Картотека игр на обогащение словаря
картотека по развитию речи (старшая группа)

Матвеева Виктория Валериевна

Картотека игр направлена на развитие активного словаря прилагательных, на согласование имен прилагательных с именами существительных, на классификацию предметов по определённому признаку (величина, цвет, форма), на развитие быстроты мышления у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_na_obogoshchenie_slovarya.docx30.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №4 "ВЕСНЯНКА"

Картотека игр на обогащение

Активного словаря.

Подготовила: В.В.Чертенко

  1. «У кого какая мама»

Цель: формировать у детей умение образовывать существительные, обозначающие самок животных, дифференцировать суффиксы.

Ход: Воспитатель называет детеныша, а дети называют его маму, самку (у зайчонка — зайчиха, и др.).

Словарный материал: волчица, крольчиха, корова, ежиха, утка, медведица.

Варианты для подготовительной к школе группы: львица, олениха, свинья, гусыня, тигрица.

  1. «Назвать животных парами»

Оборудование: Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок).
Ход: Детям мы предлагали загадку: Хвост пушистою дугой, вам знаком зверек такой? Острозубый, темноглазый, по деревьям может лазать, строит он свой дом в дупле, чтоб зимою жить в тепле.

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

- А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья - поросенок).

3.  «Угадай кто?»

Цель: формировать у детей умение  правильно употреблять глаголы настоящего времени.

Ход: Педагог произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю». Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает». И т. д.

4. «Что ты любишь?»

Цель: учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом «с».

Оборудование: Предметные картинки.

Ход: Сообщаем детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте».

«Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»;

«Я люблю пирог с черникой, а вы?»

«Я люблю играть с мячом, ну а вы?»

Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом» и т. д.

5.«Наоборот»

Цель: упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Ход: Педагог говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд

-Сыграть в игру «Наоборот».

-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).

-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).

-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).

-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!

-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).

-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

- Игровое упражнение «Закончи фразу».

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Педагог называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил педагог, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон ….

-Луна видна ночью, а солнце ….

-Огонь горячий, а лёд ….

-Река широкая, а ручей ….

-Камень тяжёлый, а пух ….

Обыграть это можно следующим образом: педагог говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.   Давайте ему поможем.

  1.  «Есть - нет»

Цель: Закрепить умение детей использовать в речи имена существительные в родительном падеже.
Ход: Вы говорите, что у вас есть, и бросаете ребенку мяч; ребенок ловит мяч, говорит, чего у него нет, и возвращает мяч вам.

У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

У меня есть стакан. – А у меня нет стакана.

У меня есть кубик. – А у меня нет кубика.

У меня есть мяч. - А у меня нет мяча.

У меня есть обруч. - А у меня нет обруча.

У меня есть кукла. - А у меня нет куклы.

У меня есть кофта. - А у меня нет кофты.

У меня есть лента. - А у меня нет ленты.

У меня есть ведро. - А у меня нет ведра.

У меня есть кольцо. - А у меня нет кольца.

У меня есть колесо. - А у меня нет колеса.

У меня есть полено. - А у меня нет полена.

У меня есть ложка. - А у меня нет ложки.

У меня есть яблоко. - А у меня нет яблока.

У меня есть книга. - А у меня нет книги.

Добивайтесь от ребенка правильного образования имен существительных. Если ребенок допустил ошибку, исправьте ее, и бросьте мяч, еще раз назвав предложение с этим существительным. Хвалите ребенка за правильные ответы.

Подбери прилагательные к существительному

Мы продолжаем работу по обогащению речи ребенка именами прилагательными.

Предложите ребенку подобрать к каждому существительному по два прилагательных так, чтобы одно обозначало цвет, другое – материал.

ДОМ – красный кирпичный.

ШАРФ – белый шерстяной.

СТОЛ – коричневый деревянный.

КУВШИН – желтый глиняный.

МЯЧ – разноцветный резиновый.

СТАКАН – белый стеклянный.

МЕДВЕЖОНОК – коричневый плюшевый.

ВЕДРО – зеленое пластмассовое.

БЛЮДЦЕ – белое фарфоровое.

ПАЛЬТО – синее драповое

БЛУЗКА – красная шелковая.

ЧАШКА – синяя фарфоровая.

ПОЛКА – коричневая деревянная.

МАШИНА – черная металлическая.

ШУБА – белая меховая.

ВАЗА – голубая стеклянная.

КОЛГОТКИ – желтые шерстяные.

НОСКИ – оранжевые шерстяные.

САПОГИ – черные кожаные.

Следите, чтобы ребенок четко произносил окончания прилагательных. 

  1. «Подбери картинки»

Цель: Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход: Воспитатель читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;

- Высокий, тонкий, пятнистый (жираф)

- Лохматый, косолапый … (медведь)

- Голодный, серый, злой … (волк)

- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

- Хищный, сильный, полосатый (тигр)

- Серый, колючий … (еж)

- Яркое, теплое … (солнце)

В этой игре мы не только закрепляли усвоение прилагательных, но и отгадывали загадки, а также развивали мыслительные процессы. 

  1. «Где Ёжик?»

Цель: формировать у детей умение употреблять предлоги с пространственным значением.

Ход: Педагог с плюшевым ежиком подходит к каждому ребенку и здоровается с ним. Далее детям предлагается внимательно выслушать вопрос ежика и ответить на него наиболее полно. - Даша, где сейчас сидит ежик? - Красивый ежик сидит на парте. - Алеша, куда ежик спрятался? - Любимый ежик спрятался под стол. - Сережа, откуда ежик спрыгнул? - Веселый ежик спрыгнул со стола.

  1.  «Закончи предложение»

Цель:  формировать у детей умение составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход: Логопед показывает детям две картинки с изображением фруктов и овощей и начинали предложение, а дети должны закончить и повторить целиком.

Лимон кислый, а арбуз (сладкий).

Дыня сладкая, а редька … (горькая).

Рыба соленая, а сахар … (сладкий).

Виноград сладкий, а лук … (горький)

Перец горький, а мед … (сладкий) и т. д. 

  1. «Какой предмет?»

Цель: Развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.

Ход: Педагог показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по- очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.

  1. «Лето»

Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогами.

Ход: Таня и Оля гуляли на лугу. Они собирали цветы, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

Вопросы к детям:

- Что делали девочки на лугу?

- Куда побежали Таня и Оля?

Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту, сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):

- Таня одевается. - Оля раздевается.

- Таня обувается. - Оля разувается.

- Таня завязывает. - Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

- Оля купается, и я купаюсь.

- Оля одевается, и я одеваюсь.

- Оля умывается, и я умываюсь.

Воспитатель просит детей сказать правильно:

- Дети пошли купаться (куда) на речку.

- Дети купаются (где) в речке.

- Дети переплывают (что) речку.

- Лодки плывут (где) по реке.

  1. «Домик»

Цель:  формировать у детей умение правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.

Оборудование: Стульчики по количеству играющих детей.

Ход: Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Педагог по очереди задает вопросы.

Вопрос. Кто сидит у окна?

Ответ. Я сижу около окна.

Вопрос. Где твой домик?

Ответ. Мой домик у двери. И т. д.

Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

Подобную игру мы повторяли несколько раз, каждый раз, меняя «домики» так, чтобы для указания местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.

  1. «Игра с Петрушкой»

Цель: формировать у детей умение пользоваться в речи предлогами «на, в».

Оборудование: Петрушка.

Ход: Педагог сообщает детям: «К нам сегодня в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Педагог прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка в шкафу. Петрушка на полке» и т. д.

  1. «Кто у кого»

Цель: Соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ход: Ребенок рассматривает рисунки — животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду, кошка и котенок лакают молоко (вариант — играют клубочком, собака и щенок грызут кость (вариант — лают, корова и теленок щиплют траву (вариант — мычат, лошадь и жеребенок жуют сено (вариант — скачут, утка и утенок плавают (крякают).

— Назови животных и их детенышей.

— Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь, какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок?

  1. «Поймай-скажи»

Цель: формировать у детей умение формировать у детей умение правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование: Мяч.

Ход: Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное.

1 вариант.

Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.

Образец:

Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк – воет; собака – лает; тигр – рычит.

2 вариант.

Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец:

Врач – лечит; художник – рисует; повар – варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.

3 вариант.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец:

Сережа – катает; Люба – играет; Дима – прыгает.

  1. «Назови какие»

Цель: Формирование навыков образования относительных прилагательных.

Ход: Педагог предлагает сапоги из резины — резиновые сапоги; шапка из шерсти — шерстяная; перчатки из кожи — кожаные.

  1. «Скажи по-другому»

Цель: Упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Ход: Воспитатель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).

-Чистая вода (прозрачная вода).

-Чистая посуда (вымытая посуда).

-Самолёт сел (приземлился).

-Солнце село (зашло).

-Река бежит (течёт, струится).

-Мальчик бежит (мчится, несётся).

-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).

очень маленький (малюсенький).

  1. «Самолёт»

Цель: Закрепить употребление в речи предлога «над».

Ход: а) Педагог: послушайте стишок и скажите, над чем полетят ребята на самолёте?

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Над чем полетят ребята? (Над лесами.) Давайте попробуем выучить этот стишок.

б) Педагог (показывает детям самолет): Ой, вот и к нам залетел бумажный

самолётик. Посмотрите над чем он летит? (Над столом, над доской, над полом и т. д.)

  1. «Что бывает?»

Цель: Развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Ход: К слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

-Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

-красное – платье, яблоко, знамя, …

  1. «Зайчик и дождь»

Цель: Закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.

Оборудование: Настольный или магнитный театр.

Ход: Сидит зайчик на поляне, греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце). Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.

Вопросы к детям:

- Где сидел зайчик?

- Почему зайчик спрятался под кустом?

Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на обогащение и активизацию словаря.

Какртотека игр направленных на обогащение и активизацию словаря, формирование грамматического строя речи....

Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей по лексической теме "Мебель"

Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по лексической теме "Мебель" в форме таблицы....

Картотека игр для обогащения словаря

Игры для активизации словаря у дошкольников...

Картотека дидактических игр и упражнения по обогащению словаря старших дошкольников

laquo;Кто чем занимается?» «Никогда мы не забудем,Что умеют делать люди».Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкост...

Методическая разработка воспитателя Бахиревой Ольги Олеговны на тему: Картотека дидактических игр по обогащению словаря детей дошкольного возраста в разных возрастных группах ДОО по теме "Мебель".

Расширение представлений о  мебели, ее видах, особенностях и назначении.Формирование умения согласовывать части речи,составлять предложения....

Картотека игр на обогащение словаря

Картотека игр на обогащение словаря...