Конспект ООД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сергеева Т.Н.

Цель: знакомство с многозначным словом «ключ» с использованием проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_klyuch.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок» г. Цимлянска

Конспект ООД

по речевому развитию

для детей подготовительной группы

«В поисках ключа»

Подготовила: воспитатель Сергеева Т.Н.

                                             

ноябрь 2021г.

Цель: знакомство с многозначным словом «ключ» с использованием проблемной ситуации.

Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально-Коммуникативное развитие».

Задачи:

Образовательные:

-продолжать работу по обогащению бытового словаря детей

-побуждать детей интересоваться смыслом слова

-продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

-дать понятие об использовании слово ключ в разных сферах

-составлять предложения используя мнемо дорожку

-составлять текст повествования, формировать умения подбирать родственные слова

Развивающие:

- развивать кругозор;

- развивать умение работать в небольших группах

Воспитательные:

-воспитывать умение прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться, воспитывать интерес к окружающему миру.

Словарная работа: ключ – родник, скрипичный, гаечный, разводной ключ, ключевая, родниковая вода.

Материалы и оборудование: картинки с разными ключами, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления предложений (мнемо дорожку), словарь, родниковая вода.

Стол с одноразовыми стаканчиками и родниковой водой на каждого ребенка.

Технические средства: компьютер, интерактивная доска, магнитофон, фонограмма звука родника, песня о дружбе.

Работа с родителями: помощь в изготовлении пособия, доставка родниковой воды.

Ход занятия 

Звучит песня о дружбе.

Воспитатель:

-Ребята, о чем эта песня? (о дружбе)

-Как вы думаете, что значит дружить?

-А с кем можно дружить? (с другом)

-А кто может быть другом?

-Можно сказать, «друг».

-А как еще можно сказать по-другому? (подруга, товарищ, приятель…)

-Я вам расскажу историю о двух друзья.

Воспитатель читает историю

1.Постановка проблемы.

Воспитатель:

Однажды встретились два друга.

-Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, сказал Сережа.

-Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивительно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись.

Вот такая история произошла.

-О ком этот рассказ? (о мальчиках)

-Что случилось с Сережей? (потерял ключ)

-А что ответил Саша? (А я сегодня из ключа пил)

-Почему же друзья разошлись? (они не поняли друг друга)

-Как вы думаете, почему они друг друга не поняли? ( Серёжа потерял ключ, а Саша пил воду)

-Как мы можем помочь мальчикам разобраться?

-А я предлагаю разобраться в том, что говорили мальчики

2. Актуализация знаний

Воспитатель:

А какие вы знаете ключи?  (скрипичный, гаечный, разводной, дверной)

-Рассмотрите иллюстрации ключей.

(беседа по картинкам: какие ключи, для чего они нужны)

Дверной ключ - приспособление для запирания и отпирания замка. Использует слесарь

Разводной ключ - инструмент для работы с трубами. Используют автослесарь, сантехник.

Гаечный ключ - инструмент для укрепления или отвинчивания гаек, болтов.

Скрипичный ключ - знак в начале нотной строки, скрипичный ключ помогает скрипачам, пианистам, гитаристам и другим музыкантам разобраться в записях нот. Он главный на нотном стане.

В скрипичном ключе пишутся ноты для скрипки (отсюда название), большинства деревянных духовых инструментов, части медных духовых, ударных инструментов с определённой высотой звука и других инструментов с достаточно высоким звучанием. Используют музыканты.

3.Выдвижение гипотез.

-Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? (дверной)

-Значит, Сережа мог потерять ключ?

-Вспомните, что сказал о своем ключе Саша (ключ находится в лесу, вода в нем вкусная и свежая)

-Что за ключ, из которого можно пить?

-Возможно, это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода?

4.Проверка решения.

Воспитатель:

- Как можно проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? (посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых)

- А я предлагаю посмотреть в словаре.

- Ключ – бьющий из земли водный источник.

- Как по-другому называют ключ? (родник)

Воспитатель добавляет картинку ключа – родника

Родниковый ключ – это небольшие ручьи, которые выходят из глубин земли. По пути на поверхность они проходят разные слои почвы, и считаются уникальными водоемами.

-Много есть ключей:

Ключ – родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ – дверной. (Д. Лукич)

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

На носочки нужно встать.

Какой ключ искал Буратино? (золотой, дверной)

5.Введение в систему знаний.

Звучит фонограмма звука родника. Рассматривание иллюстрации ключа-родника на интерактивной доске.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком.

Ребята, у меня есть вода из ключа-родника. Мы сейчас её попробуем (дети пробуют).

Вода чистая, а в ключе-роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в ключе – еще быстрее, вода прозрачная, а в ключе – еще прозрачнее, вода в  речке холодная, а в ключе  еще холоднее.

Воспитатель

Назовите все ключи, с которыми вы сегодня встретились (ключ дверной, ключ разводной, ключ гаечный, ключ-родник).

Все это называется «ключ». А внешне они похожи или разные?

Если слово имеет одно значение – то оно однозначное, а если у слова много значений, т оно….

Сколько значений у слова «ключ»?

Значит, слово «ключ» - …..

Ребята, придумайте к слову «ключ» родственные слова (ключик, ключник, ключевая). Молодцы, а теперь придумайте предложения при помощи схемы со словом «ключ».  

Воспитатель раздаёт картинки одну на двоих.

1. Что это?

2. Из чего сделан?

3.Кто использует в работе?

4.Как используют?

-Молодцы, я вам предлагаю придумать и рассказать истории про ключи (Дети по желанию рассказывают 3-4 предложения).

-Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод? (нужно говорить так, чтобы тебя поняли)

Итог.

Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали?

  1.  «Что есть одинаковые слова, но с разным значением»
  2. С каким словом мы сегодня познакомились?
  3. -Ребята, какое мы с вами сделали открытие про слово ключ? (слово «ключ» имеет несколько значений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...