Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Валентина Михайловна Акуленкова

1. Продолжать учить детей составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картин, придумывать разные окончания рассказа, использовать в рассказе сложносочинённые предложения, предложения, осложнённые деепричастным оборотом.

2. Учить образовывать сложные слова (прилагательные) из двух простых слов.

3. Закреплять понимание детей того, о чем нужно говорить в каждой структурной части рассказа, пользоваться в речи контекстуальными синонимами, употреблять слова, подходящие к контексту высказываний.

4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слушать рассказ товарища, договариваться, работая в парах, слушать задание воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Тема«Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Программные задачи:

1. Продолжать учить детей составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картин, придумывать разные окончания рассказа, использовать в рассказе сложносочинённые предложения, предложения, осложнённые деепричастным оборотом.

2. Учить образовывать сложные слова (прилагательные) из двух простых слов.

3. Закреплять понимание детей того, о чем нужно говорить в каждой структурной части рассказа, пользоваться в речи контекстуальными синонимами, употреблять слова, подходящие к контексту высказываний.

4. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умение слушать рассказ товарища, договариваться, работая в парах, слушать задание воспитателя.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал:

1. Серия сюжетных картин «Девочка и её кукла» (4 картины).

2. Комплект карточек-пиктограмм (4 шт.) с обозначением простых слов«голубой-глаза»«чёрный-брови»«розовый-щёки»«белый-волосы».

3. Детали лица куклы (по принципу фланелеграфа).

4. Прямоугольники, обозначающие слова (2 шт.).

5. «Копилка для красивых слов» (шкатулка, пластиковые фишки в количестве, превышающем число детей.

Раздаточный материал:

Карточки-пиктограммы с обозначением простых слов«голубой-глаза»«чёрный-брови»«розовый-щёки»«белый-волосы» по одному комплекту на пару детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, расскажите о ваших любимых игрушках. Как вы с ними играете?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы интересно играете со своими игрушками, бережёте их. А вот дети ясельной группы ещё не так хорошо умеют играть с игрушками. Сегодня утром я зашла к малышам и увидела, что игрушки не убраны. А одна кукла потерялась. Найти её поможет портрет, который мы с вами составим. Портрет получится точным, если мы научимся составлять одно длинное слово из двух слов. Послушайте, как это сделаю я. Я говорю слово «круглое»(на мольберт выкладывает прямоугольник) и слово «лицо» (выкладывает прямоугольник). Я назвала два слова«круглое» и «лицо» (воспитатель показывает на прямоугольники). Из этих слов составлю одно длинное слово«круглолицая» (соединяет прямоугольники).

Воспитатель: Какое слово я составила(хором). Какие были слова?

Дети«Круглое» и «Лицо».

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кукла круглолицая (воспитатель на мольберт выкладывает круг).

Воспитатель: Ребята, вам составить длинные слова помогут карточки (они лежат на столах). Переверните их. У меня такие же. Я назову слова, из которых вы составите длинные слова.

(Воспитатель выставляет свои карточки по очереди, одновременно называя слова):

-розовые - щёки;

-белые - волосы;

-голубые - глаза;

-чёрные - брови;

Воспитатель: Вы сейчас подумайте, посоветуйтесь между собой и составьте длинное слово.

Воспитатель: Какое слово вы составили? (ответы детей «голубоглазая»«чернобровая»«розовощекая»«беловолосая».).

Воспитатель подводит итог, с каждым словом выкладывая на круг (лицо) глаза, брови, щеки, волосы. Попутно добавляет нос и губы, получается портрет.

Воспитатель: По этому портрету малыши быстро найдут куклу! Дети, а как мы с вами можем научить малышей беречь свои игрушки?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята! А ещё можно придумать рассказ по картинкам, которые мы уже рассматривали (выставляется серия картинок).

Воспитатель: Вспомните, о чём эта история?

(история о любви девочки к своей кукле.)

Воспитатель: Хорошо! А теперь, придумайте название этой истории.

(«Девочка и её кукла»«Подружки»«Друзья»«Девочка и её любимая кукла».)

Воспитатель: Молодцы! Чтобы рассказ получился интересным, давайте в эту копилку соберём красивые слова. Для этого нужно взять кружок и сказать какая девочка, затем сказать какая кукла. (Воспитатель с копилкой подходит к каждому ребёнку, тот берёт кружок, называет слово и кладёт его в копилку)

Воспитатель: Девочка какая?

(Заботливая, ласковая, внимательная, добрая, добродушная, маленькая.)

Воспитатель: Молодцы, вы подобрали много точных и красивых слов. Теперь скажем, кукла какая?

(Грустная, невесёлая, расстроенная, огорчённая, заплаканная, голубоглазая, любимая, печальная.)

Воспитатель: Как по-другому в рассказе можно назвать девочку?

(Малышка, Оля.)

Воспитатель: Как по-другому назовём куклу?

(Подружка, любимица, игрушка.)

Воспитатель: Молодцы! Вот как много красивых слов вы сказали и про куклу и про девочку! (потрясти копилкой) Не забудьте использовать их при составлении рассказа для малышей.

Воспитатель: А рассказ наш получится ещё интереснее, когда мы придумаем красивые предложения. Я буду начинать предложение, а вы повторите начало предложения, а затем самостоятельно его продолжите:

1. «Любимица очень огорчилась, но.»

(Девочка взяла подружку за руку, погладила её по голове, сказала ласковые слова, чтобы успокоить). (Оценка воспитателем).

2. «Наулице было холодно, поэтому.»

(Девочка надела тёплую куртку, вязаную шапку с красивым узором и красные варежки). (Оценка воспитателем).

3. Ребята, теперь со словом «обернувшись» придумайте красивые предложения про наших героев рассказа.

(Обернувшись, девочка увидела, что кукла заплаканная. Обернувшись, девочка хотела попрощаться со своей любимицей).

Воспитатель: Молодцы, эти красивые предложения украсят наш рассказ.

Физминутка:

Мы весёлые милашки,

Чудо-куклы, неваляшки.

Мы танцуем и поём,

Очень дружно мы живём.

Поднимают куклы руки

Вверх-вниз, вверх- вниз,

А потом они танцуют

Покружись, покружись.

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что у рассказа есть начало, середина и конец. Что вам понравилось в этом рассказе(Оценка воспитателем).

О чём нужно рассказать в начале рассказа?

(В начале рассказа надо говорить о главных героях, где происходило событие, когда происходило событие.)

Воспитатель: О чём расскажем в середине рассказа?

(В середине рассказа нужно подробно рассказать всё, что произошло с героями.)

Воспитатель: О чём расскажем в конце?

(Чем закончилась история.)

Воспитатель: Ребята, кто хочет начать рассказ(желающий начинает)

Кто расскажет середину рассказа(другой ребенок продолжает). Кто

закончит рассказ(дати слушают окончание)

Что вам понравилось в рассказе. (Оли, Сережи, Вани? Оценка детьми, затем воспитатель дает общую оценку.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем историю полностью. После прогулки мы расскажем её малышам, чтобы они научились обращаться с игрушками. Но окончание рассказа надо придумать другое, чтобы рассказ получился ещё интереснее.

Воспитатель: Давайте придумаем, куда пошла Оля с куклой, если детский сад был закрыт?

Ответы детей.

Воспитатель: Что делали подружки?

Ответы детей.

Воспитатель: Какое настроение было у подружек?

Ответы детей.

Затем дети рассказывают рассказ полностью. Оценка рассказа воспитателем.

Воспитатель: Ребята, ваши рассказы понравятся малышам и они научатся хорошо беречь свои игрушки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...

конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж".

Тема "Составление рассказа по серии сюжетных картинок "Девочка и ёж". Цель: Продолжать формировать умение отгадывать загадки, аргументируя свой ответ. Продолжать формировать умение внимательно р...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» в соответствии с ФГОС...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Дети в лесу» Цель: совершенствовать умение составлять описательные рассказы по серии сюжет...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Цель: Обучение связаному, последовательному изложению событий по серии картинок.Задачи:Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картинок.Развивающие: Развивать способность самостоят...

Конспект нод по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Задачи: -Продолжать   учить детей самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.-Закреплять у детей навыки составления ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений.-Развива...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин»

Задачи:Обучающие - Формировать лексико-семантическую готовность к составлению рассказа по серии сюжетных картин; активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков у детей;Развивающ...