«Использование элементов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраст
методическая разработка по развитию речи
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что перед ребенком в процессе развития и обучения встает необходимость иметь развитую память. От развитой памяти зависит успешность в учебе, так как ребенок сможет воспроизводить и запоминать материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_razrab.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Использование элементов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраст
Выполнила:
Злобина Н.А
воспитатель
г. Санкт –Петербург 202
Введение
Актуальность методической разработки обусловлена тем, что перед ребенком в процессе развития и обучения встает необходимость иметь развитую память. От развитой памяти зависит успешность в учебе, так как ребенок сможет воспроизводить и запоминать материал. Признание педагогами необходимости развития памяти находит отражение в учебных программах, в методической литературе. Но, несмотря на это работа над развитием памяти требует все новых знаний в системе необходимых приемов, для рассмотрения их содержания и последовательности формирования этого процесса. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи. Практическая значимость данной разработки заключается в том, что может быть использована педагогами дошкольного специального образования в качестве методического пособия, при подготовке детей старшей сада к обучению в школе, а также для рекомендаций на родительских собраниях.
Цель : данной методической разработки: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития произвольной памяти детей дошкольного возраста.
Содержание :
Педагогическая работа основывается на том, что у детей дошкольного возраста основной вид деятельности – игра, а память малышей – непроизвольная. Это значит, что они не заучивают специально то или иное стихотворение, а просто невольно запоминают его. Кстати, психологи считают подобное свойство детской памяти серьезной причиной, по которой не рекомендуется до шести лет начинать последовательное обучение. В этом возрасте большинству детей запоминание конкретной информации по заданию учителя дается слишком тяжело. Затраченные усилия часто не оправдывают себя: малыши быстро забывают выученное, путаются в простейших фактах, устают и отвлекаются от более полезных для их возраста занятий - игры, рисования, движения. Когда начинать заниматься мнемотехникой. Мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с детьми 4-5 лет, когда у них накоплен основной словарный запас. Наша задача научить детей пользоваться приемами запоминания, что обеспечит эффективное развитие произвольной памяти детей.
Мнемотехника – система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Суть мнемотехнических приемов запоминания - в том, что запоминаемая информация как-то осмысливается, структурируется. Самым распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий.
В этом качестве можно использовать достаточно формальные мнемотехнические системы, не имеющие логической связи с новой информацией; но особенно эффективны такие мнемотехнические приемы, позволяющие увязать эту информацию с уже имеющейся за счет установления строго логических связей.
Один из самых простых приемов запоминания – ассоциации. Можно взять любой пример ассоциации. При этом надо помнить, что ассоциации у каждого связаны с его жизнью, биографией, с его воспоминаниями. Поэтому ассоциации одного человека могут быть совершенно чужды другому. Одно и то же слово вызывает разные ассоциации у разных людей. Часто человек, пытаясь сохранить в памяти что-то, подыскивает по ассоциации для этого нечто такое, что ему хорошо знакомо, т. е. что уже в памяти было, таким же образом он пытается и вспомнить, т. е. перебирая все возможные ассоциации.
Приемы мнемотехники приемлемые для дошкольного возраста:
- группировка
- классификация
- поиск опорного пункта
- схематизация
- структурирование материала.
Группировка - когда материал делится на части. Кроме того, материал можно разделить на определенные, четко обозначенные части - классы. Другими словами, классифицировать информацию. Например, выделить: животных и растения, живые объекты и неживые и т.д. Этот прием называется классификацией. Эти приемы хороши тем, что уменьшают нагрузку на память ровно во столько раз, на сколько частей или классов разделен необходимый для запоминания материал.
Психика человека так устроена, что любая новая информация помимо нашей воли цепляет, как-то затрагивает старую, уже известную. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям называют ассоциациями, способ - ассоциативным. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А напоминать новая информация может о чем угодно. Это зависит от опыта, уровня развития, пола ребенка, актуального состояния и т.д. Поэтому никогда не отвергайте то, что предлагает ребенок, даже если эта ассоциация кажется неудачной, неприемлемой.
Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Этот прием называется поиском опорного пункта. Например, для запоминания текста рассказа, сказки необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это своего рода план для припоминания, или мнемический план. В ряде случаев дети легче запоминают материал, если его основное содержание изображается в виде схем. Этот прием называется схематизацией. Разрозненную информацию легче запомнить, придумывая какие-либо связки, посредники, добавляя к запоминаемому что-то от себя. Этот прием называется достраивание материала. Нельзя не сказать о структурировании материала, при котором устанавливаются связи внутри материала, благодаря чему он начинает восприниматься как целое. Этот прием позволяет ребенку хорошо запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию, ибо направлен на упорядочение материала. В младшем-среднем возрасте я знакомлю детей с мнемоквадратами, постепенно переходя на мнемодорожки, детям младшего дошкольного возраста трудно сразу уловить обучающую информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними я работаю через мнемодорожки. Мнемодорожка несет обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребенка. Работая с мнемодорожкой, использую приемы наложения и приложения, исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки, а затем постепенно перехожу на мнемотаблицы. Размер мнемотаблиц делаю различным - в зависимости от возраста детей, от уровня их развития.
Для младшего возраста - таблицы на 4 клетки (2x2), на 9 клеток (3x3). среднего возраста - таблицы на 9 клеток (3x3), на 16 клеток (4x4). На этом этапе я даю таблицы цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса- рыжая, цыплята - желтые, мышка - серая, елочка - зеленая, солнышко - желтое и т. д.
Что можно изображать в таблице? В таблице схематически изображаю все то, что необходимо по содержанию данного произведения после перекодировки его вместе с детьми. Символы обозначают слова. Например, «знак вопроса» или контурное изображение объекта – дети называют предмет или объект. «Цвет» - дети рассказывают о цвете предмета по цветовому пятну. «Геометрические фигуры» - форма объекта. «Рука» - какой предмет на ощупь или действие с ним. «Человек» - для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нём заботится или как человек его использует. «Части объекта» - из каких частей состоит объект. По мере необходимости использую и другие символы.
Например: рассказывая сказку про Курочку Рябу, возможно изображение курицы вот так : стрелками можно показать действие «бил - бил не разбил», слезы можно показать маленькими точками.
Рассмотрим работу с мнемотаблицей по сказке «Теремок».
Образовательная деятельность состоят из 6 этапов:
Этап 1.Выразительное чтение сказки детям.
Этап 2.Осуществляю так называемую перекодировку информации, т.е. преобразовываю из абстрактные символы в образы, например:
домик, крыша, волк - зубами щелк, хвост пушистый у лисы, медведь.
Этап 3. После перекодирования осуществляю пересказ сказки с опорой на символы, т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка- норушка, лягушка- квакушка, заяц - длинные уши, лиса-краса, волк - зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок и развалился». При этом пересказ сказки ведут сами дети, прибегая незначительной моей помощи (на более поздних этапах), или пересказывают вместе со мной (на более ранних этапах).
Этап 4. Делаю графическую зарисовку мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица воспроизводится ребенком при показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делаю на изображение главных героев. Детям задаю вопросы: «Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?».
Этап 6. Рефлексия ( вопросы о том, что нам помогло запомнить « материал» и как мы это делали ).
В дальнейшей работе я использую мнемотаблицы и коллажи.
Для детей старшего возраста - таблицы на 16 клеток (4x4), на 25 клеток (5x5).
Самым сложной для восприятия детей является работа с коллажем, она используется только в работе с детьми подготовительного к школе возраста. Коллаж - это лист картона или плотная бумага или фланелеграф, на который наклеиваются или накладываются (рисуются) различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок наложенных на картон картинок и составляет суть коллажа. Главная задача коллажа - соединить, т.е. связать, все картинки, цифры, геометрические фигуры между собой. Таким образом, происходит отработка сюжетного метода запоминания. Цели работы с коллажом: закрепление различных методов запоминания; развитие произвольной памяти ребенка; расширение словарного запаса, образного восприятия; развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
В работе с детьми используются два вида коллажей:
1.Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединить в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;
2 .Обучающий - способствует обучению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, по грамоте, по экологии, природе, геометрические фигуры, математические действия и др.)
Работа с коллажем делится несколько этапов:
Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят. Если коллаж содержит цифры или буквы, то я задавала наводящие вопросы. Пример: «Почему они здесь изображены?» - «С этой буквы начинается слово, эта буква есть в слове» и т.п. Отрабатывая приемы запоминания предложенной информации предлагается детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15-30 секунд, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все изображения на коллаже.
Так как мнемотехника многофункциональна, используется практически во всех видах деятельности.
Придумывая и отбирая модели к играм нужно придерживаться следующих требований:
1. Таблица должна отображать обобщённый образ предмета.
2. Раскрыть сущность в объекте.
3. Замысел по созданию таблицы обсуждается с детьми, чтобы она была им понятна.
Примеры структуры занятий:
1-е занятие
1. Игра "Фотоаппараты" — на развитие внимания. (Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, должны как можно подробнее описать его.)
2. Упражнение "Рисуем слова" — подготовка к методу крокирования.
3. Игра "Кукловоды", активизирующая двигательную память. (Подробное описание игры см. ниже.) Правила игры в игру «Кукловод» просты и понятны даже малышу, при этом есть несколько вариантов игры.
Первый вариант игры
В данном варианте игры должен присутствовать взрослый человек, который выполнит роль кукловода. Ребенку завязывают глаза каким-либо шарфом или платком так, чтобы он ничего не видел. Взрослый подходит к нему сзади и берет аккуратно за плечи. Таким образом, участники игры будут двигаться по придуманному простому маршруту. Например: 3 шага вперед, 2-направо, 6-назад и т.д. Затем ребенку развязывают глаза и предлагают ему найти точку начала маршрута по тем движениям, которые были совершены.
Второй вариант игры
Правила игры «Кукловод» в этом случае остаются прежними, но в данном варианте кукловодом может стать другой ребенок. Например, в садике или в лагере, где достаточно много ребятишек, можно распределить детей по парам и они сами будут придумывать веселые маршруты.
4. Игра "Объяснялки", развивающая фантазию. (См. телепередачу "Устами младенца". Суть ее в том, чтобы по краткому описанию определить, о чем речь.)
5.Упражнение, активизирую - "двуполушарную" деятельность мозга (двумя руками синхронно рисовать различные геометрические фигурки).
2-е занятие
1. Игра "Опиши соседа", развивающая внимание (припоминать нужно с закрытыми глазами).
2. Обучение методу ассоциативных цепочек (метод "чепухи"), использовать мнемотаблички из 16 картинок.
3. Упражнение "Прятки" на развитие тактильного восприятия (используются 10-12 тактильных дощечек; подробное описание упражнения см. ниже).
4. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").
3-е занятие
1. Упражнение "Волшебный круг", вырабатывающее навык сосредоточения. Игра «Волшебный круг»
Цель: развивать навык сосредоточения.
Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге (диаметром 25 см) звездочку («постарайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку... и, наконец, в точку.
2. Развиваем фантазию — "На что похожа цифра?"
3. Закрепление метода "чепухи" в процессе восприятия слуховой информации. (Произносится произвольный ряд из 15 и более слов.)
4. Игра со спичками "Не урони" — на развитие мелкой моторики. (Подробное описание игры см. ниже.) Ход игры: Спички высыпают из коробка, пустой коробок и крышечку ставят на стол узкой длинной гранью, параллельно друг другу. Ребенок берет 4 спички большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробок или крышечку, стараясь не уронить.
Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает спички на другой коробок.
Если справился, то пробует проделать то же средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). И далее - безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна спичка упадет, надо начинать сначала.)
Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна спичка (4 + 1 = 5 спичек) и т. д. Обычно дети удерживают максимум 8 спичек.
5. Тренинг метода "чепухи" на любом коллаже.
4-е занятие
1. Игра "Слухачи", активизирующая способность управлять слуховым вниманием. (Подробное описание игры см. ниже.) Игра «Слухачи»
Цель: та же, развивать навык сосредоточения.
Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге...
По окончании цепочки переключения слухового внимания обсудить с детьми все услышанные ими звуки.
2. Развиваем фантазию и внимание — игра "Сделай, как я!" (Подробное описание игры см. ниже.) "Сделай, как я!" (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
3, Пантомима "Мишки в лесу", стимулирующая образное мышление (эйдетику).
4. Знакомство детей с коллекцией запахов. Используются 20 флаконов с травами (в дальнейшем "запахи" служат пособием для совершенствования обоняния и для формирования навыков запоминания любой информации).
5. Упражнение на разработку сложнокоординированных движений — одновременное вращение рук в противоположных направлениях и т. д.
Примеры игр с использованием приемов мнемотехники.
Кукловод.
Цель: активизировать двигательную память ребенка.
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель-"кукловод" завязывает глаза ребенку и "водит" его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 4-5 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, 5-6 шагов вперед и т. д.
Затем ребенку развязывают глаза и просят самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.
Вариант 2. Дети могут делать такие упражнения парами: один — "кукловод", другой — "кукла".
Вариант 3. Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить "куклу", согнуть руки, заставить присесть, сделать полный оборот через левое плечо и т. д.
"Сделай, как я!" (со спичками)
Цель: увеличить объем внимания (результат достигается путем многократного повторения вариантов игры).
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
Игра «Прятки» (с тактильными дощечками)
Цель: совершенствовать тактильное восприятие.
Ход игры: Ребенку дается в руки одна тактильная дощечка для «ощу-пывания», затем ее прячут в ряду других 10-12 дощечек за ширмой или под платком, и ребенок, не видя, на ощупь должен найти, узнать свою дощечку.
Игра «Волшебный круг»
Цель: развивать навык сосредоточения.
Воспитатель предлагает детям направить «лучик своего внимания» на нарисованную в круге звездочку («по-025 см старайтесь не отвлекаться, смотрите только на звездочку...») и удерживает их внимание как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку... и, наконец, в точку.
hello_html_135df5af.jpg
Игра «Слухачи»
Цель: та же, развивать навык сосредоточения.
Детям предлагается послушать звуки, которые «живут» только в групповой комнате, затем переключить слуховое внимание на звуки, «живущие» внутри детского сада (исключая группу), затем — на звуки на территории детского сада (вне здания), затем — на звуки на дороге...
По окончании цепочки переключения.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Имеет смысл проводить занятие в виде сюжетных композиций, а сюжеты записывать, создавая банк идей, который не раз еще может пригодиться.
Например: после просмотра мультсериала о мишках Гамми может возникнуть такой сюжет:
«Ребята, в нашей группе сегодня ночью, кажется, кто –то побывал и даже забыл свою необычную книгу. Ой, да ведь это знаменитая книга мишек Гамми! Посмотрите, какие интересные в ней значки. Чтобы они значили?
Давайте попробуем разобраться. Наверное это волшебный рецепт бабушки Гамми. А вот еще что – то написано.
hello_html_m60a99701.jpg
hello_html_69c88d67.jpg
И это тоже оказывается не трудно прочитать. Может быть и нам также попробовать записывать что – нибудь. Давайте попробуем. (учимся рисовать – крокировать слова)».
Список литературы
Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. Игры и тесты для детей 4-7 лет. Харьков «Фолио», 1997.
Большева Т.В. Учимся по сказке. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург. «Детство пресс». 2001
Синицина Е.И. Умные занятия. Серия «Через игру - к совершенству». М.: «Лист», 1998.
Тихомирова Л.В. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 1996.
Житникова Л.М. Учите детей запоминать. – М., 1985.
Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 2009.
Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. – М., 1968.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов мнемотехники в работе с детьми старшего возраста.
Память – это основа психической жизни, основа нашего сознания. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая и сложная деятельность (чтение, письмо или осмысление собственного поведения)...
Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста.
Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста....
презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентацию на тему :"Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста" можно использовать как педагогам так и родителям....
презентация на тему:" Использование метода мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентацию "Использование метода мнемотехники в работе с дошк." можно использовать и воспитателям и родителям....
Статья "Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
Слово "мнемотехника" происходит от греческого "мнемос" - память. Именно греческая богиня памяти Мнемозина "дала название" технологии для развития памяти - мнемотехнике. Мнемотехника - иск...
Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого - «искусство запоминания»), - это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увелич...
Система работы Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание и воспроизведение информации.Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном процессе для...