Презентация "Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста"
презентация по развитию речи на тему
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ ДЕТЕЙ – НА КОНЧИКАХ ИХ ПАЛЬЦЕВ, ОТ НИХ, ОБРАЗНО ГОВОРЯ, ИДУТ ТОНЧАЙШИЕ РУЧЕЙКИ, КОТОРЫЕ ПИТАЮТ ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ЧЕМ БОЛЬШЕ УВЕРЕННОСТИ И ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТИ В ДВИЖЕНИЯХ ДЕТСКОЙ РУКИ, ТЕМ ЯРЧЕ ТВОРЧЕСКАЯ СТИХИЯ ДЕТСКОГО РАЗУМА, ЧЕМ БОЛЬШЕ МАСТЕРСТВА В ДЕТСКОЙ РУКЕ, ТЕМ РЕБЕНОК УМНЕЕ В. А. СУХОМЛИНСКИЙ
АКТУАЛЬНОСТЬ: - Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; -Имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в упражнениях, пальчиковых играх. ЗАДАЧИ: «ПОЗНАНИЕ» - Поддерживать и развивать интерес к обследованию предметов и действиями с ними; - Р азвивать тактильную память, способствовать запоминанию ощущения от прикосновения к предметам ; - Р азвивать умение различать правую и левую руку. « КОММУНИКАЦИЯ» - Формировать умение общаться со взрослыми и со сверстниками ; - формировать умение правильно произносить звуки ; - Развивать умение слушать речь, понимать содержание и соотносить слова с действиями пальцев ; - Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия предметов. «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» - Формировать умение принимать игровую задачу ; - Содействовать развитию игровой деятельности ; - Выполнять действия в определённой последовательности . « ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» - Формировать умение договаривать строки стихотворения ; - Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных тексто «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» - Развивать продуктивную деятельность детей – аппликация, лепка, рисование «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» - Развивать мелкую моторику, координацию движения руки ; - Формировать умение согласовывать движения с речью; - Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.
Важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание дошкольников и легко запоминаются. Для детей раннего возраста большое значение имеет выразительная мимика и речь взрослого. Пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными . Традиционные: — самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание); — игры с пальчиками с речевым сопровождением; — пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; — графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; — предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём; — игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек; — кукольные театры: пальчиковый, варежковый , перчаточный, театр теней; — игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек». Нетрадиционные : — самомассаж кистей и пальцев рук с шишкой, карандашами, массажными щётками; — игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.
САМОМАССАЖ
СОБИРАЕМ БУСЫ
НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ
РАБОТА С ПЛАСТЕЛИНОМ
СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ ПРИЩЕПКИ
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. «Пальчиковые игры»-это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «в верх», «вниз». Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
. ЭТАПЫ РАЗУЧИВАНИЯ ИГР: Взрослый сначала показывает игру малышу сам. Взрослый показывает игру манипулируя пальцами и ручкой ребенка. Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. Ребенок выполняет движения одновременно, взрослый проговаривает текст. Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР: Не проводить игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони. Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки. Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнять движения вместе. Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др. Используйте максимально выразительную мимику. Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. Выбрав 2-3 игры, постепенно заменяйте их новыми. Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение : 1.Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. "Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", 2.Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). "Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. 3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой . Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г. 4.Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. 5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру)."Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук . " Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. 6. Театр в руке . Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение . "Бабачка " — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев")."Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики рук, я решила провести работу в этом ...
Презентация на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста"
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи....
"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Широко известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи у ребенка раннего возраста. Считается, что словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной ...
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»
Презентация на тему: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...
Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста
Цель работы:- Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений...
Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»
Консультация для родителей "«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей раннего возраста»...
Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей раннего возраста»
Мастер-класс для родителей ДОУ. Тема: «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста»...