Конспект НОД в старшей группе по Петербурговедению «Санкт-Петербург — наш любимый город»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Расширять представления детей о родном городе;
углублять и уточнять знания детей о достопримечательностях Санкт-Петербурга; продолжать учить пользоваться картой города,
дать первоначальные знания о людях, которые жили и творили в нашем городе.
Развивать речь детей, внимание, мышление, память ,мелкую моторику рук.
Воспитывать чувства гордости и уважения к городу, в котором живём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_starshey_gruppe_po_peterburgovedeniyu.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по Петербурговедению «Санкт-Петербург — наш любимый город»
Цель: Активизировать представления детей о нашем городе (история основания города, достопримечательности, основные даты). Познакомить детей с городским пейзажем, как одним из жанров искусства.
Задачи.
Образовательная: активизация представлений о нашем городе и обучение рисованию городского пейзажа.
Развивающая: развивать познавательные интересы и процессы, умение наблюдать, всматриваться в изображение, замечать интересные детали , события, явления. Развивать умение устанавливать связи между замыслом и используемыми художниками средствами выразительности. Развивать творческие способности.
Воспитательная: воспитывать в детях любовь к нашему городу, интерес к истории, умение видеть красоту и получать эмоциональный отклик в сердце при рассматривание произведений искусств.
Оборудование и материалы:
Визуальный ряд: репродукции картин ( М. Воробьёв « Восход солнца над Невой» , С. Галактионов « Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости» , Е. Лансере « Петербург начала 18 века» ).
Предварительная работа.
Чтение стихотворений о Санкт- Петербурге и о достопримечательностях Санкт- Петербурга.
Постройка Петропавловской крепости из деревянного конструктора « Петербург».
Логикоматематические технологии с использованием блоков Дьенеша и палочек Кьюзинера.
Беседа с детьми об основании Петербурга.
Виды деятельности: коммуникативная ( беседа, ситуативный разговор), игровая, двигательная, продуктивная ( творческая) .
Формы работы: дидактическая игра, отгадывание загадок, игра- путешествие, беседа, рисование.
План.
- Постановка проблемы. Предложение отправиться в путешествие.
- Чтение стихотворения про Петербург
- Вывод о путешествии по Петербургу , по местам , которые очень любили изображать художники.
- Организация пространства для игры- путешествия. Загадка про автобус.
- Путешествие с экскурсоводом. Экскурсоводы – дети.
а)1остановка. М. Воробьёв «Восход солнца над Невой».
б) 2остановка. С. Галактионов « Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости».
г) 3 остановка. Е. Лансере « Петербург. Начало 18 века».
- Физминутка.
- Возвращение из путешествия. Дидактическая игра « Художник и поэт».
- Продуктивная деятельность детей по ИЗО . Рисование любимого уголка города или раскрашивание заготовки с изображением уголка нашего города « цветами» Петербурга.
- Выставка работ. Подведение итогов. Рефлексия « Цветик – многоцветик».
Ход НОД.
- Постановка проблемы. Предложение отправиться в путешествие.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие. А какое – попробуйте догадаться сами.
- Чтение стихотворения про Петербург.
Среди болот, дорог и вьюг,
Как исполин из сказки,
Явился миру Петербург,
Волной любви обласкан!
Его скульптуры и дворцы,
Фонтаны, скверы, парки,
Его ограды и мосты,
Кораблик на Фонтанке,
Его кресты, его гранит –
Веков узор так прочен! –
Все восхищает и пленит
В сиянье белой ночи.
Люблю тебя я, город мой,
Не знаю краше места!
Мне жизнь, единая с тобой,
Дарована в наследство!
(Катя Озерова)
- Вывод о путешествии по Петербургу, по местам , которые очень любили изображать художники.
Воспитатель: В какое же путешествие мы с вами отправимся?
Дети: По Санкт – Петербургу.
Воспитатель: Правильно. Но путешествие наше будет особое. Мы с вами будем путешествовать по местам, которые очень любили изображать на своих полотнах (картинах) художники. А теперь отгадайте загадку.
- Организация пространства для игры – путешествия. Загадка про автобус.
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все
По проспектам и шоссе.
Ответ: Автобус
Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем экскурсионный автобус – ведь путешествие по городу это и есть экскурсия. И на этом автобусе отправимся в путь.
( Дети совместно с воспитателем из стульчиков делают автобус и садятся в него).
- Путешествие с экскурсоводом. Экскурсоводы - дети.
Воспитатель: Итак наш автобус отправляется в путешествие по Санкт – Петербургу. А вы, ребята, будете не только пассажирами, но и экскурсоводами.
Воспитатель: Расскажите пожалуйста, сколько лет назад был основан наш город.
Дети: 300 лет назад.
Воспитатель: А кто же решил построить такой красивый город?
Дети: Царь Пётр 1.
Воспитатель: Ребята, расскажите на берегах какой реки строился Санкт – Петербург?
Дети: На берегах реки Невы.
а)1остановка. М. Воробьёв «Восход солнца над Невой».
Воспитатель: Сейчас мы с вами проезжаем как раз вдоль Невы – самой большой и самой прекрасной реки нашего города.
( Демонстрируется репродукция картины М. Воробьёва « Восход солнца над Невой»)
Воспитатель: Что же за место изображено на картине?
Дети: Нева, пристань, корабли стоят у берега и т. д.
Воспитатель: В какое время суток художник увидел это место таким прекрасным?
Дети: Утром.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Свет, солнце светит, отблески воды, голубое небо, люди на пристани.
Воспитатель: Ребята, а что такое пристань?
Дети: Это место , где отдыхают корабли под открытым небом.
Воспитатель: А какое время изобразил художник?
Дети: Лето или конец весны. Потому, что люди на пристани одеты в лёгкую одежду.
Воспитатель: Да, и ещё художник смог красками передать (нежными, светлыми оттенками) тепло в воздухе и в самом городе.
А какой вы видите Неву на картине художника?
Дети: Большая, сильная, прекрасная, нежная (так, как подобраны нежные оттенки голубого и нет сильных волн).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Музыкальная пауза и физминутка.
Воспитатель: А теперь давайте представим себя в этом замечательном месте и пройдемся вдоль Невы. (звучит фонограмма классической приятной музыки, дети выходят из автобуса и прогуливаются под музыку)
б) 2остановка. С. Галактионов « Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости».
Один из ребят объявляет о конце прогулки и просит занять места в автобусе.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Кто же нам может рассказать, где же мы проезжаем сейчас?
Дети: Около Петропавловской крепости.
(Показ репродукции С. Галактионова « Вид на Неву со стороны Петропавловской крепости»)
Воспитатель: Правильно. Наша остановка – Петропавловская крепость. Нева. Ребята, а зачем была построена Петропавловская крепость?
Дети: Для защиты от врагов. Это самое первое сооружение, которое было построено в Петербурге.
Воспитатель: Что происходит у стен Петропавловской крепости?
Дети: На берегу Невы стоят люди. По Неве плывут лодки , небольшие парусники.
Воспитатель: В какое время суток художник увидел Петропавловскую крепость такой необычной, загадочной?
Дети: В середине дня. На улице светло. Солнце где-то высоко на небе, мы его не видим.
Воспитатель: Какие « Петербургские» цвета можно увидеть на картине?
Дети: Оттенки голубого и синего для Невы, коричневого и красного для Петропавловской крепости, серо- голубого для неба.
Воспитатель: А теперь давайте выйдем из автобуса и поиграем свами в игру « Построй Петропавловскую крепость».
в) Игра малой подвижности « Построй Петропавловскую крепость»
Дети делятся на две команды и строят из большого конструктора Петропавловскую крепость под музыку.
Воспитатель: Молодцы. А теперь просим занять свои места в автобусе. Наш автобус отправляется дальше.
г) 3 остановка. Е. Лансере « Петербург. Начало 18 века».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда же мы свами приехали?
(Репродукция Е. Лансере « Петербург. Начало 18 века.»)
Дети: Это старинный Петербург.
Воспитатель: Да, это старинный Петербург. Начало 18 века. 300 лет назад. Как же здесь необычно? Что вам понравилось?
Дети: Красивый необычный дворец. Люди в необычной для нас одежде, Нева и волны на ней.
Отвечает подготовленный ребёнок.
Перед нами Васильевский остров и Здание двенадцати коллегий архитектора Д.Трезини. Город только строится – справа мы видим открытое пространство строительных площадок. В противопоставлении бурных вод Невы четко, как на архитектурных проектах, прорисованы новые здания. Художник раскрывает борьбу созидательных, творческих сил с непокорной стихией, столь привлекательной для него в петровской эпохе.
Воспитатель: Какие « Петербургские» цвета можно увидеть на картине?
Дети: Нева бурная, могучая изображена художником сине-зелёными цветами. Здания – жёлто – коричневые цвета. Одежда у солдат – красных оттенков.
Воспитатель: В чем отличие того старого Петербурга от нового, современного?
Дети: Раньше не было машин, не было столько шума на улице, здания все были разные, люди одевались очень красиво .
Воспитатель: Молодцы! Итак, мы с вами совершили замечательное путешествие по Петербургу, в котором вы сами были экскурсоводами и путешественниками.
- Физминутка.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).
- Дидактическая игра « Художник и поэт».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, ваши друзья приготовили для вас необычную игру « Художник и поэт». Сейчас ребята прочитают для вас стихотворения, а вы попробуете назвать нужные цвета для этого стихотворения.
Зимний дворец у Невы, посмотри!
Жили когда-то в нем наши цари.
Ну а сейчас в нём огромный музей.
Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.
(Ю. Юдин)
Дети называют цвета, которыми можно нарисовать эту картину.
Вот памятник царю Петру
И царскому коню,
Фотографируют его
По двести раз на дню.
Царь много славных дел свершил,
А конь неоднократно
Его на подвиги возил
И привозил обратно.
(М.Борисова)
Дети называют цвета для этого стихотворения.
На площадке смотровой
Продувает ветер.
Небо вровень с головой,
Видно – все на свете:
Медный всадник, Летний сад,
Площади, проспекты,
Эрмитаж и зоосад,
Скверы, монументы!
Если встать на колоннаде,
Город видно, как на карте!
(Ю. Юдин)
Дети называют цвета для этого стихотворения.
- Продуктивная деятельность детей. ИЗО. Рисование любимого уголка города или раскрашивание заготовки с изображением уголка нашего города « цветами» Петербурга.
Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь попробуйте сами нарисовать свой любимый уголок города. Вспомните, где вам понравилось больше всего в нашем городе и нарисуйте.
- Выставка работ, подведение итогов. Рефлексия « Цветик – многоцветик».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка работ у нас получилась! Как мы назовём нашу выставку? (предложения детей – «Санкт – Петербург» или « Любимый уголок Санкт – Петербурга»…)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия – экскурсии?
Дети: Каким красивым изображали художники на своих картинах наш город. Сколько различных цветов и оттенков они использовали в своих картинах.
Воспитатель: Какие места Санкт – Петербурга любили изображать художники на картинах?
Дети: Неву, Петропавловскую крепость, Медный всадник, Стрелку Васильевского острова.
Игра рефлексия « Цветик – семицветик»
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте подумаем о своём настроение. Какое оно у вас в конце нашего путешествия?. Выберите себе тот лепесток по цвету, который больше всего подходит к вашему настроению. (дети выбирают лепестки) А теперь соберём все лепестки в один общий цветочек.
Воспитатель: Каких цветов и оттенков больше в нашем цветке?
Дети: Светлых, ярких, красных, жёлтых, розовых и т.д.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?
В следующий раз мы увидим с вами другие красивые архитектурные достопримечательности Санкт-Петербурга, которые любили изображать художники на картинах.
Список литературы.
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей.- Спб: Паритет, 2005.
- Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Прогулки по Петербургу. - Спб: Химиздат, 1998
- Канн П. Прогулки по Петербургу. – СПб: Палитра, 1994.
- Первушина Е.В. Санкт-Петербург. Реки, мосты, острова. – Спб: Паритет , 2011
- Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. – СПб: Речь,2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург
Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...
Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Ночной Санкт-Петербург
Столица украшалась дворцами, набережными. проспектами, становясь одним из красивийших городов Европы....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие по Санкт-Петербургу»
Нашим детям посчастливилось родиться в одном из красивейших городов мира, богатом своей историей и культурой - Санкт-Петербурге. Знакомство с культурным наследием города даст возможность прикоснуться ...
Конспект познавательного занятия с детьми старшей группы по теме "Санкт-Петербург"
Конспект занятия по теме "Санкт-Петербург"...
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию на тему «Любимый город».
Воспитание нравственно-патриотических качеств: доброты, любви к родине через знакомство с городом....
презентация :Санкт-Петербург - мой родной, любимый город.
Знакомим детей с историей Санкт -Петербурга, с архитектурой родного города.*Расширяем кругозор детей о достопримечательностях родного города.*Воспитываем у детей любовь и привязанность к городу на Нев...
Конспект НОД в старшей группе " Знакомство с Санкт-Петербургом"
Конспект НОД в старшей группе. По теме: «Знакомство с Санкт – Петербургом»Провела воспитатель Балакина Л.П. ЦельПознакомить детей с городом Санкт - Петербург, через...