"Методы и приёмы заучивания стихотворений"
методическая разработка по развитию речи

Великова Любовь Витальевна

Мастер-класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priyomy_zauchivaniya_stihotvoreniy.docx20.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок» с. Красноармейское Красноармейского района

Чувашской Республики

Мастер-класс

для педагогов ДОУ

по теме:

«Методы и приёмы заучивания стихотворений

с детьми дошкольного возраста»

 

                                                                                          Подготовила:

                                                                                          музыкальный руководитель

                                                                                          высшей квалификационной категории

                                                                                          Л. В. Великова

с. Красноармейское, 2022 г.

Добрый день, уважаемые коллеги, очень рада приветствовать вас всех в этом уютном зале. Сегодня я хочу показать вам свой мастер-класс по теме: «Методы и приемы заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста». Выбранную тему я считаю актуальной на сегодняшний день, так как при работе с детьми заметила, что у многих детей заучивание стихотворений вызывает большие трудности.  Это прежде всего быстрое утомление, слабая память и отрицательные эмоции. Поэтому, для нас, педагогов, я считаю очень важно пробудить у детей интерес, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности для дошкольника – ИГРУ.

Какова же цель моего выступления? Это прежде всего, распространение своего педагогического опыта и повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО.

Для достижения этой цели были поставлены ряд задач, позвольте зачитать:

  • ознакомить педагогов ДОО с некоторыми методами и приемами заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста;
  • донести до педагогов информацию о важности применения различных методов и приемов заучивания стихов.

Уважаемые коллеги, скажите, пожалуйста, какие методы и приемы разучивания стихов вам известны? И какие вы применяете на практике со своими воспитанниками?

Да, действительно, на сегодняшний день существуют разные нетрадиционные способы разучивания стихов. Сегодня мы с вами остановимся на некоторых из них, более доступных детям дошкольного возраста.

  1. Метод иллюстрации.

Еще К. Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение. Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

Согласно этого метода – метода иллюстраций, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.

Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4 – 5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8. Покажем это на примере стихотворения Л. Сарине "ÿкерчĕк»

  1. Учим стихи в движении. Это более распространенный метод заучивания стихов.

Применяя этот способ, взрослый выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Например, взрослый показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или детям). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.

Или можно по-другому, взрослый предлагает ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек» т. е. мы даём необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можете предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.

Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.

3 метод «Мнемотехника»

Мнемотехника — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Один из приёмов мнемотехники - построение мнемотаблиц, в которых слова, которые нужно запомнить, нарисованы в том же порядке, что и в тексте.

Основной «секрет» мнемотаблиц очень прост. При запоминании работает и слуховое, и зрительное восприятие. К тому же, когда ребёнок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием, связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, дается слово «мальчик», придумывается какое-нибудь его символическое обозначение. Дети постепенно начинают понимать, что значит «зашифровать слово».

Затем последовательно переходим к мнемодорожкам - поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребенка.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью схем ребёнок легко овладевает словом или фразой, может выучить довольно быстро любое стихотворение. Кроме того, ребёнок, не знающий грамоты, без проблем усваивает смысл фразы, «читая» картинки. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

4 метод «Театральный».

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.

Например, стихотворение «Мулкач» можно выучить, если разыграть его. Уважаемые коллеги, внимание на экран, предлагаю посмотреть, как это выполняет наша воспитанница Ксения Романова, призёр Республиканского конкурса «Хунав 2020 г.»

Следующий вариант театрального метода - пальчиковый театр, который поможет запомнить практически любое стихотворение. Покажу на примере стихотворения «Кушак»

Вывод: практически все методы и приёмы заучивания стихов в равной степени интересны детям. Использование таких методов и приемов помогают достичь высоких результатов в НОД и в конкурсах различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники при заучивании стихотворений

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточн...

Мастер-класс для родителей на тему:«Использование метода мнемотехники для заучивания стихотворений»

Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Суть этой технологии состоит в том, что разучивая стихотворение, нужно рисовать вместе с ребенком к каждому слову, ...

Применение метода мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon -искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации....

Методы и приёмы заучивания чистоговорок, скороговорок, стихотворений с детьми дошкольного возраста.

Чистоговорки, скороговорки, стихотворения можно использовать как средство развития звуковой культуры речи ребенка.  При их заучивании педагог работает над интонационной выразительностью речи, тем...

Методы и приёмы заучивания чистоговорок, скороговорок, стихотворений с детьми дошкольного возраста

Чистоговорки, скороговорки, стихотворения можно использовать как средство развития звуковой культуры речи ребенка.  При их заучивании педагог работает над интонационной выразительностью речи, тем...