Презентация опыта работы "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи"
презентация по развитию речи
В представленной презентации опыта работы рассматривается вопрос влияния развития пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста. Представлены формы работы по развитию мелкой моторики, группы пальчиковых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_palchikovye_igry.pptx | 2.46 МБ |
prezentatsiya_palchikovye_igry.pptx | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский Рука – это инструмент всех инструментов. Аристотель Рука – это головной мозг, вышедший наружу. И.Кант Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. В.М.Бехтерев Удивительная работа по освоению речи происходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Мы можем помочь ей, развивая мелкую моторику рук. В.М.Бехтерев
ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ, ОТ НИХ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ УВЕРЕННОСТИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ В ДВИЖЕНИЯХ ДЕТСКОЙ РУКИ, ТЕМ ЯРЧЕ ТВОРЧЕСКАЯ СТИХИЯ ДЕТСКОГО РАЗУМА, ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ РУКЕ, ТЕМ РЕБЕНОК УМНЕЕ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речи.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные : — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); — игры с пальчиками с речевым сопровождением ; — пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения ; — графические упражнения : штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда ; — предметная деятельность : игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём ; — игры: мозаика, конструкторы , шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек ; — кукольные театры: пальчиковый , варежковый , перчаточный, театр теней; — игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек »
Нетрадиционные: — самомассаж кистей и пальцев рук с шишкой, карандашами, массажными щётками ; — игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно- бытовой.
Примеры детского пальчикового массажа - расположите ладонь малыша у себя на ладони, после чего погладьте каждый его пальчик; большим и указательным пальцами своей руки совершите круговые массирующие движения каждого пальчика ребенка ; - согните и разогните пальчики малыша (все пальцы вместе или каждый пальчик по отдельности); точечно нажмите указательным пальцем своей руки на верхнюю фалангу (подушечку) каждого пальца малыша; - нанесите последовательные легкие удары по кончикам полусогнутых пальцев малыша . Проводя гимнастику и пальчиковый массаж, вы также можете использовать набор для Су Джок терапии, в который входят очень эффективные массажёры - шарик-ёжик и колечки-пружинки, позволяющие проработать каждый пальчик ребенка, тем самым воздействуя на речевые зоны .
Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики: 1 . нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной ; 2 . каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями; 3 . пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка. Одним из самых распространённых видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры: - Р азвивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи; - Развивают фантазию, творческое воображение; - Помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела; - Способны улучшить произношение многих звуков; - Синхронизируют работу полушарий мозга; - Помогают подготовить руку к письму, развивают координацию; - Развивают внимание и способность сосредотачиваться ;
Важным фактором для развития речи является то , что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами . Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли . Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения .
Дети до 2-х лет: • знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину; • с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик). Дети 2 - 3 лет: • выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик); • составляют простые фигуры из пальчиков одной руки; • составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); • выполняют игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). Дети 3-5 лет: • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой поочерёдно; • сжимают и разжимают пальцы обеих рук поочерёдно и одновременно; • составляют фигуру обеими руками, совмещая пальцы. Дети 5-7 лет: • рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур; • составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш); • совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой руки, и обеих рук одновременно. Особенности работы с пальчиковыми играми с учетом возраста детей:
Группы пальчиковых игр: 1. Игры-манипуляции. 2. Сюжетные пальчиковые упражнения 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. 6. Театр в руке.
ОТРАЖЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ МИРА В ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ песочная терапия крупотерапия игры с прищепками складывание пазлов игры со шнуровками упражнения с шариками и колечками Су-джок игры и упражнения с природным материалом игры и упражнения с конструктором
Игры с пальчиковым театром развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Пальчиковому театру дидакты придают большое значение
Пальчиковый театр позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев. Театрализованные постановки требуют участия обеих рук, что даёт возможность развивать зрительно-пространственный гнозис , ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Участие в спектаклях пальчикового театра помогает подготовить руку ребёнка к письму.
Участие в театрализованных постановках: • стимулирует развитие мелкой моторики; • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; • развивает пространственное восприятие; • тренирует память, мышление и внимание; • формирует и расширяет словарный запас, активизирует речевые функции; • совершенствует творческие способности, воображение и артистические умения; • знакомит с элементарными математическими понятиями.
Участие в спектаклях пальчикового театра помогает подготовить руку ребёнка к письму.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев. В.А.Сухомлинский Рука – это инструмент всех инструментов. Аристотель Рука – это головной мозг, вышедший наружу. И.Кант Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. В.М.Бехтерев Удивительная работа по освоению речи происходит втайне от нас, в лабораториях мозга. Мы можем помочь ей, развивая мелкую моторику рук. В.М.Бехтерев
ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ, ОТ НИХ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ УВЕРЕННОСТИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ В ДВИЖЕНИЯХ ДЕТСКОЙ РУКИ, ТЕМ ЯРЧЕ ТВОРЧЕСКАЯ СТИХИЯ ДЕТСКОГО РАЗУМА, ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ РУКЕ, ТЕМ РЕБЕНОК УМНЕЕ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие многих зон головного мозга, и в большей степени речи.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными. Традиционные : — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); — игры с пальчиками с речевым сопровождением ; — пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения ; — графические упражнения : штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда ; — предметная деятельность : игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём ; — игры: мозаика, конструкторы , шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек ; — кукольные театры: пальчиковый , варежковый , перчаточный, театр теней; — игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек »
Нетрадиционные: — самомассаж кистей и пальцев рук с шишкой, карандашами, массажными щётками ; — игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно- бытовой.
Примеры детского пальчикового массажа - расположите ладонь малыша у себя на ладони, после чего погладьте каждый его пальчик; большим и указательным пальцами своей руки совершите круговые массирующие движения каждого пальчика ребенка ; - согните и разогните пальчики малыша (все пальцы вместе или каждый пальчик по отдельности); точечно нажмите указательным пальцем своей руки на верхнюю фалангу (подушечку) каждого пальца малыша; - нанесите последовательные легкие удары по кончикам полусогнутых пальцев малыша . Проводя гимнастику и пальчиковый массаж, вы также можете использовать набор для Су Джок терапии, в который входят очень эффективные массажёры - шарик-ёжик и колечки-пружинки, позволяющие проработать каждый пальчик ребенка, тем самым воздействуя на речевые зоны .
Правила, которые необходимо соблюдать в процессе выполнения пальчиковой гимнастики: 1 . нагрузка на левую и правую руки ребенка должна быть равномерной ; 2 . каждое игровое задание и упражнение должно заканчиваться расслабляющими движениями; 3 . пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, поэтому должна быть использована ежедневно.
Рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребёнка. Одним из самых распространённых видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Пальчиковые игры: - Р азвивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи; - Развивают фантазию, творческое воображение; - Помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела; - Способны улучшить произношение многих звуков; - Синхронизируют работу полушарий мозга; - Помогают подготовить руку к письму, развивают координацию; - Развивают внимание и способность сосредотачиваться ;
Важным фактором для развития речи является то , что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами . Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли . Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения .
Дети до 2-х лет: • знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину; • с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик). Дети 2 - 3 лет: • выполняют энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик); • составляют простые фигуры из пальчиков одной руки; • составляют простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик); • выполняют игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка). Дети 3-5 лет: • выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой поочерёдно; • сжимают и разжимают пальцы обеих рук поочерёдно и одновременно; • составляют фигуру обеими руками, совмещая пальцы. Дети 5-7 лет: • рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур; • составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш); • совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой руки, и обеих рук одновременно. Особенности работы с пальчиковыми играми с учетом возраста детей:
Группы пальчиковых игр: 1. Игры-манипуляции. 2. Сюжетные пальчиковые упражнения 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. 4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. 6. Театр в руке.
ОТРАЖЕНИЕ МНОГООБРАЗИЯ МИРА В ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГРАХ песочная терапия крупотерапия игры с прищепками складывание пазлов игры со шнуровками упражнения с шариками и колечками Су-джок игры и упражнения с природным материалом игры и упражнения с конструктором
Игры с пальчиковым театром развивают у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора. Пальчиковому театру дидакты придают большое значение
Пальчиковый театр позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев. Театрализованные постановки требуют участия обеих рук, что даёт возможность развивать зрительно-пространственный гнозис , ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Участие в спектаклях пальчикового театра помогает подготовить руку ребёнка к письму.
Участие в театрализованных постановках: • стимулирует развитие мелкой моторики; • знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; • развивает пространственное восприятие; • тренирует память, мышление и внимание; • формирует и расширяет словарный запас, активизирует речевые функции; • совершенствует творческие способности, воображение и артистические умения; • знакомит с элементарными математическими понятиями.
Участие в спектаклях пальчикового театра помогает подготовить руку ребёнка к письму.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...
Презентация "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста"
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннег...
Статья: « Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста»
Пальчиковые игры - это один из способов развития детей. В этой статье я расскажу о том, чем полезны игры, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах....
Презентация к опыту работы "Оригами как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников
Опыт работы был представлен на научно-практической конференции г.Тында, 2018г...
Проект: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младшего дошкольника"
quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" ...
Консультация для родителей "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи ребенка"
Пальчиковые игры — это замечательный способ развития мелкой моторики, координации и внимания у малышей. Они также способствуют развитию речи и памяти, а также укрепляют эмоциональную связь между...