Конспект занятия по развитию речи "Доброта спасет мир" для подготовительной группы
план-конспект занятия по развитию речи
Конспект занятия по развитию речи "Доброта спасет мир" для подготовительной группы. Добро - в детских сердцах)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razv_rechi_tolerantnost.docx | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД
по развитию речи для воспитанников подготовительной группы
«Доброта спасёт мир».
Программное содержание:
- уточнение, расширение и активизация словаря по теме «толерантность»;
- знакомство детей с многообразием народов России;
- упражнение в формировании распространенных, сложноподчиненных предложений;
- упражнение в образовании существительных в родительном падеже единственного числа;
- упражнение в соотнесении прилагательных и существительных в единственном и множественном числе;
- повторение и закрепление лексической темы «Животные крайнего севера»;
- развитие творческих способностей, эмоциональной сферы, умения пользоваться мимикой и жестами;
- развитие внимания и скорости реакции;
- формирование культуры межличностных отношений между детьми;
Оборудование: эмблема дня толерантности, ИКТ (проектор), презентация, выставка предметов быта русского народа: одежда, чугуны, кувшины, изделия народных промыслов и т.д.)
Ход:
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, что я сегодня нашла на пороге детского сада (показывает эмблему дня толерантности). Написано «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Вы знаете, что это такое? (Ответ детей – нет).
Предлагаю вам разобраться в том, что же это за слово такое. Согласны? (Ответ детей – да).
Для начала давайте поприветствуем друг друга.
Я прошу встать девочек. Посмотрите, какие у нас замечательные красивые девочки, поприветствуем их (похлопаем в ладоши)
А теперь встаньте, пожалуйста, мальчики. Посмотрите, какие сильные, мужественные у нас мальчики, поприветствуем мальчиков.
А сейчас прошу подняться ребят, у кого тёмные волосы, а теперь - у кого светлые.
Ребята, а чем вы еще отличаетесь друг от друга (есть высокие и низкие, стройные и полные, с длинными прическами и короткими и др.)
На нашей планете Земля огромное количество стран. (Слайд № 1 карта) Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. (Слайд № 2, люди разных национальностей). У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Нужно с добром к людям в дом приходить.
Дружбу, любовь в своем сердце хранить!
И чтоб люди всегда помнили об этих словах, совершали хорошие поступки, во многих странах мира даже отмечают такой праздник – Международный день Толерантности. (Слайд № 3, эмблема дня толерантности)
А почему так назвали праздник? Хотите узнать? Когда то, давным-давно во Франции жил князь Талейран. Был он очень талантлив во многом, но ценили его за умение учитывать настроение окружающих, за уважительное отношение ко всем без исключения, за умение всегда найти выход из любой ситуации. Отсюда и происхождение слова толерантность. Оно означает терпимость, сочувствие, понимание, милосердие, сострадание, уважение, дружба.
Ребята, а в какой стране мы с вами живем? (Ответ детей)
Верно, мы с вами живем в прекрасной, красивой стране, где есть высокие горы и глубокие реки, (Слайд № 4, пейзаж России) бескрайние поля и берёзовые рощи. (Слайд № 5, березовая роща). А берёзка является одним из символов нашей страны.
В нашей стране проживает много народов разных национальностей (Слайд 6, карта России с представителями национальностей)
Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Российская семья»
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
Посмотрите, люди разных национальностей внешне очень разные. Чем они отличаются? (Ответы детей). Но, ребята, все люди испытывают одинаковые чувства
Игра «Незаконченные предложения»:
Давайте же вспомним, какие ситуации вызывают у нас следующие чувства: Мне грустно, когда…
Мне весело, когда…
Я обижаюсь, когда…
Я радуюсь, когда…
Я плачу, когда…
Я смеюсь, когда…
Я счастлив, когда…
Чтобы нам жилось легко, хорошо, надо чаще говорить добрые слова. А вы знаете их? (Да). Сейчас проверим.
Словесная игра «Недостающее словечко»
Растает даже ледяная глыба от слова теплого "СПАСИБО".
Зазеленеет старый пень, когда услышит "ДОБРЫЙ ДЕНЬ".
Ребенок вежливый и развитый говорит, встречаясь "ЗДРАВСТВУЙТЕ".
Когда вас бранят за шалости, нужно сказать: "ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА".
И во Франции, и в Дании на прощанье говорят: "ДО СВИДАНИЯ"
Молодцы, ребята! Добрые слова знаете, не забывайте употреблять их в речи.
Раз уж мы с вами увидели, насколько разнообразны народы России (обращает внимание детей на изображение на проекторе), предлагаю вам послушать про некоторые из них поподробнее. Интересно? (Ответ детей).
Слайд 7. Изображение мужчины и женщины в русских народных костюмах.
Русские: национальный язык – русский. Национальный костюм у женщин – сарафан, кокошник, сапоги. Национальный костюм у мужчин – льняная рубаха-косоворотка, штаны, сапоги, на голове картуз. В старину эти костюмы были повседневными, сейчас их надевают на праздники. Национальные блюда - каша, блины, пирожки, щи, пельмени.
Слайд 8. Изображение накрытого стола с русскими блюдами.
Словесная игра «Чего не стало?»
Ребята, представьте, что вы съели сегодня на обед все блюда и ответьте на вопрос: «Чего не стало?»
Съели блины – не стало чего? – блинов. Съели кашу – не стало чего? Съели пирожки – не стало чего? Съели щи – не стало чего? Съели пельмени – не стало чего?
Народные ремесла: Хохломская роспись, дымковская роспись, гжель, жостовская роспись, русская матрешка.
Главные народные праздники: Рождество Христово, Масленица и Пасха.
Ребята, расскажите, какой из этих праздников у вас любимый? Почему? (Выслушать ответы; когда кто-нибудь из детей вспомнит про Масленицу и хороводы, предложить и сейчас завести веселый хоровод).
Физминутка: р.н. хоровод «Прощай, зима!» (с лентами)
Слайд 9. Изображение мужчины и женщины в татарских народных костюмах.
А это, ребята, еще один прекрасный народ, живущий на территории России – татарский народ.
Национальный язык – татарский. Но, кроме того, все люди, проживающие в России, знают русский язык. Русский язык является государственным на территории России, на нем издаются законы нашей страны, на русском языке обучают детей в школах и институтах.
Национальный костюм у женщин - калфак – головной убор, камзол – мужская и женская одежда без рукавов приталенная, кулмэк – женская и мужская платье-рубаха, ичиги – лёгкие сапоги, сшитые из мягкой кожи.
Национальный костюм у мужчин – тюбетейка – головной убор, шаровары, кулмэк – женская и мужская платье-рубаха, камзол – мужская и женская одежда без рукавов приталенная.
Национальные блюда – перемячи (пироги с мясом), чак-чак (изделия из теста с медом), костыбый (лепешка с начинкой в виде каши).
Татарские народные ремесла: производство узорной обуви из кусочков разноцветной кожи, сшитых вручную; ювелирное ремесло, украшения из золота, серебра, меди; резьба по дереву.
Народные праздники: Сабантуй – праздник в честь окончания полевых работ; Курбан Байрам – праздник приношения даров; Ураза Байрам – праздник окончания священного поста «Ураза» (у русских такой праздник называется «Пасха»)
Динамическая пауза: игра «Мы не скажем, а покажем»
Ребята, давайте представим себе, что внезапно вы стали людьми разных национальностей. Кто-то стал татарином, кто-то чукчей, кто-то осетином, кто-то калмыком. И вам нужно объяснить друг другу важную информацию, чем вы сейчас занимаетесь, но слов друг друга вы не понимаете. Как быть? (Ответ детей: жестами, мимикой).
Одни дети показывают загаданное действие, другие угадывают (4-6 человек).
Ну что, ребята, получилось ли у вас понять друг друга? (Ответ детей).
Еще один народ, о котором я хотела бы сегодня рассказать, чукчи.
Слайд 11. Изображение чукчей на фоне яранги.
Чукотка – суровый северный край, где очень холодно. Своё пропитание чукчи добывают рыбалкой и охотой на тюленей, разведением оленей, из шкур которых сшита их одежда. Мужчины и женщины надевают по два одинаковых комплекта одежды: верхний и нижний. Дома они ходят в одном, а на улицу надевают оба. Одежда чукчей сшита таким образом, что теплый мех находится и внутри и снаружи.
Быт чукчей очень своеобразный. Живут они в ярангах (большой шатер, покрытый шкурами оленей). Традиционный транспорт чукчей – нарты (сани) с упряжкой оленей или собак.
Олень – очень важное для чукотского народа животное. А каких еще животных Севера вы знаете? Ответы детей: белый медведь, полярный волк, полярный заяц, морж, нерпа, песец, полярная сова, полярная чайка.
Игра «Один-много»
Воспитатель называет животное в единственном числе, дети – во множественном: белый медведь – белые медведи, полярный волк – полярные волки и т.д.
Национальные блюда – строганина (нарезанная и замороженная рыба или мясо), мактак (замороженные кожа и сало китов).
Чукотские народные ремесла – выделка меха, обработка кости, вышивка оленьим волосом.
Чукотские праздники – Килвей – праздник рождения оленят. Беренгия – гонки на собачьих упряжках.
Ребята, вам интересно было узнать, как живут разные народы нашей страны? О каких народах вы сегодня узнали интересные факты? (Ответы детей). Верно, кроме русских, татар и чукчей, в нашей многонациональной стране живут калмыки, осетины, буряты, чуваши, мордва, удмурты, марийцы, адыгейцы и многие другие. Мы с вами обязательно продолжим знакомиться с ними.
Вернуть слайд № 3 (эмблема дня толерантности)
Важно помнить, что объединяет все эти народы – все мы люди, хотим жить в мире и уважении.
Хотели б вы, чтоб вас уважали и понимали?
Хотели бы вы, чтоб к вам относились с теплотой и добром?
Хотели бы вы, чтоб вас обижали?
Давайте вспомним, как называется человек, который с уважением и дружелюбием относится к другим людям. Ответ детей – толерантный человек.
Назовите, пожалуйста, какими качествами обладает толерантный человек. Ответ детей.
А вот мы сейчас и проверим, обладаете ли вы качествами толерантного человека. Я буду говорить высказывания, если оно о вас – то громко и дружно хлопайте, а если не про вас – замрите неподвижно как статуя.
«Игра с подвохом»
Кто из вас, проснувшись, бодро «С добрым утром!» кажет твердо?
Ко из вас обидел просто вдруг того, кто ниже ростом?
Кто из вас всегда не прочь другу лучшему помочь?
Кто так невнимателен был, что поздороваться забыл?
Кто в автобусе тесном старшим уступает место?
Кто из вас молчит как рыба вместо слова «спасибо»?
Кто быть вежливым желает и малышей не обижает?
В конце воспитатель привлекает внимание желающих детей к выставке предметов быта русского народа. Просит детей уточнить, как они думают, какому народу принадлежат эти предметы и одежда. По желанию ребят рассказывает подробнее о каждом предмете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"
Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...
Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: "Зима"
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в подборе однокоренных слов; упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Составление картины «Зимние забавы» и рассказа по ней.
В конспекте представлены методы и приемы работы над развитием связной речи у детей с ОНР....
Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа
На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе по теме: « Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ Тема: «ЗИМА»
обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы...