Проект "Волшебный мир народного слова"
проект по развитию речи (старшая группа)
Познавательно- творческий проект по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста с ОНР
средствами устного народного творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_volshebnyy_mir_narodnogo_slova.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Дьектиекская средняя общеобразовательная школа»
детский сад «Березка»
Проект
«Волшебный мир народного слова»
по развитию речи детей
старшего дошкольного возраста с ОНР
средствами устного народного творчества
Разработала: воспитатель
Емельянова Ольга Леонидовна
с.Дьектиек,
2020г.
-1-
Замысел проекта:
Для реализации проекта выбрана групповая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста, охватывающая и здоровых детей и детей с общим недоразвитием речи. Проект имеет познавательно-творческое направление с использованием различных форм деятельности. Проект среднесрочный. Все мероприятия будут направлены на ознакомление детей с устным народным творчеством, воспитание толерантного отношения детей друг к другу. Проект позволит социализировать детей с ОНР через общение со здоровыми сверстниками.
Постановка проблемы:
Во время общения с детьми в индивидуальном порядке и во время проведения различных занятий и мероприятий, становиться очевидным, что есть ребята с ОНР. И с каждым годом их количество возрастает. Особое место в их числе занимают дошколята. Проблема детей, имеющих ОНР, состоит не в том, что они не могут ходить, видеть, слышать или вообще говорить, а в том, что они сталкиваются с негативной оценкой их речи другими и это приводит к формированию у них «комплекса неполноценности» и как следствие к замкнутости, или наоборот, чрезмерной активности.
. С самого раннего детства жизнь людей связана со словом. Здоровым детям нет еще и года, а они уже прислушиваются к звукам речи, и начинают понимать и осваивать родной язык. Во время дошкольного периода они учатся отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, накапливать словарный запас. А впереди поступление в 1 класс, адаптационный период, уроки.
Дела у ребят с ОНР обстоят не так благополучно. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом. И, несомненно, они получают её от воспитателей, педагогов, логопедов, психологов.
На промелькнувший в голове вопрос: «Что же делать?» ответ пришёл сам собой: «Надо помочь! Нужен проект!» Поэтому был разработан проект «Волшебный мир народного слова». Миссия данного проекта помочь детям старшего дошкольного возраста в освоении разговорной речи, родного языка. ……Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). ……Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Таким образом, использование устного народного творчества наряду с современными методиками улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
Многогранность личностей воспитателей, собирающих в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность,
доброжелательность и находчивость, музыкальность, артистичность и дизайнерские навыки поможет реализоваться этому проекту.
Да еще у нас в распоряжении есть улыбка. А по меткому выражению
В.Солоухина «Душа зябнет и каменеет без улыбки». И если к улыбке
прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово, то наверняка, в будущем, мы все вместе сможем процитировать четверостишие Е Щукиной:
«Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток,
И восклицать: О, как же ты красива! »
И оно соотнесется с каждым из нас.
- 3 -
Цель проекта:
Приобщение детей к традициям и культуре России и Горного Алтая через развитие речи средствами фольклора.
Повышение роли устного народного творчества в развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР через традиционные и инновационные формы и методы библиотечной работы.
Задачи проекта:
- Создать условия для реализации проекта.
- Провести информационную работу с администрацией и воспитателями детских садов, установить контакты с родителями воспитанников для обеспечения единства в работе по адаптации и социализации детей.
- Осуществлять личностно - ориентированный подход в работе с детьми с учётом их психофизических особенностей.
- Создать позитивную атмосферу, дать почувствовать каждому ребенку себя нужным.
- Приобщать детей к культуре русского и алтайского народа; расширять кругозор, обогащать словарный запас; учить понимать слова и выражения.
- Способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала детей.
- Помогать развитию навыков общения в группе, умение высказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
- Воспитывать толерантные качества личности – отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив.
- Формировать положительную самооценку у детей с нарушениями речи через самореализацию, обучать детей сотрудничеству.
- Проследить динамику речевого и поведенческого развития.
-4-
Целевая категория проекта:
Проект нацелен на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и их родителей.
Команда реализации проекта
Участники проекта:
- воспитатель - организатор; - дети старшего дошк. возраста, в том числе дети с ОНР - исполнители; - воспитатели – помощники, исполнители; - родители воспитанников - помощники, исполнители; - ребята- волонтеры – помощники, исполнители.
Партнеры по реализации проекта:
- МБОУ «Дьектиекская СОШ»;
- Модульная поселенческая библиотека с.Дьектиек;
- Школьная библиотека;
- Сельский клуб с. Дьектиек;
Содержание деятельности:
Этапы реализации:
1 этап – Подготовительный.
Сроки реализации: декабрь 2020 – февраль 2021 гг.
Цель:
Подготовка материально - технического, методического обеспечения организации проектной деятельности.
Задачи:
- Определить цели и задачи проектной деятельности.
- Проинформировать воспитателей и родителей о проведении проекта (беседа, анкетирование).
-5-
-Разработать планы по направлениям: материально-техническое обеспечение, методическая деятельность, работа с детьми, взаимодействие с родителями и социумом, план самообразования.
- Составить тематическое планирование мероприятий.
- Организовать развивающую среду в группе.
- Изучить методическую литературу по организации работы с детьми с ОНР.
- Подобрать литературу и дидактический материал по УНТ с соответствии с возрастом и особенностями детей.
2 этап – Основной.
Сроки реализации: март 2021 – май 2021 гг.
Цель: Организация проектной деятельности с использованием традиционных и инновационных методов и приемов.
Задачи:
-Осуществлять деятельность в соответствии с тематическим планированием.
- Осуществлять взаимодействие с воспитателями, родителями, волонтерами, социумом по ходу реализации проекта для привлечения к участию в мероприятиях.
- Пополнять педкопилки разработками, дидактическим и наглядным материалом.
В работе с детьми намечено использовать индивидуальные и групповые формы деятельности с использованием устных и наглядных материалов. Так же будут применены следующие методы:
- Здоровьесбережение (гимнастика - пальчиковая, артикуляционная, двигательная, дыхательная, для глаз);
- Библиотерапия (беседы, викторины, выставки)
- Сказкотерапия (знакомство с фольклором);
- Игротерапия ( игры - дидактические, пальчиковые, подвижные );
-6-
- Арт-терапия (музыка, пение, танец, драматизация);
- Изотерапия (пластилиновая живопись, раскрашивание);
- Технология (аппликация, оригами)
Работа с воспитателями и родителями:
- проводить консультации и беседы, мероприятия;
- выпускать буклеты и рекомендательные списки.
План мероприятий :
№ п/п | Тема | Дата | Место провед ответственн. | |
МАРТ | ||||
1 | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
2 | «Пришёл март – протальник и зима заплакала» | 3 нед | ||
АПРЕЛЬ | ||||
3 | «Будем шутки шутить, да людей смешить!» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
4 | «Апрель, апрель – на дворе звенит капель!» | 3 нед | ||
МАЙ | ||||
5 | «Кто за правду горой, тот настоящий герой!» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
6 | «Май природу наряжает, Лето в гости ожидает!» | 2 нед | ||
СЕНТЯБРЬ | ||||
7 | «Что летом родится, то зимой пригодиться» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
8 | «Хлеб – всему голова!» | 3 нед | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
9 | «Октябрь –капустник в окно стучится» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
10 | «Добра желаешь - добро и делай» | 3 нед | ||
НОЯБРЬ | ||||
11 | «Кто, кто во лесочке живёт?» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
12 | «Наши домашние друзья-животные» | 3 нед | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
13 | «Декабрь год кончает, зиму начинает» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
14 | «Новый год у ворот!» | 3 нед | ||
ЯНВАРЬ | ||||
15 | «День рождения Ильи Муромца» (про дружбу) | 3 нед | ||
ФЕВРАЛЬ | ||||
16 | «Масленица, дай блинком полакомиться!» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
17 | «Кто привык трудиться, тому без дела не сидится» | 3 нед | ||
МАРТ | ||||
18 | «При солнышке светло, при матери добро!» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
19 | «Про чудесные леса и лесные чудеса» | 3 нед | ||
АПРЕЛЬ | ||||
20 | «У каждой пташки свои замашки» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
21 | «Друг за дружку держаться ничего не бояться» | 3 нед | ||
МАЙ | ||||
22 | «Умную голову почитают с молоду!» | 1 нед | Емельянова О.Л. | |
23 | «Весну провожаем лето красное встречаем!» | итог.м |
3 этап – Заключительный.
Сроки реализации: май 2021 гг.
Цель: Подведение итогов.
Задачи:
- Организовать выставку творческих детских работ.
- Обобщить результаты и провести анализ работы. Подготовить презентацию материалов проекта.
- Провести итоговое мероприятие с участием всех заинтересованных лиц.
Ожидаемые результат:
Для детей:
- раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к устному народному творчеству;
- развитие речи, речевого творчества через различные виды деятельности;
- приобретение навыков сотрудничества, толерантных качеств.
Для воспитателей:
- повышение профессионализма; внедрение инновационных методов в работе с детьми, родителями и воспитателями;
- пополнение педкопилок методическим и дидактическим материалом;
- самореализация;
Для родителей :
- укрепление взаимопонимания между детьми, родителями и воспитателями;
- самореализация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народные игры со словами для детей.
Учите детей разговаривать. Играйте с ними в словесные игры. Ведь это так интересно!...
Поэтическое народное слово
Поэтическое народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песни и приговорки)...
Поэтическое народное слово
У г о в о р у ш к и...
Народные игры со словами.
Народные игры со словами....
Использование народно-поэтического слова при организации режимных моментов в группе детей раннего возраста.
Выступление на педагогическом совете....
Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.
Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...
Словарь русских народных слов
Словарь русских народных слов...