Речевые игры и упражнения.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Упражнение «Наш сад»
Педагог объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые игры и упражнения. | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области
Речевые игры и упражнения.
Составитель:
Воспитатель
Жеребина Е.В.
Аша
2021 г.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Наш сад»
Педагог объясняет детям, что сейчас он прочитает им стихотворение, в котором прозвучат названия фруктов. Воспитатель просит детей быть внимательными и запомнить эти названия. Прослушав стихотворение, дети перечисляют названия фруктов, которые они услышали. Воспитатель выставляет картинки с изображениями этих фруктов и просит детей пересчитать их.
НАШ САД
Прекрасен наш осенний сад.
В нём слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И жёлтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем,
«Спасибо, осень!» - скажем.
«Ответь правильно»
Снег белый или синий?
Лёд твёрдый или мягкий?
Снег капает или идёт?
Зимой бывает снегопад или листопад?
Лёд скользкий или шершавый?
На улице мороз или жара?
Зимой одеваемся тепло или легко?
Снеговика лепят или строят?
На коньках катаются или качаются?
«Договори предложение»
(Усвоение слов с противоположным значением)
Апельсин сладкий, а лук … (горький).
Яблоко твёрдое, а слива … (мягкая).
Капуста большая, а картошка … (маленькая).
Чеснок горький, а персик … (сладкий).
Слива маленькая, а апельсин … (большой).
Персик мягкий, а яблоко … (твёрдое).
«Договори слово»
(Формирование навыка словоизменения)
Заяц бежал, а зайчата … (бежали).
Медведь ревел, а медвежата … (ревели).
Волк рычал, а волчата … (рычали).
Корова жевала, а телята … (жевали).
Собака лаяла, а щенята … (лаяли).
Лошадь скакала, а жеребята … (скакали).
«Бывает – не бывает»
Педагог произносит предложение. Дети находят подходящие по смыслу слова и говорят «бывает», а если слово не подходит – отвечают: «не бывает».
- Снежинка тает, горит, падает, идёт, кружится, ложится, ёжится, вьётся, воет, стучится.
- Лёд трещит, тает, гудит, ломается, горит, бежит, плывёт, говорит, тонет.
- Солнце светит, греет, смеётся, восходит, заходит, печёт, хмурится, дымится.
- Ветер воет, дует, рычит, свистит, ломает, кружит, ревёт, задувает.
- Дождь идёт, капает, моросит, бежит, мочит, стучит, тонет, льёт, поливает.
«Кто кем будет?»
Ежонок будет …(ежом). Лисёнок будет …(лисой). Волчонок будет …(волком). Медвежонок будет …(медведем). Зайчонок будет …(зайцем). Бельчонок будет …(белкой). Оленёнок будет …(оленем). Щенок будет …(собакой). Котёнок будет …(кошкой). Жеребёнок будет …(лошадью). Телёнок будет …(коровой). Поросёнок будет …(свиньёй). Утёнок будет …(уткой). Гусенок будет …(гусем). Козленок будет …(козой). Цыпленок будет …(курицей). Тигренок будет …(тигром). Слоненок будет …(слоном). Львенок будет …(львом).
«Угадай по описанию»
- Злой, голодный, серый… (волк)
- Трусливый, длинноухий, серый… (заяц)
- Хитрая, ловкая, рыжая… (лиса)
- Рыжая, маленькая, быстрая…(белка)
- Большой, бурый, косолапый… (медведь)
- Полосатый, хищный, злой… (тигр)
- Огромный, добрый, толстый… (слон)
-Маленький, колючий, серый…(ёж)
- Сторожевая, сильная, верная… (собака)
- Ласковая, пушистая, домашняя… (кошка)
- Резвая, сильная, быстрая… (лошадь)
- Смешная, озорная, ловкая… (обезьяна)
- Опасный, мощный, гривастый… (лев)
- Высокий, пятнистый, длинношеий… (жираф)
«Договори слово»
(Педагог читает стихотворение и выставляет картинки. Дети договаривают слова.)
Шла по лесу девочка,
Вот с бельчонком белоч…(ка),
Вот лисица и лисё…(нок),
Вот волчица и волчо…(нок),
Вот зайчиха и зайчо…(нок),
Вот ежиха и ежо…(нок),
И без мамы медвежо…(нок).
«Найди картинку»
Дети должны найти картинку, название которой начинается со слога «КО»: кошка, собака, корова, лошадь, коза, свинья, кот. При назывании картинки педагог выделяет голосом слог «ко».
«Куда наденем?»
(практическое употребление в речи предлога «НА»)
Рукавицы наденем на … (руки).
Шарф наденем на … (шею).
Шапку наденем на … (голову).
Сапожки наденем на … (ноги).
Перчатки наденем на … (руки).
Кепку наденем на … (голову).
Носки наденем на … (ноги).
Игра «Живой – неживой»
(закрепление понятий «одушевлённый – неодушевлённый»)
Педагог показывает детям картинки с изображением живых и неживых предметов, а дети комментируют, например:
- Воробей – живой, а камень – неживой, и т.д.
- Собака, стол, машина, лиса, мышка, самолёт, ручей, дом, кот, дерево, лошадь, девочка, цветы, солнце, радуга, щука, орёл, мухомор, малина, бабочка, кузнечик, одуванчик, лягушка, лист, стрекоза, ласточка, облако, цыплёнок, черепаха, попугай.
Игра "Назови ласково"
Педагог предлагает детям изменить данные им слова так, чтобы они звучали ласково.
-Белка, ёлка, дом, облако, солнце, стул, стол, яблоко, апельсин, помидор, гриб, карандаш, цветок, диван, курица, вода, мяч, собака, кошка, лист, чашка.
Игра "Назови наоборот"
(подбор антонимов)
Большой - .., высоко - .., далеко - .., горячий - .., мокрый - .., узкий - .., горький - .., молодой -.., сильный - .., смелый - .., здоровый - .., тихо - .., тусклый - .., весёлый - .., быстро - .., ходить - .., красивый - .., смеяться - .., хорошо - ..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры и упражнения
В предлагаемом материале мною собраны различные игры и упражнения для развития речевых и вокальных навыков детей, чувства ритма и памяти, развития дыхания и укрепления различных групп мышц. Этот матер...
Речевые игры и упражнения по теме "Профессии"
В данном файле систематизирован дидактический материал по лексико-грамматической теме "Профессии": 1. Задачи ознакомления с темой "Профессии". 2. Рекомендации родителям по ознакомлению детей с темой "...
Речевые игры и упражнения в таетральной деятельности для детей дошкольного возраста
Практический материал для воспитателей и ПДО по театральной деятельности для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию речи....
Речевые игры и упражнения
Игры на звукоподражания и ритм, тихое и громкое произношение....
Речевые игры и упражнения для детей средней группы
Цель предлагаемых ниже игр и упражнений – развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно стави...
статья речевые игры и упражнения для детей 2-3 лет
2.1 Понятие речевые игры и упражнение . Речевые игры мы относим , к обучающим дидактические, сюжетно-дидакт...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....