в полной мере в общении детей используют правильную литературную речь.

        Поэтому, передо мной встала задача, найти более интересные, занимательные для детей приемы и средства, направленные на развитие речевой активности.

На мой взгляд, одним из эффективных методов является наглядное моделирование.

Моделирование – это метод исследования, при котором изучаемая система заменяется моделью, с которой проводятся эксперименты с целью получения информации об этой системе. Заключается он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

 А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности - это русская народная сказка. Поэтому, я считаю, что моделирование сказок позволяет сделать речь наших воспитанников грамматически правильной, самостоятельной, творческой дети становятся более общительными.

4 слайд

Работая над темой проекта, перед собой я поставила цель и разработала задачи.

5 слайд

Наметила содержание работы.

6 слайд

         Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Как отмечали Выготский Л.С.  и Леонтьев А.А., это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

 Значение метода моделирования:

1.Устанавливает предпосылки к обучению и определяет условия для организации планомерного образовательного процесса.

2.Помогает детям содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.

3.Совершенствовуется диалогическая речь.

4. Формируется умение активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

5.Воспитывает желание говорить, как взрослый.

6. Облегчает запоминание у детей и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

7. Дети учатся применять не изображения предметов, а символов.

8. Стимулирует активную речь.

предполагается, что развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка будут более эффективны, через использование моделирования сказок.

К.Д. Ушинский утверждал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

7 слайд

 Диагностика на начало года позволила увидеть, что в группе находятся дети с разными речевыми возможностями. На начало года высокий уровень сформированности речевой активности показал 0%, средний составил всего 44%, низкий -56%

8 слайд

Работу по теме самообразования начала с создания условий в группе. Так с участием детей в группе был организован «Центр книги». На полочке-витрине подобрана необходимая литература, с учётом возрастных особенностей детей. Рядом расположен «Театрализованный центр» с костюмами, масками, реквизитами теневого театра и т.д.

Предметно- пространственную среду пополнила необходимым дидактическим материалом. Подобрала и изготовила виды моделей.

Виды моделей:

Предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов.

Предметно-схематические, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

9 слайд

Этапы овладения детьми моделями.

Первый этап – предусматривает овладение самой моделью. Дети, работая с моделью, осваивают с помощью замещения реально существующих компонентов условными обозначениями. На этом этапе решается важная познавательная задача – расчленение целостного объекта, процесса на составляющие компоненты, абстрагирование каждого из них, установление связи функционирования.

На втором этапе – осуществляется замещение предметно-схематической модели схематической. Это позволяет подвести детей к обобщенным знаниям, представлениям. Формируются умения отвлекаться от конкретного содержания и мысленно представить себе объект с его функциональными связями и зависимостями.

Третий этап – самостоятельное использование усвоенных моделей и приемов работы с ними в собственной деятельности.

Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. В начале года оставались любимые детьми книги из младшей группы, добавлялись новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги.

В центре книги выставлялись детские рисунки на темы художественных произведений.
Дети с удовольствием рассматривают книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.

10 слайд

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.

11 слайд


             Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка: схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет.
В конечном счёте развивается речь ребёнка: обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

12 слайд

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей         и         выполняемых         ими         действий.
Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения.
Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности. Читаемый ребенку стишок, сказка или         рассказ         может         быть         нарисован.
Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

13 слайд

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными). При чтении произведений замещёнными объектами становятся их герои (люди, звери, гномы, волшебники, а также предметы, с которыми         они взаимодействуют.
В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители.

14 слайд


       Используя в своей работе опорные схемы, мы учим, детей добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения, не боясь этого. Анализируя материал и графически его обозначая, ребёнок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, ответственности, проявляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, воображение, мышление, речь, что положительно сказывается на результативности педагогической работы.

15 слайд

Работа по теме самообразования проходила в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

16 слайд


Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными.

Результаты исследования говорят об эффективности созданной системы на основе использования метода моделирования. Вырос уровень речевой активности, главным образом проявляясь в речевой деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребёнка.

Сформировались умения ребёнка принимать от взрослого и самостоятельно моделировать героев произведения, отбирать модели, производить определённые действия.

17 слайд.

Моделирование отвечает современным требованиям как деятельностный подход, активизирует мысль, вызывает устойчивый интерес к решению игровых, речевых ситуаций, перед дошкольником разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность для индивидуализации работы.

В результате моделирования удалось развивать у детей наблюдательность, внимание, воображение детей, формировать умение анализировать, рассуждать, то есть развить те мыслительные операции, которые развивают речевую активность.

Важные особенности данного процесса заключаются в том, что преобразование, конструирование модели раскрывает перед ребёнком новые стороны реальной ситуации, что рождает различные стратегии поведения в ней, тем самым побуждая интерес к чему-то новому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».

Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...

Отчёт по теме самообразования "«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование логических структур мышления этих структур протекает с больш...

Отчёт по теме самообразования " Развитие связной речи детей 3-4 лет через устное народное творчество "

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пот...

Отчёт по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста»

В отчете по теме самообразования "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста» раскрывается актуальность этой темы и её значение в о...