В чем заключается влияние пальцев на развитие речи.
консультация по развитию речи (младшая группа)

Гендрих Светлана Петровна

В чем заключается влияние пальцев на развитие речию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_chem.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

     В чем заключается     влияние      пальцев

                       на             развитие речи

       У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

      Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает. То задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

        М.М.Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки

движений пальцев рук.

        Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.  Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук,вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастныхособенностей. Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные

 шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

 Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

В полугодовалом возрасте детям даются более сложные задания:застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

      Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.

                  Сорока-белобока

Кашку варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

      При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

      Другой вариант этой потешки:

Этому не дала:

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил-

Тебе ничего нет!

При этом большой палец не загибается.

      Предлагается детям загибать и разгибать в   кулачок пальчики как левой, так и правой руки.

Можно использовать следующие стишки:

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик я.

     Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

   

В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.

       Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания. Родители на себе все демонстрируют. Пальчики здороваются -кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

    Человечек - указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу.

    Слоненок - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный - ноги. Слоненок идет по столу.

        Корни деревьев - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

     Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Эти упражнения можно проводить со всеми детьми, а особенно с теми, у которых наблюдается общее недоразвитие речи или какие-либо ее нарушения (заикание и т. п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние пальцев на развитие речи"

Представлена консультация для педагогов, памятка и презентация. ...

"Влияние пальцев на развитие речи"

Представлена консультация для педагогов....

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Консультация для родителей и педагогов ДОУ...

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЦЕВ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Консультация для родителей "В чем заключается влияние пальцев на развитие речи"

Консультация для родителей "В чем заключается влияние пальцев на развитие речи"...