Нормы речевого развития ребенка
консультация по развитию речи

Соколовская Елена Викторовна

В статье представлены нормы речевого развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы речевого развития ребенка в норме.

        Для того, чтобы понимать, отстает ли ваш ребенок в речевом развитии или успешно справляется со всеми этапами, необходимо знать нормы речевого развития.

        Существует несколько подходов в этом вопросе. Для меня наиболее близок подход  А. Н. Леонтьева. Он устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;
  2-й – преддошкольный этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до 7 лет;

4-й – школьный.

Первый этап – подготовительный

(с момента рождения ребенка до одного года).

        С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются.

        К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую – оживляется, на резкую – плачет.

        Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца – лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет – это сочетание звуков, неопределенно артикулирует.

        С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.

        С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

        В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

        Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).

        В возрасте 7 – 9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
          С 10 – 11 месяцев появляются реакции на самые слова 
(уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка 
(правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
        К концу первого года жизни появляются первые слова.

Второй этап – преддошкольный

(от одного года до 3 лет).

        С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

        Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

        С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.

        На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи 
(как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
        Приведу наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

к 1 г. 6 мес. – 10 – 15 слов;

к концу 2-го года – 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);

к 3 году – около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!).
Значения слов становятся все более определенными.

        К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом – примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» – Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
        К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.

Третий этап – дошкольный

(от 3 до 7 лет).

        На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков [р] и [л], реже – дефекты смягчения, озвончения и йотации. 

        На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
        В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 – 6 годам достигает 3000 – 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
          Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений.

        К 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
        Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение 
(«Я куклу в такое красивое платье одела'; «Я стану большим сильным дядей»).
        На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений 
(«Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины'; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
        Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
        В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки 
(рассказа) из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.         В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее – мягкие и твердые согласные и, наконец, – сонорные, шипящие и свистящие звуки. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь.         Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.


Четвертый этап – школьный

(от 7 до 17 лет).

        Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим – это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи – письменной речи. В школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка – от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.

Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормы речевого развития ребенка с года до семи лет

В перзентации представлены нормы развития речи ребенка с года ло семи лет....

НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Многие мамы мучаются вопросом - все ли в порядке? Нормально ли развивается речь ребенка?Цель представленной таблицы  – очертить границы нормы развития речи ребенка, так вы будете знать, чег...

Норма речевого развития ребенка от 1 года до 7 лет.

Краткое сообщение о речевом развии дошкольников....

Нормы речевого развития ребенка дошкольного возраста

Нормы речевого развития дошкольника...

Нормы речевого развития ребенка в разные возрастные периоды.

Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, родителям просто необходимо знать нормы речевого развития в определенном возрасте....

Нормы речевого развития ребенка

Многие мамы мучаются вопросом - все ли в порядке? Нормально ли развивается речь ребенка?Цель этой статьи – очертить границы нормы развития речи, так вы будете знать, чего ожидать от вашего ребен...

Консультация для родителей "Нормы речевого развития ребенка в 6-7 лет"

У ребенка должна появиться потребностьполбзоваться речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими....