Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Русские народные сказки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по развитию речи | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 7 «Березка» города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
в подготовительной к школе группе
«Русские народные сказки»
Продолжительность: 30 минут
Подготовила и провела:
Ершова Анастасия Валерьевна,
воспитатель группы
№ 7 «Русские узоры»
г. Новочебоксарск 2020
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе
«Русские народные сказки»
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
Образовательные:
- развивать умение узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам, загадкам;
- закрепить навыки пересказа сказок;
- расширить словарный запас;
- закрепить названия народных сказок.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, умения сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения;
- развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным сказкам;
- формировать навык сотрудничества и доброжелательности.
Словарная работа:
- активный словарь – мимика, русские народные сказки.
- пассивный словарь – устное народное творчество, обработка, эпизод.
Оборудование:
- ноутбук, проектор, экран, беспроводная мышь.
Материалы:
- демонстрационный – иллюстрации эпизодов к русской народной сказке «Гуси-лебеди», презентация «Русские народные сказки».
- раздаточный – раскраски «Герои русских народных сказок».
Методы и приемы работы с детьми:
- Организационный момент.
- Мимическая игра.
- Беседа
- Сюрпризный момент.
- Загадки
- Физкультминутка «Леший»
- Игра «Какая сказка зашифрована?»
- Игра «Назови сказку по иллюстрации».
- Гимнастика для глаз «Теремок»
- Игра «Угадай сказку по фразе».
- Игра «Найди ошибку» - сказка «Катя и три волка».
- Рефлексия.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры-драматизации по сказкам; разгадывание загадок; просмотр презентаций по теме «Русские народные сказки».
Краткий ход организованной образовательной деятельности:
- Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся и подарим свои улыбки, а также не забудем подарить улыбки друг другу.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста какое у вас сегодня настроение? (ответы детей) У меня сегодня радостное настроение, и я хочу этим настроением поделиться с вами. Поэтому предлагаю вам поиграть в одну мимическую игру «Покажи настроение». Но для начала вы мне скажите, что такое мимика? (Ответы детей). Мимика – движение лица, которое показывает эмоциональное состояние человека. Теперь предлагаю начать игру.
- Мимическая игра «Покажи настроение».
Воспитатель: Покажите, пожалуйста: грустное, удивленное, сердитое, веселое, тревожное, бодрое, тоскливое, спокойное, радостное выражение лица. Вот, именно это настроение, мне хотелось вам сегодня передать и пусть оно сохранится с нами на протяжении всего дня. Присаживайтесь, пожалуйста. (дети присаживаются на стулья).
- Беседа.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? А почему вы их любите? Чему учат нас сказки? (Ответы детей). В сказках много мудрости, они учат нас быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто оказался в беде. Они учат нас не щадя сил бороться за правое дело и побеждать.
Воспитатель: Скажите, какие бывают сказки? (авторские – литературные и народные). Ребята, а какие сказки мы называем народными? (Ответы детей, те сказки, которые придумал народ.)
Верно, у народных сказок нет автора, это сказки, которые появились очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка могла стать то длинной, то короткой. Сказки передавались от одного поколения к другому, поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Сейчас мы с вами читаем сказки уже в обработке. Обработчики делают старинную сказку более понятной для современных детей.
Воспитатель: Мы знаем, что в сказках много чудес, а каких, например, сможете мне назвать?
Ответы детей: (Звери, птицы, рыбы, ведут себя как люди, умеют говорить; в сказках бывают волшебные превращения; в сказках происходят нечто такое, чего не бывает в реальной жизни).
Воспитатель: Верно, в сказках бывает много чудес и необычных превращений. Исходя из этого, кто скажет какими бывают сказки по содержанию? (ответы детей)
- Волшебные - в волшебных сказках присутствуют вымышленные персонажи, фантастические существа;
- о животных - в таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами;
- бытовые – в бытовых сказках описывается обыденная жизнь, но действующие герои наделены определенными, никогда не меняющимися чертами. Например: солдат – всегда храбрый и смелый, он обязательно найдет способ проучить трусливого и жадного человека.
- Сюрпризный момент.
Послушав вас немного, я поняла, что вы многое знаете о сказках, какие они бывают и чему учат и думаю, что вы сможете мне помочь! Дело в том, что сегодня мне на телефон пришло голосовое сообщение с незнакомого номера. Предлагаю его прослушать!
«Сказки в опасности! Какой-то неизвестный вирус решил испортить, перемешать и даже вовсе удалить все русские народные сказки, чтобы никто больше не мог их найти, прочитать и уж тем более напечатать их на страницах книг. На вашу почту выслана страница, которую пытается захватить вирус. Помогите сказкам, не дайте им исчезнуть!»
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем сказкам? (ответы детей). Для этого нам нужно будет постараться, согласны? Я думаю, вы с этой задачей справитесь. Нужно все сказки в порядок привезти и помешать вирусу портить их текст и содержание. Давайте откроем страничку, которую прислали нам на почту и спасем сказки!
Воспитатель: Посмотрите, как много вирусов на странице русских народных сказок! Вирусы хотят с нами сразиться, чтобы их одолеть, нам нужно правильно выполнять задания и отвечать на вопросы!
- Загадки. Чтобы силу нашу показать, загадки нужно разгадать! Чем больше отгадаете сказок, тем меньше сил будет становится у вируса. Это и будет вашим первым заданием. Слушайте внимательно!
Он весь день лежал на печке
И работать не любил.
Рыбу вытащив из речки,
Все печали позабыл.
(Емеля)
Выросла она на грядке
Очень крепкой, круглой, сладкой.
Нелегко её сорвать —
Мышь на помощь надо звать. (Репка)
В глухом лесу, в своей избушке,
Совсем одна живёт старушка.
Метлой она не пол метёт,
Метла - старушкин самолёт.
(Баба – яга)
Он бессмертный да худющий,
И всегда ужасно злющий.
В сказках - главный он злодей, Царство есть, но нет друзей. (Кощей)
От подружек всех отстала,
У медведей побывала.
Поспала, наелась каши...
Как зовут девчушку? ...
(Маша)
У него ни рук, ни ног,
Но пустился наутёк.
Громко песни распевал,
Прямо в рот к Лисе попал.
(Колобок)
Воспитатель: Молодцы! С этим заданием вы хорошо справились! Посмотрите вирус испугался наших знаний, кажется ему совсем не по себе! Смотрите, и на страничке начали пропадать вирусы.
- Физкультминутка «Леший».
Воспитатель: Чтобы отправиться дальше с новыми силами, нам нужно немного размяться, вставайте и повторяйте движения за мной.
По тропинке Леший шёл, (Ходьба на месте)
На полянке гриб нашёл. (Наклон)
Раз грибок, два грибок,
Вот и полный кузовок. (Приседания.)
Леший охает - устал
От того, что приседал.
Леший сладко потянулся, (Потягивания - руки вверх,
А потом вперёд нагнулся
До земли он дотянулся (Наклоны вперёд)
Повернулся влево вправо (Повороты вправо-влево)
Вот и славно! (Показывают «класс»)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку. (Дети садятся)
Воспитатель: Присаживайтесь на свои места.
- Игра «Какая сказка зашифрована?»
Воспитатель: Перед нами следующее задание. Посмотрите, в конверте лежат иллюстрации к одной интересной русской народной сказке. Только не понятно, что это за сказка, всё перемешалось.
Внимательно посмотрите на иллюстрации, из какой сказки они могут быть? (ответы детей). Но как же быть, в таком бардаке сказку не узнать, нужно восстановить порядок, расположите иллюстрации так, чтобы сказка обрела свой прежний вид. Чтобы ничего не упустить, нужно вспомнить эпизоды сказки. Эпизод – это отрывок текста из сюжета сказки, который описывает некий целостный момент действия, составляющего содержание.
Разложите эпизоды в правильной последовательности. (Дети раскладывают). Что было сначала, а что было потом. Молодцы, давайте проверим правильно ли вы справились с заданием, обратите внимание на экран. (Проверяется правильность выполненного задания и параллельно происходит пересказ текста)
Хорошо, давайте посмотрим на страничку с вирусами, стало ли их меньше, правильно ли мы выполнили задание? Действительно, вирусов все меньше и меньше! Предлагаю продолжить.
- Игра «Назови сказку по иллюстрации».
Воспитатель: Посмотрите какие красочные иллюстрации. Посмотрев на иллюстрации назовите сказку и их героев. (Иллюстрации на экране).
Молодцы, ну что взглянем еще раз на страницу? Хорошо, их осталось совсем немного.
- Игра «Угадай сказку по фразе».
Воспитатель: А вот и еще одна проблема! Сказки потеряли свои названия, нужно срочно их соединить. Сейчас я буду называть фразу из сказки, а вы мне скажете из какой сказки эта фраза. Но только не забудьте, сказки у нас русские народные. Готовы? Слушайте внимательно!
- «Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…» (Алёнушку) - Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого.
- «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу - звери рыскучие…» - Русская народная сказка «Царевна – лягушка», в обр. М. Булатова.
- «Сани сами и поехали в ворота, да так быстро - на лошади не догнать. А в лес-то пришлось ехать через город, и тут он много народу помял, подавил. Народ кричит: "Держи его! Лови его!" А он, знай, сани погоняет» - Русская народная сказка «По щучьему веленью», в обр. А.Н. Толстого.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как хорошо знаете сказки! Посмотрите, вирусов осталось совсем немного. Предлагаю двигаться дальше! Но не забудем и про гимнастику для глаз.
- Гимнастика для глаз «Теремок».
Воспитатель: Повторяйте движения за мной.
Терем- терем- теремок! Движение глазами вправо- влево.
Он не низок, не высок, Движение глазами вверх- вниз.
Наверху петух сидит,
Кукареку он кричит. Моргают глазами.
- Игра «Найди ошибку» - сказка «Катя и три волка.»
Воспитатель: у нас на пути последнее задание. Для вас необычная сказка, послушайте ее, найдите ошибки и назовите название сказки.
Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла катя одна в лес и заблудилась. Плутая по лесу набрела она на избушку. А в избушке жили три волка, которые ушли на охоту. Зашла катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из всех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты, заметили, что кто-то хозяйничал в их доме, и ну ругаться. А Катя услыхала, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали кто хозяйничал в их доме.
(сказка «Три медведя», девочку зовут Маша, герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а в кровать.)
- Рефлексия.
Воспитатель: Какие вы внимательные! И с этим заданием справились на отлично! Ну что, проверим страничку русских народных сказок? Посмотрите, все вирусы исчезли! Победа!
Вам понравилось занятие? Что вам понравилось больше всего, а есть что-то что не понравилось? А были ли для вас сложные моменты? А где вам показалось было легко?
Давайте вспомним игру, которую играли вначале занятия «Покажи настроение». Покажите пожалуйста настроение, которое у вас осталось после занятия, почему? Какие эмоции вы сегодня испытали?
А в благодарность, за вашу помощь, у меня для вас есть интересные раскраски с героями русских народных сказок. (Дети рассматривают раскраски, самостоятельно в свободное время раскрашивают их.)
Вы большие молодцы, на вас можно положиться в трудную секунду, и я точно знаю, что такие смелые ребята никого не оставят в беде!
Спасибо за занятие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в «Страна красивой речи»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну красивой речи"
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая речь»
В НОД мы обогащаем словарный запас детей, развиваем слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Красивая страна - Речь»
В данном конспекте интегрированы следующие образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое ра...