КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Путешествие в весенний лес» в старшей группе для детей с нарушениями речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе с использованием различных приемов развития мелкой моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе с использованием различных приемов развития мелкой моторики.
Задачи:
- закреплять с детьми характерные признаки весны; продолжать упражнять в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи, знакомить детей литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами и загадками);
- развивать разговорную, связную речь детей, внимание, память;
- корригировать общую координацию движений и мелкую моторику рук! эмоциональную сферу детей, развивая воображения и творческие способности;
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь к родной природе, доброжелательное! друг к другу, умение коллективно работать.
Методы и приемы:
Словесный: выразительное чтение стихотворения,
прослушивание аудиозаписи, загадывание загадки;
Практический: работа со счетными палочками,
дидактическая игра «Угадай звуки леса», дидактическое упражнение «Определите на ощупь», подвижная игра «Лесная поляна»;
Наглядный: пальчиковая гимнастика «Сорока», игровое упражнение «Клубок»,
упражнение на развитие мелкой моторики «Солнышко», упражнение на развитие мелкой моторики «Половодье», работа с панно «Весенний лес», игрушка - бибабо «Лесовичок».
Предварительная работа:
- беседы с детьми о весне;
- разучивание пальчиковых, речевых игр и упражнений;
- отгадывание загадок;
- разучивание стихотворения Ю. Андрианова «Мой друг скворец»;
- создание игровых ситуаций и упражнений на развитие воображения детей;
- рисунки детей весенней тематики;
- работа по созданию панно «Весенний лес».
Материалы и оборудование: письмо; цветные клубочки; фонограмма (звуки леса, пеш птиц); ширмы; панно «Весенний лес»; прищепки; счетные палочки; игрушка - биба( «Лесовичок», тазик с водой; ведерки; губки; салфетки; веточки; три мешочка.
Активизаиия словаря: весенний, таинственный, сказочный, волшебный, чудесный,
дремучий, скворечник, земляничное варенье.
Место проведения: музыкальный зал.
Ход занятия
В-ль: - Ребята, сегодня утром я увидела, как к окну подлетела сорока, постучала в окно и так радостно и звонко затрещала. Мне стало очень интересно, что она хочет сообщить? Я подошла к окну и увидела это письмо. А вам интересно узнать, что там?
Дети: Да.
В-ль: Давайте прочитаем, что- же там написано. Может кто-то из вас желает прочитать?
Читают письмо.
Собирайтесь скорее
В необычный поход.
Ждут вас тайны лесные,
Вдаль тропинка зовет.
В-ль: Очень интересно! Ребята, вы хотите отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!
Дети : Да!
В-ль: Прежде чем отправиться, давайте в благодарность для сороки покажем пальчиковую игру.
Пальчиковая гимнастика «Сорока»
В-ль: В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка. Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
В-ль: Кто сможет описать свой путь по сказочной тропинке? Что чувствовали? Не забудьте, нужно рассказать так, чтобы все поверили: вы действительно шли по лесу.
Дети делятся впечатлениями
В-ль: - Вот мы с вами и в лесу!
В-ль: В какой лес мы с вами пришли?
Дети: - Весенний, красивый, таинственный, сказочный, чудесный, дремучий, волшебный.
В-ль: - Какое время года здесь изображено.
На мольберте вывешены иллюстрации о весне.
Дети: - Весна!
В-ль: - Почему вы так решили? Я вижу, что здесь в лесу лежит снег. Поэтому я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?
Дети доказывают, что на иллюстрациях изображена весна, называют весенние признаки.
В-ль: Вот теперь я действительно вижу везде улыбку весны. А что дарит весне улыбку? (Солнце)
А давайте, чтобы солнце грело нас еще больше, мы все с вами добавим ему лучиков.
Дети добавляют лучи-прищепки к заготовке из картона.
Звучит звукозапись «голоса птиц».
В-ль: - Слышите, как красиво запели птицы в весеннем лесу? Как вы думаете, какая птица открывает весну?
Ответы детей.
В-ль: Правильно, грач. А вы знаете, что грача называют доктором земли?
Дети: Да.
В-ль: За что их так называют?
Дети: Потому что грачи едят вредных насекомых.
В-ль: Правильно. А сейчас послушайте загадку еще про одного весеннего певца.
На шесте - дворец,
Во дворе - певец,
А зовут его (Скворец)
Как называется домик у скворца?
Дети: Скворечник.
В-ль: Кто строит скворечник - люди или птицы?
Дети: Люди.
В-ль: Давайте, и мы с вами построим уютные домики для скворцов. Согласны?
Дети выкладывают скворечники из счетных палочек на столе.
В-ль: Ребята, а кто-нибудь из вас знает стихотворение про скворца?
Дети: Да.
Ребенок читает стихотворение.
В-ль: - Молодцы, ребята! А сейчас я приглашаю вас на солнечную поляну отдохнуть.
Физминутка.
Мы к лесной полянке вышли Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки
Через ветви и пенечки, (ходьба с высоко поднятыми ногами)
К речки быстрой мы спустились, (шагают на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед)
Раз, два, три, четыре
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Вдруг мы видим из куста
Выпал птенчик из гнезда (присели)
Тихо птенчика берем
И назад его кладем (выпрямиться, потянуться) /
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисицу обхитрим
На носочках побежим, (бег на носочках)
Снова мы идем по лесу (шагаем)
А вокруг так интересно (потягивание, руки в стороны)
Отдохнуть пора дружок:
Мы присядем на пенек.
Дети садятся
В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
За ширмой воспитатель с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы: надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, включает мелодию «голоса птиц», стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, птицы поют, слышна капель, дятел по дереву стучит.
В-ль: - Молодцы! Вы все правильно отгадали.
За ширмой появляется кукла - Лесовичок.
Лесовичок: - Вы зачем пришли? Ветки ломать, мусор бросать, костер разжигать?
В-ль: - Нет, что ты, Лесовичок! Мы пришли весенним лесом любоваться!
Лесовичок: - Да, а вы добрые ребята?
Дети: - Да!
Лесовичок: - Тогда помогите мне, пожалуйста! Нынче в лесу столько много воды стало, ну прямо половодье целое! У бедных мышат норку затопило, прятаться им от лисы негде. Как им помочь? Ума не приложу! Может быть, вы знаете как?
В-ль: Дети, как мы можем помочь маленьким мышатам?
Ответы детей.
В небольшом и неглубоком тазу на горке камушек сидят мышата. Таз наполнен наполовину водой. Дети губкой выкачивают воду из тазика каждый в свое ведерко.
Лесовичок: Ай, да молодцы, ребята! Вы действительно не только добрые, но и находчивые. Вот вам за помощь три волшебных мешочка.
Дети: Спасибо.
Лесовичок: Ну, прощайте, ребята! Мне по своим делам пора!
В-ль: Ребята, вам хочется узнать, что находится в волшебных мешочках?
Дети: Да.
В-ль: Чтобы узнать, что там лежит вам необходимо определить на ощупь. Согласны?
Дети: Да.
Дети на ощупь отгадывают, что лежит в мешках.
В-ль: - В первом мешочке - листья малины, смородины. Если заварить их вместо чая, нет лучшего лекарства от простуды. В другом мешочке - земля. В эту землю мы посадим семена и вырастим рассаду для нашего участка. Ну а содержимое третьего подарка мы с вами определим на вкус. Закройте глаза, я угощу вас. Какое оно на вкус? Кислое? Горькое? Твердое?
Дети: - Сладкое! Мягкое! Это варенье!
В-ль: А какое это варенье?
Дети: Из лесных ягод. Земляничное.
В-ль: - Молодцы! Теперь пора отправиться назад в детский сад.
Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи»
Данная работа направлена на развитие речи дошкольников и закрепление пройденного материала....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «День Победы» в старшей группе для детей с нарушениями речи
Данный конспект будет полезен для педагогов дошкольных учреждений...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное)по образовательной области: «Речевое развитие» на тему:«Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности(интегрированное)по образовательной области:«Речевое развитие»на тему:«Путешествие в страну Красивой речи»в старшей г...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения "Путешествие в страну Знаний"
laquo;Путешествие в Страну Знаний» Цель: формирование предпосылок учебной деятельности Задачи:Продолжать учить детей разгадывать ребусы;Закреплять умения детей задавать вопросы , сужающие ...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Зимующие птицы» в старшей группе для детей с нарушениями речи
Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, роли человека в жизни зимующих птиц....
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей группе ДОУ.
Конспект непосредственно образовательной деятельности (интегрированное) по образовательной области: «Речевое развитие» на тему: «Путешествие в страну Красивой речи» в старшей г...