Итоговое занятие по развитию речи в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Тихонова Екатерина Юрьевна

НОД по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_tihonova.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

(МАДОУ д/с «Алёнка»)

КОНСПЕКТ

непосредственно - образовательной деятельности

по образовательной области

«речевое развитие», «познавательное развитие»

в средней группе № 10 «улыбка»

на тему:

«Весеннее царство»

Воспитатель: Тихонова Е.Ю.

г. Советский, 2021 г.

Цель: выявление и обобщение уровня знаний, умений и навыков у детей на конец учебного года по образовательным областям «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

Образовательные:

  1. Закрепить представления о весне и ее приметах;
  2. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Дикие животные», «Насекомые», «Цветы», «Деревья», «Транспорт»;
  3. Закрепить умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах;
  4. Закрепить навыки образования относительных прилагательных в словах;
  5.  Закрепить умение образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным значением;
  6. Закрепить умение употреблять существительные с обобщающим значением; умение соотносить родовые и видовые понятия;
  7. Закрепить умение определять и называть местоположение предмета;
  8. Закрепить умение подбирать определения к существительным;
  9. Закрепить правильное произношение изолированного звука [ш], умение выделять этот звук в словах, произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом;

Развивающие:

  1. Развивать у детей диалогическую речь;
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое, мышление;
  3. Развивать у детей фонематический слух, артикуляционный аппарат, интонационную выразительность речи;
  4. Развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:  

  1. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  2. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, дополнять ответы.
  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» (приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы);
  • «Речевое развитие» (развитие речи, художественная литература);
  • «Социально – коммуникативное развитие»;
  • «Художественно – эстетическое развитие» (музыка).

Место проведения: групповая комната

Количество детей: 12 человек

Виды детской деятельности

Форма работы

Игровая

  • Игра – приветствие «Здравствуй небо голубое»
  • Дидактическая игра «От какой ветки детки?»
  • Дидактическая игра «Угадай звук»
  • Игра с мячом «Кто твои детеныши?»
  • Игровое упражнение «Солнышко весной»
  • Словесная игра «Назови ласково»
  • Игра «Четвертый лишний»

Коммуникативная

  • Чтение стихотворения «Посмотреть на мир ты хочешь»
  • Чтение письма
  • Беседа
  • Вопросы
  • Загадывание загадок
  • Заучивание чистоговорки

Двигательная

  • Физкультминутка – массаж «Солнце»

Материал и оборудование:

Демонстрационный: дидактическое пособие к игре «От какой ветки –детки», иллюстрации «Насекомые», картинки солнышко, мяч, игрушки диких животных, декорации к занятию, компьютер, аудиозапись с музыкой, магнитофон. 

Раздаточный: прищепки, лучики, картинки с изображением веток с листьями

 

Ход

1 этап: Организация детей, создание мотива

«Приветствие»

Дети заходят в группу, здороваются с гостями и встают в полукруг

Воспитатель: Встаньте рядышком друг с другом, словно месяц, полукругом! Ребята, посмотрите какое чудесное весеннее утро. Давайте поприветствуем друг друга словами:

Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок (покачивают руками над головой)
Здравствуй маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.

Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?

Дети: Весна!

В: По каким признакам вы опередили, что весна?

Д: Растаял снег, солнце греет, набухли почки, прилетели птицы, расцвели весенние цветы, проснулись насекомые.

В: А какие первые весенние цветы вы знаете?

Д: Подснежник, мать и мачеха, одуванчики, первоцветы!

В: Ребята, сегодня утром, когда я шла в сад, ко мне подлетела ворона и из её клюва выпал конверт, я не стала его читать без вас! Хотите узнать, что же в нём написано?

Д: Да! Конечно!
В: Ну, тогда давайте я вам его прочитаю!

(Дети садятся на стульчики. Чтение письма)

В: «Дорогие, ребята! Пишет вам Весна-красна. Злой волшебник заколдовал все мое весеннее царство, а, чтобы снять колдовские чары, нужно найти злого волшебника . Ребята, помогите мне пожалуйста».

Ребята, поможем Весне, снять колдовские чары с ее весеннего царства? 

Д: Да!

В: А теперь пора в путь в царство! Только на чём же мы будем путешествовать?

Посмотреть весь мир ты хочешь,

Смело отправляйся в путь,

Чтобы двигаться быстрее,

Выбрать транспорт не забудь!

В: Посмотрите, что изображено на рисунке?

(Показ иллюстрации с изображением дороги)

Д: Мы видим дорогу!

В: На чём можно отправиться по ровной поверхности?

Д: На автобусе, на машине, на поезде!

(Показ иллюстрации  с изображением наземного транспорта)

В: Как называется такой вид транспорта?

Д: Наземный.

В: Почему так называется?

Д: Потому, что он едет по земле.

В: Ребята, посмотрите, что сейчас перед вами?

(Показ иллюстрации  с изображением гор)

Д: Горы!

В: Ребята, а как перебраться через высокие горы. На чём, подскажите мне?

Д: На самолете, вертолете.

(Показ иллюстрации с изображением воздушного транспорта)

В: Правильно, а как называется этот вид транспорта?

Д: Воздушный!

В: Почему он так называется?

Д: Потому, что передвигается по воздуху!

В: Сейчас послушайте внимательно и попробуйте отгадать что это?

(аудиозапись «Шум моря»)

Д: Море!

 (Показ иллюстрации с изображением моря)

В: Ребята, скажите, как нам можно перебраться через море?

Д: На пароходе, теплоходе, корабле!

(Показ иллюстрации с изображением водного транспорта)

В: Правильно, как называют такой вид транспорта?

Д: Водный транспорт.

В: Ребята, а я предлагаю отправится в путешествие пешком. Скажите, как нужно вести себя вести на улице, в городе, лесу, дома?

В: Возьмите за руки, чтоб никто не потерялся, отправимся по дорожке

(Идут по группе змейкой и останавливаются)

В: Посмотрите вот мы и пришли в Весеннее царство, но оно заколдованно, Все мрачное, нет ни растений, не зверей, всё поникло.

Посмотрите ребята нет никакой записки или письма?

Д: Вот конверт.

В: Давайте прочитаем его, ого ребята а здесь флещка, давайте её подключим к компьютеру, может что-то важное на ней.

Здесь запись: Хахааха вот вы и попались маленькие детки - конфетки! Я для вас приготовил 5 очень важных заданий, только после выполнения всех заданий я расколдую это царство. За каждое выполненное задания вы будете получать звезду.

В: Ребята злой волшебник все не может успокоится, а давайте выполним все задания правильно, и я надеюсь, хоть он и злой, но честный волшебник и расколдует Весеннее царство.

1 задание:

В: Посмотрите, злой волшебник заколдовал деревья, перепутал все листочки. Мы постараемся поставить всё на свои места.

(Дети рассматривают на доске  картинки деревьев, называют их названия)

В: Какие деревья вы здесь видите?

Д: Ель, сосна, рябина, берёза, дуб, клён.

В: Вам нужно понять, с какого дерева веточка и листочек, изображённые на картинках. Проговорить и прикрепить к соответствующему дереву, например, у меня лист от берёзы – березовый лист, я прикреплю его к берёзе.

 Дидактическая игра «От какой ветки детки?»

В: Молодцы, вот наши деревья зашумели листвой, а как шумят деревья?

Д: Ш-ш-ш-ш.

В: А давайте поиграем. Если в моём слове вы услышите, как шумит дерево, то хлопните в ладошки, а если нет, то скажите – «Нет, нет, нет…»

Дидактическая игра «Угадай звук»

В: Послушайте скороговорку: шелест шелестит листвой. Скажите эту скороговорку тихо-тихо, громче, а теперь медленно, скажите быстро.

(Дети произносят чистоговорку регулируя темп и силу голоса)

В: Молодцы, с заданием мы справились.

(Идут к другому заданию)

2 задание:

В: Вот лесная полянка. Ребята, а вы заметили, что в царстве очень тихо, куда же злой волшебник подевал всех лесных зверей? Мы постараемся снять колдовство и вернуть зверей. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь отгадать название зверя.

 (Воспитатель загадывает загадки про животных)

«Комочек пуха – длинное ухо

Прыгает ловко, любит морковку»

Д: Заяц!

В: Правильно, заяц, а теперь расположите зайчика, так чтобы он находился справа от дерева.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут её ...

Д: Лиса

В: Правильно, лиса , а теперь расположите лису, так чтобы она находилась слева от дерева.

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мёд,

Ну-ка, кто же назовет?

Медведь

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Ежик.

(Воспитатель достает игрушку и предлагает расположить ее в определенное место, дети отгадывают загадки и располагают игрушки по просьбе воспитателя)

В: Молодцы, мы с вами вернули всех зверей в лес. А теперь мы поиграем, я буду бросать мяч, покажу животное на картинке, а вы назовёте животное, и кто у него детеныши!

Игра с мячом «Кто ты? Кто твои детеныши?»

В: Замечательно и с этим заданием вы справились

В: Вы, наверное, устали, тогда в круг все дружно встали!

Физкультминутка - массаж «Солнце»

Солнце утром рано встало. Всех детишек приласкало.

(Поднять руки вверх, потянуться, делая руками «фонарики»)

Гладит грудку,

(Массировать «дорожку» на груди снизу вверх).

Гладит шейку,

(Поглаживать шею сверху вниз).

Гладит носик,

(Кулачками растирать крылья носа).

Гладит лоб,

(Проводить пальцами от середины лба к вискам).

Гладит ушки (растирать мочки ушей),

Гладит ручки (растирать ладони)

Загорают дети. Вот! (Поднять руки вверх)

В: Какое доброе и хорошее солнышко, нас всех приласкало.

(Показ солнышка на мольберте без лучиков)

В: Ой, а лучики то рассыпались. Поможем солнышку, соберем лучики и расскажем, какое у нас солнышко!

3 задание:

Игровое упражнение «Солнышко весной»

(Дети прикрепляют лучики- прищепки к солнцу подбирая прилагательные: солнце жёлтое, круглое, ласковое, теплое, радостное, желтое, веселое, румяное, лучистое)

В: Вот какое солнышко у нас получилось, сразу стало ярче и теплее..

Продолжаем выполнять задания злого волшебника. Посмотрите, кто здесь?

4 задание:

Д: Бабочка, жук, паук, гусеница!

(Дети подходят к мольберту, на мольберте прикреплены картинки с изображением насекомых)

В: Как назвать одним словом?

Д: Насекомые!

В: А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково», я буду называть насекомых, а вы должны назвать их ласково.

Словесная игра «Назови ласково»

5 задание:

В: И последнее задание, после которого, я думаю, волшебник подобреет и его злые чары рассеются. Посмотрите, на картинке показаны предметами, вы должны объяснить какой предмет лишний и почему. Готовы?

Д: Да!

Игра «Четвертый лишний»

3 этап: Рефлексия, подведение итогов

В: Молодцы, ребята, все задания вы выполнили. Посмотрите Весеннее царство засияло красками.  Ребята, посмотрите, а вот и сама Весна-красна, она очень благодарна вам, что вы ей помогли снять колдовство с весеннего   царства.

(Показ иллюстрации с изображением Весны)

Весна: «Ребята, я очень благодарна, что вы спасли мое весеннее царство от злого волшебника. Вы очень сильные и смелые, и сможете, стать хорошими друзьями природы, и будете ее беречь и защищать. Спасибо вам ребята. До скорых встреч!».

В: Наше путешествие закончилось и с вами оказались в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? В какое время года мы с вами путешествовали? В какие игры играли? Что вам особенно понравилось в путешествии? Что было интересно?

(Ответы детей)

В: Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны, очень хорошо мне помогали. В знак благодарности Весна вам дарит раскраски.

(Вручение подарков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе на тему "Весна"...

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе «День рождения Лисёнка»

Конспект итогового занятие по развитию речи в средней группе«День рождения Лисёнка» ...

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе

Итоговое занятие в средней группе для проверки знаний детей по развитию речи....

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе номер 1

Занятие по развитию речи. Дети рассказывают про времена года,какие отличительные моменты каждого сезона. Как нужно одеваться по сезону,отгадывают загадки....

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»

Итоговое занятие по развитию речи в средней группе «Путешествие в Волшебный лес»...

итоговое занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие в волшебный лес"

Цель: выявить уровень знаний детей средней группы. Задачи: Образовательные задачи:  Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных п...