Предпосылки и профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста с ОВЗ
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Ларионова Марина Владимировна

Стойкое, специфическое нарушение в овладении счетными операциями называется дискалькулией.  Наиболее подверженная дискалькулии  категория детей – это дети с ОВЗ. На данные признаки обычно обращают внимание, когда ребенок начинает учиться в школе. Школьная программа для детей с дискалькулией оказывается непомерно сложной. Поэтому стоит уделять внимание профилактике в дошкольном возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предпосылки и профилактика дискалькулии

у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Современный мир стремительно меняется, требует от людей быстро адаптироваться к жизненным обстоятельствам, требует быстроты реакции, анализа, принятия решений.

Математика – это инструмент, который учит логически рассуждать, анализировать и делать умозаключения.  Математика фундамент образования. Именно математика учит находить причинно-следственные связи, учит самостоятельности, умению принимать решения и отвечать за них. Воспитывает такие качества, как целеустремленность, ответственность. Без умения считать невозможно получать образование и овладевать профессией. Низкая математическая грамотность является общекультурной, социально-экономической проблемой, отсутствие математической грамотности снижает качество жизни людей даже сильнее, чем отсутствие грамотности обычной.

Стойкое, специфическое нарушении в овладении арифметикой -  дискалькулия. Понятие это относительно новое. Считается, что дискалькулия не означает нарушение интеллекта и человек, неспособный освоить базовые математические действия, полноценен в других областях жизни. В то же время исследования разных авторов показывают, что дискалькулия часто наблюдается у детей с интеллектуальными нарушениями, с дцп,  нарушениями речи.

Существуют симптоматические признаки, свидетельствующие о данном нарушении. К ним относятся: недостаточное овладение математическим словарём; неправильное называние чисел; неточное представление о графическом образе цифр; механическое воспроизведения последовательности цифр; недостаточное знание состава числа; трудности усвоений правил образования числа; несформированность установления количественных соотношений чисел; преимущественно конкретность мыслительных операций; счет на «пальцах». Довольно часто дискалькулия сочетается с дисграфией и дислексией.

Наиболее подверженная дискалькулии  категория детей – это дети с ОВЗ (ОНР и ЗПР). Данная категория детей, с дошкольного возраста, нуждается в профилактике дискалькулии, т.к. у этих детей нарушены базовые математические функции.

Выделяют 3 группы причин:

Выделяют психогенный, органический и генетически обусловленный варианты. У многих детей патология возникает при одновременном влиянии нескольких факторов, один из которых является определяющим.

  • Неблагоприятная наследственность. Большинство родителей маленьких пациентов в детстве испытывали те же трудности, что свидетельствует о генетической предрасположенности.
  • Отрицательный опыт обучения. Чрезмерные наказания, конфликты и принуждение заставляют ребенка потерять уверенность, провоцируют страх и отвращение к точным наукам.
  • Органические поражения мозга. Проблема может быть связана с дисфункциональными изменениями вследствие осложнений гестации, вредных привычек матери, внутриутробных инфекций, черепно-мозговых травм и инфекционных поражений ЦНС, перенесенных в первые годы жизни.

В основе патогенеза лежит нарушение функций нейронов внутритеменной борозды, недостаточность связей между теменной долей и прилегающими участками, отвечающими за распознавание символов и выполнение математических операций, пространственное восприятие. В результате нарушаются процессы расшифровки цифр и знаков, осмысления задач. Ситуация осложняется снижением концентрации внимания, уменьшением объема оперативной памяти, недостаточностью планирования и низкой скоростью обработки информации.

Виды дискалькулии

  1. Практогностическая дискалькулия. Это чистое нарушение счетных операций, когда ребенок остается на стадии дооперациональных представлений по Пиаже. Не формируются элементарные предпосылки для овладения счетом. Ребенок не осваивает понятие числа, «больше-меньше», множества. При этом может присутствовать нарушение гнозиса и праксиса пальцев рук.
  2. Вербальная дискалькулия. Тесно связана и сочетается с дисфазией. Это неспособность к освоению вербальных обозначений количества, числа, цифр и математических символов. Это не истинная дискалькулия, а скорее, вторичное явление. При вербальной дискалькулии может быть хороший невербальный интеллект.
  3. Дислексическая
  4. Графическая
  5. Операциональная

На практике почти не встречается чистых форм дискалькулии, обычно имеет место смешанная клиническая картина.

Направления профилактики и коррекции дискалькулии  (Р.И.Лалаева, А.Гермаковска)

1. Формирование сенсомоторных (гностико-практических) функции

        зрительного гнозиса

        пространственного гнозиса и гнозопраксиса

        ручной моторики

        временных представлений

        слуховое восприятие, слухомоторная и слухозрительно-моторная координация

2. Формирование логических операций

        сериации

        классификации

        сравнения

        умозаключений

3. Формирование сукцессивных и симультанных процессов

        сукцессивного анализа и синтеза

        симультанного анализа и синтеза

4. Формирование количественных представлений

5. Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями, умениями и навыками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плоскостопие и его профилактика у детей дошкольного возраста.

Презентация содержит краткие рекомендации по профилактике детского плоскостопия, может быть использована на семинарах для родителей...

Влияние современных информационных технологий на личность дошкольника и разработка комплекса мероприятий по профилактике зависимости детей дошкольного возраста от информационных технологий.

Бурное развитие информационных (в том числе компьютерных) технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, приме...

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста"

Данный материал предназначен для педагогов, работающих по направлению "Здоровье"....

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста «Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»

Консультация в рамках работы по профилактике безнадзорности детей дошкольного возраста«Система работы по профилактике безнадзорности и правонарушений в ДОУ»...

Из опыта работы "Профилактика плоскостопия детей дошкольного возраста"

Работая в детском саду, мы часто сталкиваемся с проблемой плоскостопия у детей. Не следует считать плоскостопие несерьезным заболеванием. При отсутствии лечения заболевание прогрессирует и может приве...

Организация профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.

Анкета, составленная мною, для педагогов-дошкольников, направленна на выявление уровня знаний педагогов по организации профилактики наркозависимости детей дошкольного возраста в условиях образовательн...

Сколиоз и его профилактика у детей дошкольного возраста

Сколио́з (греч. σκολιός — «кривой», лат. scoliōsis) — трёхплоскостная деформация позвоночника у человека. Искривление может быть в...