Пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет
картотека по развитию речи (младшая группа)

Голубева Ирина Геннадьевна

Занятия пальчиковыми играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать, а напевать — то и музыкального слуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovye_igry_2-4_let.doc385.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Пальчики»

   Рассмотрите вместе ребенком его ладошки, пальчики. Расскажите, что они выполняют очень много сложной работы.

И познакомьтесь с ними.

Большой палец встал один,

Пальчики сжать в кулачок, а затем поочередно их разгибать, начиная с большого

Указательный - за ним,

Средний будит безымянный,

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – «Ура!»,

На работу им пора.

Широко расставить пальцы

«Деревья»

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы, покачивать кистями

Полный сказок и чудес!        

«Осенние листочки»

  Покажите ребенку картинку с изображением осеннего леса. Рассмотрите с ребенком деревья, назовите их. Рассмотрите листочки на деревьях, называя их: «Это лист клена, это лист березы, это лист осины, а это лист дуба. Посмотри, какое дерево стоит зеленое (елка, сосна).  Я прочту тебе стишок и покажу, как можно поиграть пальчиками». Можно надеть на пальчики ребенка маленькие резиночки с прикрепленными к ним листочками – клена, березы, осины, дуба и зеленой иголочкой елки.  

Осень, осень  к нам пришла

И в подарок принесла

Листик клена,

Загните мизинец.

Лист березы,

Загните безымянный пальчик.

Лист осины,

Загните средний палец.

Лист дубка,

Загните указательный палец.

Чудо-осень! Хороша!

Распрямите пальцы и вращайте кисть.

«Флажок»

Я в руке флажок держу

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный, мизинец) вместе, большой опущен вниз; тыльная сторона ладони к себе.

И ребятам им машу.  

«Сорока-белобока»

 

Сорока-белобока

Указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой.

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Ребенок правой рукой загибает по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца.

А этому не дала!        

Большой палец поднимается вверх.

«Осы»

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

Пальцы в кулачок, вытянуть вперед         указательный палец, делать им вращательные движения.

И укусят осы, если захотят.

«Дружат наши дети…»

  Попросите ребенка вспомнить и рассказать, для чего нужны руки. «Для того, чтобы все это делать, пальчики должны быть проворными, быстрыми, умелыми. Я сейчас покажу, какими.»

Дружат наши дети,

Пальцы правой руки по очереди  постукивают по тем же пальцам левой руки, начиная с большого.

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

«Человечек»

«Топ-топ-топ!» - топают ножки,

Указательный и средний пальцы «ходят» по столу.

Мальчик ходит по дорожке.        

«Птенчики  в гнезде»

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

«Где твой пальчик?»

- Где твой палец большой?

- У меня за спиной!

Пальчики в кулачке, большой поднять вверх.

- А где твой указательный?

- Посмотри внимательней!        

Поднять вверх указательный.

- А где средний твой палец?

- Вот какой он красавец!        

Поднять вверх средний.

- А где твой безымянный?

- Вот, с кольцом оловянным!

Поднять вверх безымянный.

- А мизинчик-малышка?

- Вот он, младший братишка!

Поднять вверх мизинец.

«Стол»

У стола четыре ножки,

Левая рука в кулачок;

Сверху крышка, как ладошка.        

сверху на кулачок   опускается ладошка правой руки

«Ладушки»

Ладушки, ладушки! Где были?

У бабушки!

Производить хлопки в такт словам.

Что ели?

Кашку!

Что пили?

Бражку.

Четыре пальца хлопают по большому.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Указательным пальцем кружить по ладошке другой руки.

Бабушка добренька.

Провести ладонями по щекам.

Попили, поели,

Четыре пальца хлопают по большому

Шу-у-у полетели,

Хлопать пальцами по основанию ладоней.

На головку сели,

Руки положить на макушку головы.

Сели, посидели,

Шу-у-у улетели.

Хлопать пальцами по основанию ладоней

«Прятки»

В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так,

Так головки убирали.

Сжимание – разжимание кулачка в воздухе.

«Скачет зайчик…»

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик.        

Указательным пальцем правой руки ударять по пальцам левой руки (от  указательного до мизинца) и в обратном порядке (от мизинца до указательного).

Вниз скатился, повернулся

Указательным пальцем правой руки провести по указательному и большому пальцам левой руки, ударить по большому.

И опять назад вернулся.

Совершить обратное движение – от большого к указательному.

Снова с пальчика на пальчик        

Скачет зайчик, скачет зайчик!

Снова вниз и снова вверх!

Зайчик скачет выше всех!

Повторить все предыдущие движения.

«Солнце»

 

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало.

Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть

«Этот пальчик хочет спать…»

  Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят… - у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.

Этот пальчик хочет спать,

Загните мизинчик

Этот пальчик лег в кровать,

Загните безымянный пальчик.

Этот пальчик чуть вздремнул,

Загните средний пальчик

Этот пальчик уж уснул,

Загните указательный пальчик.

Этот пальчик крепко спит.

Загните большой пальчик.

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

«Рыбки»

  Покажите ребенку картинку с рыбками; рассмотрите их, называя.

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой реке.

Ладошки как бы ударяют по воде.

То сожмутся, разожмутся,

Пальчики сжимаются в кулачок, разжимаются.

То закружатся в воде.

Винтообразные движения кистью.

«Этот пальчик…»

  Покажите семейную фотографию, перечислите всех членов семьи и попросите ребенка назвать их.

Этот пальчик – дедушка,

Загните большой палец.

Этот пальчик – бабушка,

Загните указательный палец.

Этот пальчик – папочка,

Загните средний палец.

Этот пальчик – мамочка,

Загните безымянный палец.

Этот пальчик – я,        

Загните мизинец.

Вот и вся моя семья!

Вращайте кисть, разведя пальцы в стороны..

«Ёжик»

Что ж ты, ёж, такой колючий?  

Это я на всякий случай:

Знаешь, кто мои соседи –

Лисы, волки и медведи.

Соединить ладошки, выставить прямые пальцы

вверх и расставить в стороны.

«По кругу»

        

Покажи уменье другу,

Покружись-ка ты по кругу!

Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

«Зима»

  Покажите ребенку «зимнюю» картинку с изображением играющих детей.

Раз, два, три, четыре, пять,

По очереди разгибайте пальцы, сжатые в кулак, начиная с большог.

Собираемся гулять.

Покажите растопыренные пальцы правой руки.

Катя саночки везет

От крылечка до ворот,

Проведите указательным и средним пальцами правой руки по стол.

А Сережа на дорожке

Голубям бросает крошки.

Сложив пальцы «щепоткой», делайте бросающие движения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Помашите кистями правой и левой руки.

«Зимняя прогулка»

  Покажите ребенку картинку с изображением малыша в зимней одежде. Спросите, почему ребенок на картинке так тепло одет (потому, что зимой на улице холодно). «Я тебе расскажу, как мы с тобой собираемся на прогулку, и какие теплые вещи одеваем. Я буду читать стишок и загибать пальчики, когда начну их перечислять. Слушай внимательно и делай все вместе со мной».

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку,

Загните мизинец левой руки указательным пальцем правой.

Я надену шапку,

Загните безымянный палец.

Я надену шарфик

Загните средний палец.

И еще платок.

Загните указательный палец.

А крошки-рукавички

На ручки натяну.

Загните большой палец.

«Раз, два»

  Ладони лежат на столе.

Раз, два, раз, два,

Ударять по столу поочередно правой и левой руками;

Очень медленно сперва.

одно  слово – один удар;

А потом, потом, потом

количество ударов равно количеству слогов в слове.

Все бегом, бегом, бегом.

«Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки

Начинаем их тереть,

Быстро мы сумеем руки,

Как на печке разогреть.

Медленно-медленно растирать одну ладонь о другую.

Сначала ладошки

Совсем как ледышки,

Растирать ладони все быстрее и быстрее

Потом как лягушки,

Потом как подушки.

Но вот понемножку

Согрелись ладошки,

Горят, и взаправду,

А не понарошку.

Я горю, как от огня.

Вот, потрогайте меня.

Протянуть вперед раскрытые горячие ладони, предлагая всем потрогать их.

«Очки»

Бабушка очки надела

И на внучку посмотрела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко; колечки поднести к глазам.

«Гармошка»

Посмотри: моя ладошка,

Как веселая гармошка!

Пальцы на обеих руках соединить вместе.

Пальчики я раздвигаю,

А потом опять сдвигаю.

Широко раздвинуть пальцы на обеих руках.

«Перчатки»

Скоро будут холода.

Что же делать нам тогда?

Вот одной руке другая

Одеваться помогает.

Надевай пальто, большой,

Подушечками трех первых пальцев правой руки погладить большой палец левой от кончика до основания.

Братья следом, раз-два-три.

Приоделись, посмотри.

Так же прогладить по очереди указательный, средний и безымянный пальцы левой руки.

Зазевался лишь малыш.

Одевайся, что стоишь!

Дважды прогладить мизинчик.

Все теперь в порядке:        

На руках перчатки.

Поднять руки вверх, полюбоваться ими, пошевелить пальцами.

Повторить те же слова и те же действия для другой руки

«Ледяная горка» 

                 

Меня хлопали лопатой,

Горизонтальные хлопки ладонями.

Меня сделали горбатой,

Тыльные стороны кистей рук выгнуты «горбом».

Меня били,

Пальцами одной руки ударять по ладони другой.

Колотили,

Кулаком одной руки ударять по ладони другой.

Ледяной водой облили,

Волнообразные движения пальцев и ладоней.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

Плавно провести ладонями по поверхности руки от локтя до пальцев, повторить на другой руке.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик;

Он становится большой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками, постепенно принимая форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел-

Стал он тонкий и худой.

Пальчики принимают исходное положение.

«Посчитаем»

  Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.         

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать –         

Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Крепкие, дружные,

Все такие нужные…

«Стул»

Ножки, спинка и сиденье –

Вот вам стул на удивленье.

Левая рука вертикально вверх; к ее ладошке приставляется кулачок правой руки (большим пальцем к себе).

«Пришла весна»

  Покажите ребенку картинку – весенний пейзаж с небольшим количеством деталей, рассмотрите ее вместе. Выделите признаки весны – тает снег, бегут ручьи, прилетели перелетные птицы. 

Весна пришла красная,

Пришла весна ясная.

Вращайте кисти рук.                                

Птицы громко поют,

Четыре пальца плотно сжаты и хлопают по большому.

Людям спать не дают.

Крепко сложить ладони и положить под щеку.

«Жук»

Жук летит, жужжит, жужжит,

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок; указательный и мизинец развести в стороны, шевелить ими.

«Вертолеты»

Два пилота вертолета

Поставить кулачки на стол,

Приготовились к полету.

большие пальцы поднять вверх.

Я готов!

И я готов!

Отойдите от винтов.

Пошевелить большим пальцем левой руки, затем – правой.

Мы взлетаем выше, выше,

Описывая круги большими пальцами, жужжа, плавно поднимать руки вверх;

Там, внизу, деревья, крыши,

  крутить пальцами все быстрее    и быстрее.

И дороги, и поля –

Вся огромная земля.        

По желанию ребенка можно побегать по комнате.

И туда, куда хотим,

Мы летим, летим, летим!

Мы заходим на посадку.

Рейс окончен. Все в порядке.

Замедляя движения пальцев, понемногу опускать руки;                    вновь поставить кулачки на стол.

«Лодка»

Лодочка плывет по речке,

Оставляет на воде колечки.        

Обе ладони поставлены на ребро и прижаты слегка раскрыты сверху.

«Ручка»

Ручка в зеркало глядит,

Ручка пальчикам велит:

Пальцы прижать друг к другу, ладони

параллельно.

Загибайтесь, выпрямляйтесь,

Сжать пальцы в кулачок, потом разжать.

Вместе в горстку собирайтесь.

Собрать пальцы в щепотку.

Разбегитесь, распрямитесь,

Широко раздвинуть пальцы.

В кулачок теперь сожмитесь.

Сжать в кулачок.

Кулачок - на кулачок

Поставить кулачок на кулачок.

И ладошки на бочок.

Ладони ребром параллельно друг другу.

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко.

Руки положить на стол ладошками вверх.

На бочок. Опять на стол.

И конец игре пришел.

Ладони на ребро,

руки на стол ладошками вниз.

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

Движения ладошками слева направо и наоборот.

Рыбка, рыбка, озорница,

Делать махи кистями как бы «ударяя по воде».

Мы хотим тебя поймать

Хлопок в ладоши.

«Непоседа»

Пальчик, пальчик, непоседа,

Большой палец поднять вверх,

Где ты бегал, где обедал?

двигать им в разные стороны.

Я с мизинцем ел калинку,

Соединить большой с мизинцем.

С безымянным ел малинку,

Соединить большой с безымянным.

Ел со средним землянику,

Соединить большой со средним.

С указательным – клубнику!        

Соединить большой с указательным.

«Водичка»

Водичка, водичка,

Большой палец скользит по всем остальным

Умой мое личико.

Мягко провести ладонями по лицу.

Чтобы глазоньки блестели,

Сделать кольца большими и указательными пальцами обеих рук и поднести к глазам.

Чтобы щеченьки краснели,

Круговые движения подушечками пальцев по щекам.

Чтоб смеялся роток.

Сделать щелочку большим и указательным пальцами и провести ими по контуру губ.

Чтоб кусался зубок.        

Щипкообразные движения пальцами обеих рук.

«Пароход»

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.            

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты,

а большие пальцы подняты вверх.

«Улитка»

Кто так медленно ползет,

Дом свой на себе несет?

Сжать руку в кулачок и медленно двигать по столу.

Проползет ещё немножко,

Высунет и спрячет рожки.

Вытянуть вперед указательный и средний пальцы.

По листу, по ветке гибкой Медленно ползет … улитка!  

«Улитка» ползет с высунутыми «рожками».

«Птичка»

Села птичка на окошко.

Пальцы правой руки положить на ладонь левой.

Посиди у нас немножко,

Кулак одной руки приставить к ладони другой.

Посиди, не улетай!        

Ударять кулачок о кулачок вниз-вверх.

Улетела птичка.        

Хлопать пальцами по основанию ладоней

Ай!

Развести ладони в стороны.

«Баиньки, баиньки…»

  Покажите ребенку картинку с изображением огорода. Рассмотрите, какие овощи на нем растут, назовите их. Скажите: «Знаешь, а если не поливать огород, то все овощи могут погибнуть. Как ты думаешь, что нужно для того, чтобы поливать огород? (Лейка) я прочитаю тебе потешку, в которой огород поливает тот, кто больше всех на свете любит капусту – зайка, и покажу на пальчиках, как зайка поливал огород».

Баиньки, баиньки,

Прибежали заиньки.        

Указательный и средний пальцы «бегут» по столу.

Сели на скамейку,

Попросили лейку

Вытяните вперед указательный палец правой руки, остальные пальцы сжаты в кулаке.

Поливали огород,

Поводите указательным пальцем вправо-влево.

Где капустка растет.

Сожмите правую руку в кулак, обхватите его сверху левой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет....

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "

Картотека игр "Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет "...

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет.

Методическая разработка по теме: Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-4 лет. Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроетс...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие ...

Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных с...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...