Развитие навыков звукового анализа и синтеза
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Мальцева Александра Владимировна

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения.  Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

  Уважаемые воспитатели, помните!

Звук – мы слышим и произносим.

  Буквы мы видим, пишем и читаем.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_zvukovogo_analiza_i_sinteza.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие навыков звукового анализа и синтеза»

Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия (при нормальном речевом развитии) требует планомерного специального обучения.  Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Для анализа детям дается ТОЛЬКО ЗВУЧАЩЕЕ СЛОВО! Выделяя звуки в слове, ребенок должен опираться на звучащее слово, а не на записанное. Кто-то из детей знает буквы или уже читает, следовательно, происходит путаница в понятиях звука и буквы.

  Уважаемые воспитатели, помните!

Звук – мы слышим и произносим.

  Буквы мы видим, пишем и читаем.

 На какие две группы делятся звуки русского языка? Звуки бывают гласными и согласными.

    Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

    Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

    Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

    Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: - [Й][А], Ю-[Й][У], Е-[Й][Э], Ё-[Й][О].

    Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или закрыть уши руками). На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком.

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.  

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

   Приступая к играм и упражнениям по формированию звукового анализа, надо чётко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

 Общие правила по формированию навыков звукового анализа.

1. Соблюдение строгой последовательности в предъявлении форм звукового анализа:

  • выделение звука из слова;
  • определение первого звука;
  • определение последнего звука;
  • установление места звука в слове (начало, конец, середина слова);
  • анализ и синтез обратных слогов типа АП, ОК;
  • выделение ударных гласных из положения после согласных (дом);
  • анализ и синтез прямого слога типа МА, МИ;
  • полный звуковой анализ слова;
  • деление слов на слоги.

2. Соблюдение порядка формирования умственных действий:

  • с опорой на наглядные средства (картинки, символы, фишки и т.д.);
  • в речевом плане (проговаривание);
  • по представлению - в уме (самое трудное).

3. Соблюдение последовательности предъявления слов для звукового анализа:

  • слова из двух гласных (ау, уа);
  • слова из двух звуков (ум, ах, ус);
  • слова из трех звуков (дым, кот);
  • слова из двух открытых слогов (ваза, сани);
  • слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист);
  • слова из одного слога со стечением согласных вначале (стул, стук);
  • слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка);
  • слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

4. Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением

Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода:

  • формирование навыков элементарного анализа;
  • обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

Первый период, в свою очередь состоит из частей:

  • Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
  • выделение звука из слова, т.е. определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
  • определение первого звука в слове, определение последнего звука в слове (на отработанных в произношении гласных и согласных звуках);
  • нахождение места звука в слове, исходя из трёх позиций (начало, середина, конец слова).

  По количеству операций первый период является более развернутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, т.к. с их помощью можно подвести ребёнка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры.

 Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

- сначала ребёнку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребёнок слушает слово и поднимает условный сигнал (флажок, хлопает в ладоши), когда

услышит слово с нужным звуком;

- далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова (утка - У);

- затем умственное действие переходит в речевой план – ребёнок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;

- и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребёнок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

 Данный порядок умственных действий применяется на этапе формирования элементарных форм звукового анализа.

  Когда ребёнок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придётся опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Звуковые схемы слогов и слов рисуются цветными карандашами или составляются с помощью цветных фишек, состоящих из квадратиков, равных по количеству звукам в слове. Фишки: синяя - твёрдые согласные, зелёная – мягкие согласные, красная - гласные звуки.

       С целью научить выкладывать слоги с помощью цветных фишек и читать их проводятся следующие упражнения.

Звуковой анализ обратных слогов. Детям предлагается выложить обратный слог, например, АТ (объясняется, что квадратики выкладываются слева направо); сначала кладется красный квадратик – это звук А, а затем - синий – это звук Т. Дети водят пальцами и «читают» слог АТ. При этом может быть использован игровой приём «живые звуки». Два ребёнка становятся на некотором расстоянии друг от друга – это «звуки» А и Т, затем сближаются – это слог АТ. Остальные дети кладут красный и синий квадратики на расстоянии один от другого, соединяют их и «читают» слог. Вслед за этим проводятся различные преобразования слогов путем замены звуков: «Какой слог вы выложили? А если вместо звука А будет звук У, какой получится слог?» аналогично заменяются согласные звуки: «Если вместо звука Т будет звук П, какой получится слог?»

 Следующий этап – замена фишек буквами и чтение получившихся слогов (подготовительная группа). А    Т

Аналогично проводится звуковой анализ прямых слогов типа МА: дети называют слог, определяют количество звуков в слоге, называют первый, второй звук; выкладывают схему слога, преобразуют слог. М  А  

Звуковой анализ слова типа МАК. Дети произносят слово, последовательно интонационно выделяя каждый звук. Воспитатель спрашивает: «Какой первый звук в слове?» (М) «А второй?» (А) «А третий?» (К) Выкладывают звуковую схему. «Посчитайте сколько звуков в слове?» (3)  «Назовите гласный звук» (А). «Сколько согласных звуков в слове?» (2 – М, К) «Назовите звуки по порядку». М         А         К

    Звуко-слоговой анализ двусложных, трёхсложных слов. Дети произносят слово, определяют количество слогов в слове, называют их и выкладывают схему из полосок. Затем проводится анализ каждого из слогов: сосчитывается количество звуков и определяется, какие именно это звукив схему добавляют фишки, обозначающие звуки. Внимание детей обращается на то, что в каждом слоге один гласный звук. Называются последовательно все звуки, указывается, где в слове находится изучаемый звук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....

Конспект совместной деятельности с детьми по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)

Конспект совместной деятельности с детьми    по развитию навыков звукового анализа и синтеза на основе слова для детей старшей логопедической группы с диагнозом ТНР ОНР (первый год обучения)...

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»

Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА»...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи

Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....

Консультация для родителей на тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Консультация для родителей на тему:  «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»....

Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Консультация для воспитателей

Проблема подготовки к школе детей с речевыми нарушениями сегодня актуальна. Даннай методический материал поможет обучить дошкольников с речевыми проблемами звуковому анализу с помощью занимательных иг...