Психологические основы недоразвития речи у детей ясельного возраста
консультация по развитию речи

Котова Марина

речь ребенка ясельного возраста, что влияет не задержку речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osnovy_nedorazvitiya_rechi.docx17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические основы недоразвития речи у детей ясельного возраста.

В детский сад дети приходят в возрасте 2 – 2,5 лет. При этом у них  довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы и не имеют нарушений слуха или поражений нервной системы. В чем же причина?

Проведенные исследования установили несколько важных аспектов, которые имеют огромное значение при становлении речи ребенка:

  1. Развитие предречевых реакций.
  2. Психотравма.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Неудовлетворение ребенка в эмоциональных контактах.
  5. Недостаточный словарный запас.
  6. Стремительное речевое развитие.

Рассмотрим более подробно.

Развитие предречевых реакций.

Ребенок начинает тренировать свой речевой аппарат с 1,5-х месячного возраста. Сначало гуление (протяжные звуки – а-а-а-а), затем гуканье (гу, ду), потом лепет (слоги та-та, да-да ба-ба). Эти реакции – ига и доставляют ребенку большое удовольствие, а также тренируют артикуляционный аппарат. Чтоб эти реакции возникли нежен не только хороший уход за ребенком, но и эмоциональное общение со взрослым. Ребенок должен слышать себя и взрослого, видеть мимику и артикуляцию говорящего. Таким образов вырабатываются точные связи между звуком и артикуляцией. Также большое значение имеют мышечные ощущения, которые ребенок получает при кормлении, т.к. эти же мышцы участвуют в произношении звуков. Поэтому если ребенок долго получает протертую пищу, то четкая артикуляция звуков задерживается.

Психотравма.

Ну, какая вроде бы разница новорожденному младенцу, где и с кем быть впервые недели жизни? Он ведь почти все время спит. Уход в больнице, вполне приличный, детей не бросали на произвол судьбы, вовремя кормили, перепеленывали, делали всякие процедуры. Но крохотному, еще, казалось бы, ничего не понимающему созданию необходим эмоциональный контакт с близкими. А попросту говоря, материнская любовь.

Нехватка эмоциональных контактов травмирует ребенка, и он пытается это компенсировать разными доступными ему средствами. Например, начинает повторять одни и те же действия, которые его успокаивают. Типичный пример таких стереотипных действий - упорное раскачивание. Страх общения, ночные кошмары тоже могут быть следствием психотравмы. Когда же ребенок попадает в нормальные условия, симптомы госпитализма со временем проходят, хотя, это порой может растянуться на несколько лет.

Родителям важно понимать, что странности ребенка, побывавшего в раннем возрасте в больнице, - вовсе не капризы. Не надо его "перевоспитывать": торопиться отучать от рук, оттаскивать от качелей, рано прятать пустышку. Наоборот, таких детей нужно почаще прижимать к себе, покачивать, приговаривая что-то тихое и ласковое. Им как воздух необходим физический контакт с взрослыми, необходим гораздо дольше, чем обычным детям.

Развитие мелкой моторики.

Движения пальцев рук в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, которые сочетались с выкриками и воплями. Движения рук совершенствовались, увеличивалась площадь двигательной проекции кисти руки в головном мозге. В зоне этой проекции находится и центр речи, отсюда и прямая взаимосвязь. Развитие тонких движений рук и речи идет параллельно. До тех пор пока движения пальцев рук не станут свободными, развитие речи добиться не удастся. С 6-7 месяцев можно начинать тренировать пальцы рук: делать массаж каждого пальца, перебирать крупные предметы, бусины, использовать пальчиковые игры.

Неудовлетворение ребенка в эмоциональных контактах.

Некоторые взрослые считают, что брать ребенка на руки вредно, разговаривать – рано, игрушек достаточно для игры и компании малыша. В эмоциональном плане очень напоминает психотравму. У такого малыша не инициативы в игре, он растет молчаливым, вялым, не самостоятельным. Разговаривать не с кем и не зачем.

Недостаточный словарный запас.

Когда ребенок имеет к году 3 – 5 слов и не стремиться повторять новые слова. Его понимают родители, ему достаточно жеста или мимики, чтоб его желание было удовлетворено. Естественно, что речевая активность такого ребенка снижена, словарный запас мал и беден.

Стремительное речевое развитие.

Когда первые слова появляются раньше возрастной нормы, ребенок рано начинает говорить предложениями, используя сложные слова и обороты, может возникнуть следующая ситуация. Родители в восторге и при каждом удобном случае демонстрируют успехи своего ребенка, его учат рано читать, заучивать тексты, рассказывают много и сложно. И вдруг ребенок начинает плохо спать, плачет во сне, появляются страхи. Это происходит потому, что неокрепшая психика не справляется с объемом информации, перевозбуждается. Ребенку, в такой ситуации, нужен отдых, особенно речевой.

 

Что делать и как развивать речь в ясельной группе детского сада:

  1. Пальчиковые игры для развития мелкой моторики.
  2. Распевки гласных звуков
  3. Игры с использованием мимики и артикуляции.
  4. Произносить слова медленно и четко при заучивании стихов или четверостишей.
  5. Игры - контакт детей друг с другом ладошками, объятия, поглаживания по спинке, ручке, плечику.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дисграфия –как следствие недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

Статистические данные говорят, что 37% учащихся имеют признаки дисграфии – нарушения письма, а это значит, что они изначально обречены на хроническую неуспеваемость по русскому языку. Корни всех этих ...

презентация " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста"

Презентация на тему " Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста" раскрывает  объективные и субъективные причины возникновения ОНР у детей старшего дошкольного  возраста. В пр...

Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Успех ранней коррекции речевого недоразвития ребенка дошкольного возраста зависит во многом от уровня профессиональной подготовки логопеда, от его умения правильно диагностировать нарушение, определит...

Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

«Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста....

Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»

Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...

РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи, общим недоразвитием речи) для детей дошкольного возраста с 5 – 6 лет

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах...