Особенности развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_slovarnogo_zapasa_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ:
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует и своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул,мамина чашка). Однако и теперь и самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну), «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик).
Активный словарный запас, которым располагает ребенок на этом возрастном этапе, даст ему возможность свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности" словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого был он сам. Здесь малыш часто допускает неточности.
В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает уже осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремится по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, т. е. у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он нередко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит,она «копатка», а не лопатка).
ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ:
Увеличение активного словаря (от 2500) до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить, свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношении (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги(из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном ;)тане, но все же еще редко.
ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ:
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, детален предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются собирательные существительные,прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000- 1200 слов (но сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк - это дикие звери, а корова, лошадь, кошка -домашние животные. Дети используют в своей речи отвлеченные существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словаремявляется умение детей подбирать противоположные до смыслу слова (антонимы) -существительные (вход - выход), прилагательные (хороший - плохой), наречия (быстро -медленно), глаголы (говорит -молчит); подбирать прилагательные к существительным(Какой может быть дождь? - Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный),наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? - быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т. д.); близкие но смыслу слова - синонимы (ходить - идти, шагать, топать, вышагивать и др.).
Предлагая детям такие задания, нетрудно убедиться, что их словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении союзов, предлогов (например, вместо предлога между используются слова в середине).
СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ:
В количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось}.
У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка,чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания] способен быстро подбирать синонимы (близкие, но смыслу слова), которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.
Связная речь может быть:
1. Ситуативной: связана с конкретной наглядной ситуацией, понятна только при учете той ситуации, о которой говорится. Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения.
Это ранняя форма связной речи, она появляется в недрах ситуативного общения со взрослыми и важна для последующего развития связной речи. Эта форма речевого общения характерна для детей 2-3 лет.
Ситуативность речи детей обусловлена природой отношений между ребенком и его слушателем. Речь маленького ребенка - это разговорная речь. Она служит ему для общения с людьми, которые его окружают, близки с ним, понимают его с полуслова.
В таких условиях ситуативная речь не является дефектной, неполноценной речью. В условиях непосредственного контакта даже взрослые люди пользуются ситуативной речью.
2. Контекстная - речь, которая не учитывает наглядную ситуацию, в ней все понятно из самого контекста. Развитию контекстной речи способствует изменение образа жизни ребенка. Ребенок становится более самостоятельным, появляются новые виды деятельности, новые формы общения вне конкретной ситуации, поэтому - это более словесная форма общения. Контекстная речь оформляется к 5 годам.
В большинстве случаев ситуативная речь носит характер разговора, а контекстная речь - монолога.
Когда у ребенка развивается контекстная речь, она не наслаивается внешне над ситуативной и не вытесняет ее. Они сосуществуют, причем, ребенок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо сообщить, и характера самого сообщения.
Переход от ситуативной речи к контекстной осуществляется постепенно. Переходным этапом в этом процессе является возникновение в старшем дошкольном возрасте такой речевой конструкции: ребенок сначала вводит местоимение (она, оно, они), а затем, как бы чувствуя неясность своего изложения и необходимость его пояснить для слушателя, он вслед за местоимением вводит поясняющее, расшифровывающее его существительное. Например, она - девочка - пошла...
Т.е. ребенок начинает осознавать, что необходимо учитывать слушателя и строить свое изложение так, чтобы содержание речи было понятно для другого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста» (логопедические игры и упражнения для детей 5-7 лет)
Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря у детей дошкольного возраста....
«Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста»
Игры и упражнения для стимуляции речевой активности, выразительности речи, расширения словаря, мышления, памяти, внимания и быстроту движений у детей дошкольного возраста....
Особенности формирования словарного запаса у детей дошкольного возраста.
В статье представлены возрастные особенности детей от 3 до 7 лет, общие закономерности развития познавательных и речевых процессов в детском возрасте....
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Особенностью словарной работы является то, что она неразрывно связана с обогащением знаний и представлений дошкольников об окружающих их предметах и явлениях быта, о повседневной жизни, о природе. Пед...
Картотека игр на развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста.
Развитие речи ребенка – важное направление дошкольного и школьного образования. И один из критериев успеха – богатый словарный запас (объем слов, которым ребенок может пользоваться в ходе ...
Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
Игры и упражнения для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередач...
- Мне нравится (1)