Дидактические игры «Сухой пальчиковый бассейн»
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
«Сухой пальчиковый бассейн»
Сухие пальчиковые бассейны представляют собой открытые резервуары, заполненные различными наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, фасолью, крупой (больше всего подходит гречневая, рисовая, пшенная), песком, солью. Используя пальчиковый бассейн, следует помнить, что:
- От размера частиц наполнителя зависит площадь воздействия на нервные окончания на пальцах рук дошкольника, а также интенсивность такого воздействия, поэтому выбор наполнителя не должен быть случайным. Пальчиковые бассейны заполняются вначале более крупными предметами, а затем более мелкими.
- Высота бортика резервуара должна быть не менее 8-12см, чтобы ребенок мог погрузить в бассейн не только фаланги пальцев, но и ладони.
- Наполнители пальчикового бассейна должны отвечать гигиеническим требованиям и регулярно дезинфицироваться. 4. Пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно.
Педагогическая ценность дидактического пособия заключается:
- в развитии мелкой моторики (подготовка, тренировка мышц руки для
письма и т.д.), развивается тактильная чувствительность;
- в развитии воображения (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);
- в развитии речи (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);
- в проигрывании проблемных для ребенка (скрытых от взрослого) ситуаций, развитие логического мышления, восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления
- в совместном проведении времени, установлении дружеских,
доверительных отношений в системе ребенок-взрослый, ребенок– сверстник;
- в организации массажа рук;
- в процессе игры ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность в своих силах; может выразить самые глубокие эмоциональные переживания, освободится от страхов, даем ребенку возможность быть самим собой;
- в развитии самооценки, когда ребенок обретает веру в самого себя, стабилизируется эмоциональное состояние (позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых);
- в работе с тревожными, застенчивыми детьми: снижает уровень тревоги, так как ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный им образ;
- в повышении мотивации ребенка к занятиям (легко заинтересовать, увлечь игровой деятельностью дошкольников).
Возможности применения пособия «Сухой пальчиковый бассейн» в различных видах детской деятельности: Игровая деятельность
Цель: Закрепление представления о свойствах предметов, совершенствование умения сравнивать, группировать, совершенствовать тактильные ощущения. Задачи: Развивать координацию мелких мышц рук, наблюдательность, внимание, умения распределять материал, согласовывать свои действия, достигать результата, совершенствовать навыки режиссерской игры.
Пальцы играют
Цель: Развитие координации мелких мышц руки, словарного запаса слов.
Материал и оборудование:
«Сухой пальчиковый бассейн» с горохом, гречкой, фасолью.
Ход игры:
Опустить кисти рук в «сухой бассейн» и изображать, как месят тесто.
Месим, месим тесто, Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Растопырить пальцы, напрягать их, как можно сильнее, а затем расслабить и слегка пошевелить пальцами.
Только уставать начнем,
Сразу пальцы разожмем,
Мы пошире их раздвинем,
Посильнее напряжем. Продуктивная деятельность
Цель: Развитие у детей воображения, внимания, памяти, усидчивости мышления; зрительного анализа и синтеза, зрительно-моторной координации, тонких движений пальцев рук, тактильные ощущения; обучение ориентировки на плоскости, работать по образцу.
Рисование пальчиками
Рисование счетными палочками
Конструирование из геометрических фигур
Выкладывание орехами, камушками, крупой
Рисование по замыслу
Рисование пальчиками
«Солнышко»
Цель: Формирование умения передавать форму предметов. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, терпение.
Оборудование: «Сухой пальчиковый бассейн» с манкой. Описание: Детям загадывается загадка про солнце:
Не высоко, не низко,
Не далеко, не близко.
Проплывает в небе шар-
Раскаленный, как пожар. Дети рисуют солнышко с определенным количеством лучиков.
Коммуникативная деятельность
Цель: формирование и развитие средств общения, обогащение словаря, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия через создание игровых ситуаций.
ИГРА «Отгадай, что спрятано»
Цель: развитие тактильной ориентировки и способности действовать по словесному указанию или схеме, поощрять стремление задавать вопросы. Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель дает словесное указание ребенку, что спрятано.
Ребенку нужно найти предмет (на середине, в правой части бассейна и т. д.).
Вариант 2. Воспитатель предлагает ребенку схему, по которой тот ищет предмет.
Усложнение: предмет прячет сам ребенок, объясняя остальным, где его найти, или же рисует схему. «Назови, одним словом»
Цель: Учить обобщать предметы, развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Оборудование: сухие бассейны, наборы предметных картинок, предметов. Ход игры: Ребята у вас в бассейнах спрятались различные предметы, вам необходимо найти их всех и назвать их одним словом. Пример: яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты) и т.д.
Познавательно-исследовательская деятельность
- решение проблемных ситуаций «Собери крышки по цвету», «Найди игрушку», «Найди геометрическую фигуру», «Собери игрушки» и др.
- экспериментирование «Наполни емкости», «Почему не получился пирожок?» и др.
- моделирование «Домики свойств», «Найди семейку», «Рассадим гостей» и др.
Решение проблемных ситуаций «Собери крышки по цвету»
Цель: развитие чувства цвета, закрепление названия цветов, развитие мелкой моторики.
Ход игры: педагог высыпает крышки в бассейн
- посмотрите, как много у нас крышек. Какие они разные по цвету.
Инструкция: соберем синие крышки в синее ведро, желтые крышки в желтое ведро, зеленые крышки в зеленое и т.д.
Экспериментирование «Наполни емкости»
Оборудование: «Сухие пальчиковые бассейны» с мелкими наполнителями, совочки, различные мелкие емкости.
Содержание: дети рассматривают мелкие емкости на глаз, определяют большую и маленькую, чтобы подтвердить проводят опыт. С помощью совочков заполняют емкости, пересчитывают количество совочков. Вывод: в большую емкость вошло большее количество совочков.
«Почему не получился пирожок?» Ознакомление со свойствами песка.
Оборудование: сухой бассейн с песком (манной крупой), пластиковые стаканчики, вода.
Содержание: дети в бассейне делают пирожки. Отсыпают в отдельную емкость крупу и добавляют воду.
Вывод: песок (крупа) сухой, сыпучий, из него нельзя готовить пирожки; песок (крупа) влажный, из него можно изготовить пирожки.
Моделирование «Домики свойств»
Цель: учить различать, абстрагировать разнообразные свойства предмета, видеть предмет в единстве его свойств и отношений.
Ход игры: дети находят в сухом бассейне предмет, обследуют его, сопоставляют свойства предмета и их обозначения, расселяют предметы по домикам, на которых обозначены свойства, которыми данный предмет обладает.
Музыкально-художественная деятельность
Игры с музыкальным сопровождением: "Горох", "Фасоль", "Тесто", "Лодочка", "Колобок", Стираем платочки", "Зарядка"
Музыкальное приложение: мелодии для релаксации, музыка и песни детских композиторов, песенные сборники можно импровизировать по желанию музыкального руководителя. Музыкальная игра ""Весёлые глазки"
Цель: нормализации мышечного тонуса; увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук; формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.
Ход игры: опускают кисти рук в «бассейн» и выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом.
Ладошки здороваются.
Опустить кисти рук в «сухой бассейн». Сплести пальцы рук, соединить ладони и стискивать их как можно сильнее, затем расслабить руки и слегка пошевелить пальцами:
Наши пальчики сплетём, И соединим в ладошки.
А потом как только можем Крепко – некрепко сожмём.
Лягушки.
Сжать руки в кулачки и положить их на дно «сухого бассейна» пальцами вниз. Резко распрямить пальцы (руки как бы подпрыгивают) и положить руки на дно бассейна с растопыренными пальцами. Две весёлые лягушки, Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят.
Пальцы играют.
Опустить руки в «сухой пальчиковый бассейн». Сжимать пальцы в кулачки как можно сильнее, затем расслаблять их и разжимать. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем. Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать.
Трудовая деятельность
Цель: Воспитание положительного отношения к труду, выполнение индивидуальных поручений, формирование ответственного отношения, обучение выполнять действия самостоятельно.
Дидактическая игра «Собери урожай», «Садовник», «Что сажают в огороде»,
«Угадай профессию», «Что сначала, что потом?»
Дидактическая игра «Волшебное сито»
Цель: познакомить детей со способом отделения камешков от мелкой крупы, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность. Оборудование: совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа, рис, камни.
Ход игры: К детям в гости приход Золушка и сообщает, что злая мачеха дала ей задание, отделить манную крупу от риса и камней. «Ребята, я сама не справлюсь, помогите мне, пожалуйста».
Дети при помощи мелкого сита отделяют манную крупу от риса и камней, затем при помощи более крупного сита отделяют рис от камней.
Заключение.
Дидактические игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга. Они способствуют формированию у детей усидчивости, развитию всех психических процессов: внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия, речи.
Используемая литература:
- Петровский В.А., Кларина Л.М. «Построение развивающей среды в дошкольном
учреждении» - М., 1997г.;
- Е.К. Ютова «Тренинг общения с ребенком», г.Санкт-Петербург 2002г.
- А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду», г.Москва «Просвещение»
1982г.
- И.Ю. Кулагина «Возрастная психология», г.Москва «Просвещение» 2005г. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8.
- Шматко Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 3.
- Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999. Киселева В. Развитие тонкой моторики // Дошкольное воспитание, 2006. - №01.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн»
quot; Источники творческих способностейи дарования детей - на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем бол...
Развивающие игры в сухом пальчиковом бассейне для 1 младшей группы ДОУ.
Развивающие игры в сухом пальчиковом бассейне для 1 младшей группы ДОУ....
Дидактическая игра «Сухой бассейн»
Игры в «сухом пальчиковом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.ФасольНа дне «бассейна» спрятать игрушки из киндер-сюрп...
Дидактическая игра «Сухой бассейн»
то такое пальчиковый сухой бассеин? « Сухие пальчиковые бассейны» представляют собой открытые резервуары, заполненные наполнителями: мелкими камешками, стеклянными шариками, горохом, ...
Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Дидактическая игра "Найди заплатку" Тематическая неделя "Зима"
Цель: Развитие внимания, логического мышления и зрительного восприятия. Закрепление умения находить геометрическую фигуру. Детям предлагается найти в фасоли нужную заплатку в виде геометрической фигур...
Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста: «Сухой пальчиковый бассейн»
Цель: создание условий для речевого развития через сенсорно-игровоедействие с дидактическим пособием «Сухой пальчиковый бассейн».Задачи:- Создать эффективный дидактический комплекс для раз...
Технология "Сухой пальчиковый бассейн". Дидактическое упражнение "Почини матрешке сарафан". Тематическая неделя "Знакомство с народной культурой и традициями".
Цель игры: -Развитие восприятия и создание условий для закрепления знания детьми цвета, название геометрических фигур.-Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения. Развитие...