Проект "Волшебный мир народного слова"
проект по развитию речи (старшая группа)

Ольга Леонидовна Емельянова

Познавательно- творческий проект по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста с ОНР

средствами устного народного творчества

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_volshebnyy_mir_narodnogo_slova.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение

Муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Дьектиекская средняя общеобразовательная школа»

детский сад «Березка»

Проект

«Волшебный мир народного слова»

по развитию речи детей

старшего дошкольного возраста с ОНР

средствами устного народного творчества

Разработала: воспитатель

Емельянова Ольга Леонидовна

с.Дьектиек,

2020г.

-1-

Замысел проекта:

        Для реализации проекта выбрана групповая форма работы с детьми старшего дошкольного возраста, охватывающая и здоровых детей и детей с общим недоразвитием речи. Проект имеет познавательно-творческое  направление с использованием различных  форм деятельности.  Проект среднесрочный. Все мероприятия будут направлены на ознакомление детей с устным народным творчеством, воспитание  толерантного  отношения детей друг к другу. Проект позволит социализировать детей с ОНР через общение со здоровыми сверстниками. 
Постановка проблемы:

        Во время общения с детьми в индивидуальном  порядке и во время проведения различных занятий и мероприятий, становиться очевидным, что есть ребята с ОНР. И с каждым годом их количество возрастает. Особое место в их числе занимают дошколята. Проблема детей, имеющих  ОНР, состоит не в том, что они не могут ходить, видеть, слышать или вообще говорить, а в том, что они  сталкиваются с негативной оценкой их речи другими и это приводит к формированию у  них                                                                                                                                                                                                                                    «комплекса   неполноценности»   и   как   следствие  к  замкнутости,  или наоборот, чрезмерной активности.

.    С самого раннего детства  жизнь людей связана  со словом.  Здоровым детям нет еще  и года,  а  они  уже  прислушиваются  к звукам речи, и начинают  понимать  и  осваивать  родной  язык. Во время дошкольного периода они учатся отчетливо и  грамматически правильно произносить слова  и  фразы,  накапливать  словарный  запас.  А впереди поступление в 1 класс, адаптационный период, уроки.  

       Дела у ребят с ОНР обстоят  не так благополучно.  Таким  детям необходима  помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом.  И, несомненно, они получают  её от воспитателей, педагогов, логопедов, психологов.

       

На промелькнувший в голове вопрос: «Что же делать?» ответ пришёл сам собой: «Надо помочь! Нужен проект!»  Поэтому был разработан проект  «Волшебный мир народного слова».  Миссия данного проекта помочь детям старшего дошкольного возраста в освоении разговорной речи, родного языка.         ……Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).   ……Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Таким образом, использование устного народного творчества наряду с современными методиками  улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.

      Многогранность личностей  воспитателей, собирающих в себе   профессиональную   компетентность, речевой этикет, культуру межличностных     отношений,     выдержку    и    терпение,    толерантность,  

доброжелательность  и  находчивость, музыкальность, артистичность и дизайнерские  навыки  поможет  реализоваться  этому  проекту. 

     Да  еще  у  нас  в   распоряжении  есть  улыбка. А по меткому выражению  

В.Солоухина  «Душа  зябнет  и  каменеет  без  улыбки».  И  если  к  улыбке  

прибавить  еще  доброе,  умное,  красиво  сказанное  слово,  то наверняка,  в будущем, мы все вместе сможем процитировать четверостишие  Е Щукиной:

«Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней  чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток,

И восклицать: О, как же ты красива! »

                                               

                                     И оно соотнесется  с каждым из нас.

- 3 -

Цель проекта:

     Приобщение детей к традициям и культуре России и Горного Алтая  через развитие речи средствами  фольклора.                                                                                                                                                                                

     Повышение роли устного народного творчества в развитие речи детей                                 старшего дошкольного возраста с ОНР  через традиционные и инновационные  формы  и  методы  библиотечной  работы.

Задачи проекта:

- Создать  условия  для  реализации  проекта.                                                                                                                                                

- Провести  информационную  работу  с  администрацией  и    воспитателями детских   садов,   установить   контакты   с   родителями   воспитанников   для обеспечения  единства  в  работе  по  адаптации  и  социализации  детей.                                          

- Осуществлять  личностно - ориентированный  подход в работе с детьми с учётом  их  психофизических  особенностей.                                                                        

- Создать  позитивную атмосферу, дать почувствовать каждому ребенку себя нужным.

- Приобщать детей к культуре русского и алтайского народа; расширять кругозор, обогащать словарный запас; учить понимать слова и выражения.

- Способствовать  раскрытию  и  развитию  творческого  потенциала  детей.  

- Помогать развитию  навыков общения в группе, умение высказывать  свою точку зрения, умения публичного выступления.

- Воспитывать  толерантные качества личности – отзывчивости, доброты, взаимопомощи посредством объединения детей в один коллектив.

- Формировать положительную самооценку у детей с нарушениями речи                       через  самореализацию,  обучать  детей  сотрудничеству.

- Проследить динамику речевого и поведенческого развития.

-4-

Целевая категория проекта:

Проект нацелен на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет и их родителей.

 Команда реализации проекта

Участники проекта:

- воспитатель - организатор;                                                                                                                    - дети старшего дошк. возраста, в том числе дети  с ОНР - исполнители;                                                                                                                                       - воспитатели – помощники, исполнители;                                                                                                                               - родители воспитанников - помощники, исполнители;                                                        - ребята- волонтеры – помощники, исполнители.

Партнеры по реализации проекта:

- МБОУ «Дьектиекская СОШ»;

- Модульная поселенческая библиотека с.Дьектиек;

- Школьная библиотека;

- Сельский клуб с. Дьектиек;

 Содержание  деятельности:

 Этапы реализации:

1 этап – Подготовительный.

Сроки реализации:  декабрь  2020 –  февраль  2021 гг.

Цель:

Подготовка материально - технического, методического обеспечения организации проектной деятельности.

Задачи:

- Определить цели и задачи проектной деятельности.

- Проинформировать  воспитателей  и  родителей  о проведении проекта (беседа, анкетирование).

-5-

-Разработать планы по направлениям: материально-техническое обеспечение,  методическая деятельность, работа с детьми, взаимодействие с родителями и социумом, план самообразования.

- Составить тематическое планирование мероприятий.

- Организовать развивающую среду в группе.

- Изучить методическую литературу по организации работы с детьми с ОНР.

- Подобрать литературу  и дидактический материал по УНТ с соответствии с возрастом и особенностями детей.

2 этап –  Основной.

Сроки реализации:  март  2021  –  май  2021 гг.

Цель: Организация проектной деятельности с использованием традиционных  и  инновационных  методов  и  приемов.

Задачи:

-Осуществлять деятельность  в соответствии с тематическим планированием.

- Осуществлять взаимодействие с воспитателями, родителями, волонтерами, социумом по ходу реализации проекта для привлечения к участию в мероприятиях.

- Пополнять педкопилки  разработками, дидактическим и наглядным материалом.

        В работе с детьми намечено  использовать индивидуальные и групповые формы деятельности с использованием устных и наглядных материалов.  Так же будут применены следующие методы:

- Здоровьесбережение  (гимнастика - пальчиковая, артикуляционная, двигательная,  дыхательная, для глаз); 

- Библиотерапия (беседы, викторины, выставки)

- Сказкотерапия (знакомство с фольклором);

- Игротерапия ( игры - дидактические, пальчиковые, подвижные );                                                                

-6-

- Арт-терапия (музыка, пение, танец, драматизация);

- Изотерапия (пластилиновая живопись, раскрашивание);

- Технология (аппликация, оригами)

        Работа  с воспитателями и родителями:

- проводить консультации и беседы, мероприятия;

- выпускать  буклеты и рекомендательные списки.

План мероприятий :

п/п

Тема

Дата

Место провед

ответственн.

МАРТ

1

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

1 нед

Емельянова О.Л.

2

«Пришёл март – протальник и зима заплакала»

3 нед

АПРЕЛЬ

3

«Будем шутки шутить, да людей смешить!»

1 нед

Емельянова О.Л.

4

«Апрель, апрель – на дворе звенит капель!»

3 нед

МАЙ

5

«Кто за правду горой, тот настоящий герой!»

1 нед

Емельянова О.Л.

6

«Май природу наряжает,

Лето в гости ожидает!»

2 нед

СЕНТЯБРЬ

7

«Что летом родится, то зимой пригодиться»

1 нед

Емельянова О.Л.

8

«Хлеб – всему голова!»

3 нед

ОКТЯБРЬ

9

«Октябрь –капустник в окно стучится»

1 нед

Емельянова О.Л.

10

«Добра желаешь -  добро и делай»

3 нед

НОЯБРЬ

11

«Кто, кто во лесочке живёт?»

1 нед

Емельянова О.Л.

12

«Наши домашние друзья-животные»

3 нед

ДЕКАБРЬ  

13

«Декабрь год кончает, зиму начинает»

1 нед

Емельянова О.Л.

14

«Новый год у ворот!»

3 нед

ЯНВАРЬ

15

«День рождения Ильи Муромца» (про дружбу)

3 нед

ФЕВРАЛЬ

16

«Масленица, дай блинком полакомиться!»

1 нед

Емельянова О.Л.

17

«Кто привык трудиться,

тому без дела не сидится»

3 нед

МАРТ  

18

«При солнышке светло, при матери добро!»

1 нед

Емельянова О.Л.

19

«Про чудесные леса  и лесные чудеса»

3 нед

АПРЕЛЬ

20

«У каждой пташки свои замашки»

1 нед

Емельянова О.Л.

21

«Друг за дружку держаться ничего не бояться»

3 нед

МАЙ

22

«Умную голову почитают  с  молоду!»

1 нед

Емельянова О.Л.

23

«Весну  провожаем  лето  красное встречаем!»

итог.м

                                                             

3 этап –  Заключительный.

Сроки реализации:  май  2021 гг.

Цель: Подведение итогов.

Задачи:

- Организовать  выставку творческих детских работ.

- Обобщить результаты и провести анализ работы. Подготовить презентацию материалов проекта.

- Провести итоговое мероприятие с участием всех заинтересованных лиц.

Ожидаемые результат:

Для детей:

- раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала через приобщение к устному народному творчеству;

-    развитие речи, речевого творчества через  различные  виды  деятельности;

-    приобретение  навыков  сотрудничества,  толерантных  качеств.

Для воспитателей:

- повышение профессионализма; внедрение инновационных методов в работе с детьми, родителями и воспитателями;

- пополнение  педкопилок  методическим и дидактическим материалом;

- самореализация;

Для родителей :

- укрепление взаимопонимания между детьми, родителями и воспитателями;

- самореализация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народные игры со словами для детей.

Учите детей разговаривать. Играйте с ними в словесные игры. Ведь это так интересно!...

Поэтическое народное слово

Поэтическое  народное слово (потешки, пестушки, колыбельные песни и приговорки)...

Народные игры со словами.

Народные игры со словами....

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Словарь русских народных слов

Словарь русских народных слов...