" Организация и проведение работы с детьми по речевому развитию в не занятий" по младшему возрасту
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Бондарева Валентина Владимировна

опыт работы в младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ml._gr.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: воспитателя Бондаревой В.В.

Тема: « Организация и проведение работы с детьми  по речевому развитию вне занятий» по младшему возрасту.

Полноценное развитие речи младших дошкольников невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Данная работа предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного материала:                                       Развивающая речевая среда в группе помогает детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредством поручений (спроси, выясни, предложи помощь, поблагодари ).Я подсказывала детям образцы обращения ко взрослым, зашедшим в группу                       (« „Проходите, пожалуйста“», « „Хотите посмотреть…“»,                                   « „Понравились ли наши рисунки?“»).                                           Проводились беседы с детьми по теме недели « Утренний круг » и Вечерний круг » - (проводится словарная работа по новым словам).                                                                                                                                                          В  самостоятельных играх помогала детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом. («Посоветуй Вите как перевозить кубики на большой машине», «Предложи Саше сделать ворота пошире», «Скажи: Сережи „Стыдно драться! Ты уже большой“»). Предоставляла детям для самостоятельного рассматривания картинки, книги,  игрушки, автомашины, одежда, посуда , Наборы предметов -  камешки, ракушки, желуди, катушки с нитками разного цвета, лоскутки тканей) в целях развития инициативной речи, обогащения и уточнения представлений о предметах ближайшего окружения.                                                                                       Продолжала приучать детей слушать рассказы, вовлекала в разговор на разные темы, обо всем, что попадает в поле их внимания и вызывает интерес, я терпеливо без суеты рассказывала о том, что, зачем  и как делать. Маленькие дети – внимательные и благодарные слушатели . Им нравится все , что рассказывает взрослый, это рассказы о жизни группы, житейских ситуациях, я рассказывала о себе.                                                                               Главная моя цель говорить с ребенком, чтобы он не только слушал меня, но и слышал, понимал, о чем я хочу ему рассказать, чтобы в дальнейшем он использовал свои знания в общении со сверстниками.

Я много и целенаправленно говорила в течении всего дня с детьми для этого использовала потешки для сна, кормления, умывания, одевания, игр, пргулки.   Все это вызывает положительный эмоциональный отклик у младших дошкольников, желание еще раз их слышать и запомнить и самим повторить их.                                                                                                  Дети подражают воспитателю, носителю речевой культуры и литературного языка – это важнейшее условие речевого развития детей. Чтобы создать у них значительный запас речевых образцов, воспитателю следует говорить  много, искренне и ярко, произносить фразы отчетливо, неторопливо, употреблять и многократно повторять новые  для ребенка слова и выражения.                                           Проводила работу с детьми по закреплению знаний и умений о профессиях в игровых центрах  « Парикмахерская », « Больница» , «Строитель » ,  « Продавец », « Повар »- ( называли предметы и как с ними действовать).                                                                                             Помогала детям вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками использовала                                                                               Дид игра    « Чудесный мешочек » -  ребенок ощупывает предмет, говорит из чего сделан.                                                                                 Дид.игра « Какая игрушка » - рассказ об игрушке.                                                  Дид.игра « Доскажи словечко » - я буду называть один предмет а ты много.                                                                                                                  Давала задания  например (принеси, найди, покажи  ) – эти задания позволяют выявить понимает ли ребенок, о чем идет речь. Формированию словаря в не занятий способствуют игры и упражнения:                                                                                                     1.Покажи кукле Кати запомнить ( посуду, одежду, мебель, ).                                                                                             2. Что изменилось? (Кукла Маша надела шапочку ).                                   3. Назови правильно ( Это большой гриб – а рядом грибочек).

А так же использовались словесные, пальчиковые, настольные игры. В подвижных играх и хороводных дети учатся проговаривать текст с движением.

 Работа по развитию речи, осуществляемой в течение дня, нет необходимости в специальных занятиях по формированию звуковой культуры речи.                                                         Ребенок с удовольствием повторяет за взрослыми те или иные слова.                                                                              Разговаривая с ребенком, я обязательно слежу за темпом речи. С этого возраста стараюсь учить детей пользоваться умеренным темпом речи. Смена темпа речи является неотъемлемой частью ее интонационной выразительности. Монотонная речь бедна, в то время как подвижные игры, игры в театр, хороводные игры в этих играх темп речи обогащает ее, делая ярче, красочнее.

Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проборматывают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.

В своей работе я выделила несколько основных факторов успешного овладения ребенка речью. Один из важных факторов – это общение старших детей с младшими. При доброжелательных отношениях в коллективе старшие дошкольники, подражая педагогу, обучают малышей по собственной инициативе.                                           Например:                                                                    1.Дети: «Смотри – это бегемот. А это крокодил плохой», - показывает Ангелина картинки маленькой Вике. Та закрывает крокодила ладошкой и что-то лепечет. «Не бойся, крокодил тебя не съест. Не дам!». Ангелина снимает руку малышки с картинки и решительно перелистывает страницу книги.

                                                                              2.Например: «Сережа, если тебе не трудно и ты сейчас свободен, проверь, пожалуйста, вместо меня, какие фрукты собрал Витя. Если он что-то напутал, помоги ему исправить ошибки». Спустя какое-то время я спрашиваю: «Как дела? Спасибо тебе, Сережа, за помощь!» (Хорошо говорящие дети дают образец речи плохо говорящим).

3.Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослыми детьми стихотворений, народных песенок и потешек.

Детям стараюсь ежедневно читать уже знакомые или новые произведения художественной литературы, а так же любые другие книжки, адресованные детям младшего дошкольного возраста. Которые сделают общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня более содержательным:

4.На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги шли подороге (то-о-о-п, то-о-о-п) и бегают маленькие ножки по дорожке (топ-топ-топ).                                                                                            5.Потешка «Ладушки, ладушки…» помогает мне завязать с малышами разговор о том, как они провели выходные или праздники, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.

6.Когда я наблюдаю за играющими детьми, беспокоясь говорю: «Ой, что-то я Олега не вижу, не слышу. Не украл ли его кто?» Дети начинают смеяться, говорят, что Олег здесь. «Подойди-ка ко мне, дружок» - обращаюсь к малышу. «Где же ты был?» Выслушав ответ, обращаюсь к нему и приговариваю:

Лисий хвостик

Бегал в гости.

Мосточком бежал,

Листочком дрожал.

Вернулся назад – и рад!

(Н. Пикулаева «Лисий хвостик»)

Я отпускаю ребенка от себя, дети подбегают, радуясь возможности снова послушать стихотворение.

7.В следующий раз беру куклу, баюкаю (вокруг меня собираются малыши), читаю стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.

Дети начинают петь песенку, используя не только выученные в группе, но и домашний репертуар.

Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах очень прекрасно сказываются на настроении, поведении развитии речи детей.                                                                        Так, например, распевая песенку «Петушок, петушок…»

Петь детям и с детьми желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения.  

Организация игр-сюрпризов, цель которых порадовать, удивить ребенка – это часть работы по созданию в группе развивающей речевой среды. Многие игры помогают на достаточно длительное время занять одних детей, пока я работаю по индивидуальной деятельности с детьми по закреплению пройденного материала на занятиях.

Использование самых разнообразных игровых заданий и упражнений, которые дети любого возраста готовы выполнять охотно и многократно.

Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, коротких рассказов ,(русские народные песенки «Тили-бом», «Заинька, приходи…», «Ладушки, ладушки…».

У каждого ребенка существуют свои особенности развития речи, свои недостатки. Дети еще очень замкнуты, общаются неохотно, к тому же не со всеми взрослыми. Многим трудно еще сопровождать свои действия словами,                                    например: рисовать и говорить о нарисованном.                Дети не всегда воспринимают рассказ без иллюстрации, без показа предметов. Поэтому для успешного развития детей я использую картинки, фланелеграф, а также магнитную доску и тематические наборы .

Это очень удобно и помогает как на занятиях, так и в повседневной жизни. При этом знакомые слова и действия как бы оживают, что способствует лучшему усвоению того или иного произведения. Ребенок может сам манипулировать героями.

8.Театрализованная игра  Велико значение театрализованной игры и для речевого развития . Дети с удовольствием играют  с фигурками настольного театра, проговаривая отрывки из знакомых сказок с помощью воспитателя.

 10.Дети в этом возрасте еще плохо ориентируются в ближайшем окружении (например: в сходных по виду предметах – стол, стул, диван, кровать). Для этого я делаю пособия «что я вижу», «принеси то, что я скажу», «чего не стало». При помощи таких пособий ребенок упражняется и в отличии предметов и.

Дети плохо узнают действия, поэтому обязательно использую всевозможные картинки, Что делает?   (мальчик вытирает лицо, девочка кушает, девочка одевается и т.п.). Ребенок ассоциирует все действия с собой, а затем приобретенные знания использует в общении со сверстниками.

Я стараюсь как можно больше детей спрашивать, дополнять ответы, подсказывать (на прогулке, во время экскурсии, во время игры).

Я считаю, что большое значение в развитии речи ребенка имеет сенсорное воспитание.                Ребенок черпает первые представления об окружающем его мире, материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет  сенсорным путем ,то есть язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок понял название, он должен видеть предмет, с которым оно связано.

Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, поэтому, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия.

Знакомясь с цветом, формой и величиной, для этого я делаю пособия, помогающие ребенку лучше ориентироваться, разбираться в предметах.        11.Так, например, игра «Какого цвета».                Я раздаю детям картинки с изображением различных предметов, фруктов, овощей              (зеленый – огурец, красный – флажок, красный – клубника, желтый – лимон и так далее).              Затем я показываю квадрат какого-либо цвета и дети, у которых есть предмет такого цвета, поднимают свои картинки. Так, мы и знакомимся с цветом и закрепляем названия предметов и обогащаем словарный запас детей.

Большая работа проводится с родителями. Семья – это источник воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он проносит через всю жизнь. Дети должны видеть, что в семье их поддерживают, уважают их увлечения, радуются успехам.

     Очень важно для полноценного развития ребёнка опыт, полученный в семье, пример его родителей. Если ребёнок видит, что мама искренне огорчается тому, что ребёнок неправильно произносит слова, не хочет повторить стихотворение, это, несомненно, произведёт на него неизгладимое впечатление. Поэтому мы стараемся донести до родителей информацию о том, как нужно правильно обращаться с ребёнком, как лучше выучить стихотворение, своим примером доказывать необходимость правильного произношения слов.

     Чтобы расширить кругозор, предлагаю родителям проводить выходные вместе с детьми с пользой для них. Почитать вместе книгу, посмотреть сказку, погулять, обращая внимание на всё, что даёт детям новые впечатления, знания.

     Родители всегда готовы помочь в нашей работе, что не может не повлиять на развитие наших воспитанников.

      Демонстрировали наглядный материал с помощью разных консультаций, проводили родительские собрания, анкетирование, приглашали родителей на праздники, индивидуальные рекомендации (сообщали об успехах ребёнка в речевой деятельности, какие потешки и песенки выучил), обучали родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной диагностики (с помощью моделей и схем, а также практического показа).

 

Наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. В настоящее время во всем мире внимание привлечено к дошкольному детству. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является периодом наиболее интенсивного физического и духовного развития человеческого индивида и от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.

                             

                                                                   

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет: Организация и проведение работы с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Цель педсовета - расширить знания педагогов и привлечь внимание к  работе с детьми по художественно – эстетическому развитию....

Методические рекомендации по организации интерактивных форм работы с родителями по речевому развитию детей.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования особую актуальность приобретают интерактивные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс развития и по...

Новые подходы к организации коррекционно- развивающей работы с детьми по речевому развитию в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (Сообщение на ПДС в ДОУ по ZOOM)

Практика показывает, что при систематической работе с ребенком нарушение его речи можно исправить. Поэтому поиски эффективных приёмов и методов коррекции речи не утратили своей актуальности. В своей р...

Консультация для родителей" Особенности работы с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста"

laquo;Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группахраннего возраста»...

Организация и проведение организованной образовательной деятельности по речевому развитию

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте расширя...