конспект нод по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Побединская Татьяна Владимировна

Совершенствовать речь детей на материале русских-народных сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Развитие речи» в подготовительной к школе группе по теме : «В поисках запутанных сказок»

Цель: совершенствовать речь детей на материале русских народных сказок.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствование навыка словообразования имен существительных с именами прилагательных в винительном падеже;

- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;

- закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.

Развивающие :

- развивать речевую и познавательную активность детей, обобщать, делать выводы и умозаключения;

- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к сказкам;

- совершенствование умения взаимодействовать в коллективе;

- воспитывать стремление к познанию нового; формировать умение грамотно излагать свое мнение.

Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.

Материалы и оборудование: волшебная шкатулка, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, картинки сказочных героев, буквы для составления слова, картинки с изображение времен года, письмо, сердечки.

Ход образовательной деятельности

1. Орг. момент.

Воспитатель: - Ребята, вставайте в круг. Сегодня к нам пришли гости давайте с ними поздороваемся.

Ребята, мы с вами знаем, что кроме слов приветствия существует много других приятных, ласковых слов, которые называются как? (комплименты).

Игра «Комплименты»

Воспитатель: - Давайте с вами подарим друг другу комплименты. (Дети, передавая игрушку «сердечко», говорят друг другу комплименты)

Ребята, от теплых слов настроение стало у всех радостное, мы вместе и нам хорошо!

2. Мотивационно – ориентировочный этап.

В наш детский сад пришло письмо. Прочтем ребята?

 «Дорогие ребята! Волшебница-путаница проникла в нашу страну и принесла нам много бед. Помогите нам, пожалуйста. Она все у нас перепутала, и мы не знаем, как нам избавиться от её чар…».

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, письмо закончено? Почему? (мы знаем, кто нам прислал письмо)

- Как же нам узнать от кого письмо и кому нужно помочь?

- Кажется, в конверте еще что-то есть.

В конверте лежат буквы,  вызываю 6 детей, раздаю им буквы. они думают и составляют слово. Мы все читаем  СКАЗКА

Воспитатель: - Ребята поможем жителям страны сказки? Ребята, а на чём мы можем туда отправиться? (на поезде, на самолёте и т. д.) А я вам предлагаю отправится с помощью Волшебных слов.

Если палочкой волшебной, я взмахну 4 раза

В мире сказок не применено, мы окажемся все сразу

1,2,3,4 Вот мы и в сказочном мире.

- Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте, его откроем.

- А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок»

На дверях висит замок (пальцы в "замочек")

Да никто открыть не мог!

Мы замочком постучали, (постучать об стол или коленки)

Мы замочек повертели, (круговые движения "замочком")

Мы замочек покрутили –

И замочек мы открыли! (показать ладошки)

Оказались мы с вами в сказке. Ребята посмотрите стоит Сказочная шкатулка. Посмотрим что там?

Дидактическая игра «Сказочная шкатулка»»

- Ребята, в шкатулке хитрые сказки, имена героев написаны неверно, только вы и сможете помочь исправить все ошибки.

1. «Царевна — индюшка»;

2. «По-собачьему велению»;

3. «Сивка - будка»;

4. «Иван-царевич и зелёный волк»;

5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;

6. «Мальчик-с-кулачок»;

7. «Курочка в полосочку»;

8. «Петушок— золотой пастушок»;

9. «Заюшкина сумочка»;

10. «Лапша из топора».

Воспитатель: - Герои еще одной сказки просят у вас помощи.

Предлагаю сначала выполнить гимнастику для язычка. «Веселый язычок»

Решили Герои сказки Теремка решили  похвалиться друг перед другом, но не знают как правильно сказать. Поможем им?

Мышка говорит: У меня не усы, а усищи.

Лягушка говорит: У меня не глаза, а….

Заяц говорит: У меня не уши, а….

Волк говорит: У меня не зубы, а ….

Лиса говорит: У меня не хвост, а…

Медведь говорит: У меня не лапы, а…

Дидактическая игра «Живые слова». построить название сказки.

- Давайте выберем четырёх человек. Один будет словом «козлят», второй – «7», третий «волк», четвертый – коротким словом «и». Теперь дети – «слова», постройте название сказки «Волк и 7 козлят».

- Следующая сказка, которую мы должны угадать:

1-Иванушка, 2-Аленушка, 3-братец, 4 –и, 5- сестрица

1 Царевич, 2 Иван, 3 и, 4 Волк, 5 Серый

Игра «Назови животного»

(Появляется картинка с частями тела животных)

Воспитатель: - Волшебница-путаница и здесь побывала и всех животных заколдовала. Посмотрите, что с ними стало. Как же нам их расколдовать? (Назвать что изображено на картинке)

Хвост лисы (чей)

Уши зайца (чьи)

Гребешок петуха (чей)

Морда собаки (чья)

Лапы медведя (чьи)

-Ребята, героев какой сказки , вы назвали ?(Появляется картинка с расколдованными героями)

- С этой сказкой мы прощаемся и в другую отправляемся.

Игра «Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]»

(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка)

На звук [К]

(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)

На звук [М]

(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).

Воспитатель: Что это? Волшебный Клубочек. Для чего он нам понадобится?

Верно, он нам покажет дорогу к тем сказкам, которым нужна помощь.

Воспитатель бросает клубок в ту сторону куда идти.

Воспитатель: - Интересно, в какой сказке мы оказались? (на столе лежит загадка). Давайте отгадаем.

Загадка:

Двенадцать братьев

Друг за другом бродят,

Друг друга не обходят.

В какой сказке мы оказались? (12 месяцев)

Воспитатель: - Волшебница-путаница так сильно дунула, что все времена года и месяцы поменялись местами. Давайте разложим времена года по порядку. (Дети расставляют картинки-символы).

Какое сейчас время года? Какое было до весны? Какое будет после весны? Какое между летом и зимой? А названия весенних месяцев вы знаете? Молодцы! Этим сказочным героям мы помогли, навели порядок.

,

Воспитатель, клубочек показывает нам дорогу дальше. Проходите ребята. Вставайте удобно. Воспитатель: ребята, на столах лежат картинки с изображением различных предметов. Я буду называть признаки предмета, а вы искать предмет с этим признаком.

Игра «Где прячутся противоположности?»

Дети стоят у столов. На столах картинки: заяц, лиса, Золушка, Емеля, Фея, Баба-Яга и т. д.

Длинные - короткие;

Добрая - злая;

Трудолюбивая – ленивый;

(Заяц – уши длинные, у лисы - короткие; Золушка – трудолюбивая, Емеля - ленивый; Фея-добрая, Баба-Яга-злая и т. д)

 Воспитатель: Ребята, клубок нам показывает дорогу вперед. Мы с вами на полянке.  Присаживайтесь. Посмотрите,  какие-то схемы. Что это? Как вы думаете? (Это схема синквейна) А что такое синквейн?

Дети: - Синквейн – это нескладное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам.

Картинка -  колобка                                      Картинка – золотая рыбка

Желтый, круглый                                              Золотая, говорящая

Убежал, катится, поет                              Слушает, выполняет желания, плавает

Колобка съела лиса                                      Золотая рыбка исполняет желания  

Сказочный персонаж.                                        Сказочный персонаж

Воспитатель: - Ну, что ребята мы помогли сказке и исправили все плохие поступки волшебницы - путаницы, и нам пора отправляться в детский сад.

Если палочкой волшебной, я взмахну 4 раза

В детский садик не применено, дети все вернуться сразу

1,2,3,4

Воспитатель: - Молодцы, всем сказочным героям помогли. Вам понравилось путешествие?  Давайте вспомним в каких сказках и у каких сказочных героев мы сегодня побывали?

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Герои сказок говорят вам спасибо и дарят сердечки за вашу доброту и за вашу активность!

С

К

А

З

К

А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...