« Особенности речевого развития детей дошкольников 4-5 лет»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В работе изучается специфика речевого развития детей 4-5 лет и реализация образовательной области "Речевое развитие" воспитателем группы среднего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechvoe_4-5.docx | 58.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1.Специфика речевого развития детей 4-5 лет…………………………......5
2.Реализация образовательной области "Речевое развитие" воспитателем группы среднего возраста……………………………………………………………………….9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...19
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...20
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению особенности речевого развития среднего дошкольного возраста.
Актуальность исследования. Согласно ФГОС дошкольного образования обучение родному языку заключается не только в формировании конкретных знаний, умений и навыков, а в развитии личности ребенка, его мышления, языковой интуиции и способностей, направленных на овладение культурой речевого общения и поведения. Также следует обратить внимание на тот факт, что возрастной период 4-5 лет характеризуется активным развитием разных сторон речи: фонетической, грамматической и лексической.
Значимость изучения данной темы определяется несколькими аспектами: необходимостью социализации ребенка, развитию его личности; специальной подготовкой педагога к осуществлению функций развития речи и при необходимости ее коррекции у детей 4-5 лет.
Актуальность исследования определяется тем фактором, что средний дошкольный возраст - это период активного, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Основной целью данной работы является: изучение особенностей речевого развития дошкольников 4-5 лет.
Исследование выбранной темы проводилось на основе работ таких авторов, как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин, Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС. и др. Такие исследователи, как А.Н. Гвоздев, М.Е. Хватцев, М.М. Алексеев указывают на необходимость развития осознания детьми фонетической стороны речи. Д.Б. Эльконин писал, что «предметом деятельности ребёнка при обучении его чтению является не буква, а звуки языка». Л.Н. Толстой на начальных этапах обучения грамоте предлагал не названия букв, а названия звуков и проводил эту работу на слух, без предварительного заучивания названий букв.
1.СПЕЦИФИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Основным отличием человека от животного мира, которое отражает закономерности психического, физиологического и социального развития, является возможность овладения человеком речью. В свою очередь, речь – это процесс общения людей между собой с помощью языка. Таким образом, чтобы уметь говорить и понимать слова, следует знать язык и уметь им пользоваться. Речь является основой познавательной деятельности человека и самостоятельным познавательным процессом, средством общения
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.
Дошкольный этап формирования речи ребенка характеризуется продолжением стремительного увеличения словарного запаса. Так, активный словарь дошкольника 4-5 лет достигает 3 тысяч слов. Значение слов уточняется. Хотя дети указанного возраста еще часто неправильно понимают или применяют отдельные слова. Но в то же время ребенок накапливает опыт речевого общения, благодаря чему формируется так называемое «чувство языка». Такой автор, как Горелов И. Н. называет такое явление «словотворчеством». Еще К. Д. Ушинский называл такое явление, как «чувство языка». Так, педагог утверждал, что именно такая способность позволяет ребенку правильно выделять ударение в слове, сочетать слова в предложениях.
Параллельно происходит развитие грамматического строя речи, усложняется структура предложений. Так, согласно утверждению Гвоздева А. Н., дошкольники способны активно пользоваться в речи не только простыми предложениями, но и сложными. Самой распространенной формой высказывания в этом возрасте является простое распространенное предложение. В 5 лет дети уже способны применять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Именно в этом возрасте большинство детей учатся высказываться в виде короткого рассказа.
Дети 4-5 лет чаще используют в речи прилагательные, обозначая ими признаки и качества предметов. Появляются притяжательные прилагательные, например, заячья избушка или лисий хвост. Дети способны применять в речи местоимения, наречия и сложные предлоги, а также обобщающие слова.
От четырёх до пяти лет словарный запас малыша увеличивается с двух с половиной до трёх тысяч слов. Такое богатство лексикона даёт ему возможность точно называть предметы и их качества (сильный, весёлый, крепкий, тонкий, высокий, длинный, маленький). Дети со способностью к словотворчеству активно придумывают собственные слова.
На этом этапе формирования речи у многих детей еще отмечается нарушения звукопроизношения. При логопедическом диагностировании дошкольников 4-5 лет, выявляются дефекты произношения шипящих, свистящих и сонорных звуков. Но дети указанного возраста постепенно учатся контролировать звукопроизношение и даже иногда самостоятельно определяют и исправляют ошибки. Таким образом, можно утверждать, что формируется фонематическое восприятие.
Кроме того, в дошкольный период формируется контекстная речь, то есть обобщенная и лишенная наглядной опоры: сначала ребенок учится пересказывать известные ему сказки, позже дошкольник способен описать какое-либо событие из личного опыта, а затем и поделиться впечатлениями и переживаниями.
Когда ребенок 4-5 лет развивается нормально, то в словаре появляется всё больше прилагательных, так как теперь в речи на первом плане уточнение качеств и признаков предметов. Цвет предмета теперь не только зеленый и желтый, он может быть более редким: розовым, сиреневым, тёмным и светлым, голубым и оранжевым.
Речь детей 4-5 лет отличается разнообразием, она становится содержательнее. Повышается устойчивость внимания к речи окружающих людей. Дошкольник указанного возраста способен выслушать собеседника.
Речевой слух ребенка 4-5 лет дает возможность дошкольнику различать изменения громкости и интонации голоса в речи окружающих. Кроме того, дети указанного возраста способны сами передавать различные интонации речи, подражая героям сказок.
Речь ребенка 4-5 лет характеризуется ситуативной окраской рассказа, в результате чего окружающим бывает сложно понять содержание рассказа, наполненного эмоциональными всплесками и несвязным «перепрыгиванием» с одного слова на другое.
Еще один характерный признак дошкольного периода формирования речи – это длинный выдох во время произнесения звука. Именно поэтому дети 4-5 лет часто «тянут» гласные звуки.
В этом возрасте дети уже в состоянии построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз. Предложения могут быть не только простыми, но и сложными. (Мы оденем шапку, потому что холодно. Мне купили мороженое, а сестре конфету).
Бурное развитие речи, желание высказаться, резкий скачок в количестве освоенных слов приводит к тому, что в речи нередко встречаются ошибки: нарушается структура предложений; встречается неправильное согласование по родам и числам (два книжка, желтой носка); неправильно изменяются глаголы (мы хочем, они смеятся).
Несмотря на встречающиеся недостатки, в большинстве случаев дети правильно оформляют свои высказывания, начинают овладевать монологической речью. Не сразу, с помощью взрослого, дети осваивают пересказ короткого текста, прочитанного рассказа или сказки. Четырёхлетние ребята фиксируют ошибки в речи сверстников, но почти не замечают собственных недочётов.
В речи четырёхлетнего ребёнка становится больше предлогов, они становятся сложней (из-за, из-под). Увеличивается количество личных местоимений. Изредка можно услышать и собирательные существительные, которые он теперь употребляет к месту (овощи, фрукты, посуда, мебель).
Ребёнок растёт, крепнут и становятся более координированными мышцы губ и языка. Дети правильно произносят большинство многосложных слов, не переставляя местами слоги, правильно ставят ударение, их речь приближена к литературным нормам родного языка. Дети уже могут узнавать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук.
В четыре года многие малыши освоили произношение всех звуков, они произносят их чисто и чётко. Недостатки артикуляции, встречающиеся в этом возрасте, считаются возрастной нормой и могут с течением времени исчезнуть без коррекции и специальных занятий:
На пятом году жизни дети уже могут говорить быстрее и медленнее, произносить слова тише и громче, учитывать особенности в речи других людей. Малыши придают своим высказываниям индивидуальный эмоциональный окрас, пользуются интонацией для выразительности своих сообщений. Это позволяет им пересказывать материал более творчески, с авторским подходом.
Основное качество детской речи на этом возрастном этапе – её связность и последовательность изложения мыслей.
Можно сделать вывод, что у детей 4-5 лет при определенном подходе к занятиям отмечаются уверенные успехи в умственном и речевом развитии. Заметно улучшается словарный запас. Ребенок может построить правильное грамматически высказывание. Многие дети к этому возрасту освоили произношение почти всех звуков, они произносят их четко и чисто, но не исключается и тот факт, что есть дети, у которых есть проблемы в звукопроизношении шипящих и свистящих. Большую роль в развитии речи оказывает семья. Поэтому надо быть внимательным к речи ребенка и помогать ему правильно развивать ее. При обнаружении проблем, нужно обратиться к специалисту.
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ" ВОСПИТАТЕЛЕМ ГРУППЫ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА
Одна из основных задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения - является развитие речи детей.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию и к построению своей личности, своего мира через диалог с другими личностями.
Поэтому важно каждому педагогу выстроить работу по реализации ОО «Речевое развитие» с учётом ФГОС так, чтобы осуществлялась цель и решались задачи речевого развития
Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС выделена отдельная образовательная область «Речевое развитие».
Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, с помощью языковых средств.
Речь не возникает из самой природы ребёнка, а формируется в процессе его существования в социальной среде, и, соответственно, зависит от уровня культурно-языковой среды. Она является средством развития речи в широком смысле: подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Являясь средством развития речи, обучение в процессе организованно – образовательной деятельности предъявляет к педагогу личные требования: его речь, обращённая к ребёнку должна быть грамотной, чёткой, понятной–то есть доступной возрастному уровню, содержательной и одновременно точной, логичной, лексически, фонетически, грамматически правильной. Образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная, но не чрезмерная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам – вот критерии, на которые должен ориентироваться педагог, пользуясь речью во взаимодействии с ребёнком. И, естественно, совершенно недопустимо употребление ненормативной лексики.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
•Овладение речью как средством общения и культуры;
•Обогащение активного словаря;
•Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
•Развитие речевого творчества;
•Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
•Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
•Формирование звуковой аналитика - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зима», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.
Основные направления работы по развитию речи детей в ДОО:
Развивающая речевая среда детей среднего возраста. Необходимо удовлетворять потребность детей в получении и аналитике информации об явлениях, предметах, необычных событиях.
Необходимо иметь наборы фотографий, открыток карточек (животные и их детеныши, овощи и фрукты, птицы, морские обитатели, транспортные средства, спорт, растения, деревья и грибы), иллюстрированные книги, предметы, позволяющие детальнее рассмотреть знакомый объект( увеличительное стекло), узнать о некоторых свойствах предметов (магнит) и т.п.
Помогать детям коммуницировать со своими сверстниками.
Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказать суждение.
Рассказать детям об интересных фактах и событиях; шутить и рассказывать захватывающие истории.
Учить понятно для окружающих объяснять свой мысль; подсказывать, как порадовать родителей, поздравить с праздником, как спокойно высказать свои негативные мысли, извиниться, например, за свою агрессивность и т.п.
«Угадай и говори»
Игровой материал: Картинки с изображением предметов в окружающей обстановке. Вещи должны быть с одной стороны знакомыми, но чтобы узнавание требовало некоторых усилий: цветы (одуванчик, роза, колокольчик), мебель (стол, шкаф, кресло), посуда (тарелка, кастрюля, нож) и т.д. Картинок можно сделать около 10-15 штук.
“Я покажу тебе картинку, а ты будешь говорить, как она называется. Сначала внимательно посмотри, что нарисовано на картинке, если знаешь, пока не говори. Жди, пока я скажу: «Раз, два, три – что это?” Правильно говоришь – картинка тебе в подарок. Выигрывает то, у кого больше всего будет картинок”.
Формирование словаря детей среднего возраста. На основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного окружения, пополнять и активизировать словарь детей.
Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей и деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов ( мнется, бьется, ломается, крошится).
Употреблять наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.
Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия, однотипные действия( бежит, мчится).
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия) там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова – антонимы ( чистый – грязный).
Учить употреблять существительные с обобщающими значениями: мебель, овощи, ягоды, животные.
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Оборудование. Мяч.
Содержание.
Дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово - «неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру придумывая свои слова.
Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).
Звуковая культура речи детей среднего возраста. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р ,л) звуков. Продолжать развивать артикуляционный аппарат.
Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Приведём пример: Комплекс артикуляционной для детей средней группы ДОУ
Сказка про язычок
Жил-был язычок (показали — спрятали язычок).
Жил язычок в домике (показали зубы, губы в улыбке), вокруг домика стоит крепкий забор с воротами (губы «трубочкой»).
Рано утром язычок проснулся, потянулся, выглянул из домика.
Посмотрел он направо, налево, вверх, вниз (двигать язычком вправо, влево, вверх, вниз).
Понравилось язычку погода, побежал он вокруг домика (провести язычком по губам).
Набегался, стал прыгать (цокать).
А теперь пошлёпаем язычок губами (язык на нижней губе, шлёпать губами: пя-пя-пя).
«Сдуй ватку с ладошки»
Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.
«Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Смыкать и размыкать губы.
«Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Широко открывать и закрывать рот.
«Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Растянуть губы в стороны, не показывая зубов (удерживать до 10).
«Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
«Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Чередовать до 10 раз.
«Кто дальше загонит мяч»
(выработка плавной, непрерывной струи, идущей по середине языка)
Цель: развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.
«Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
«Иголочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
«Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
«Поймаем мышку»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Губы в улыбке, приоткрыть рот, произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик).
«Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
«Расческа»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).
«Паровозик свистит»
Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.
Описание: Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.
Пузырек засвистит.
«Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
«Маляр»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.
«Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Надуть щёки, сдуть щёки.
«Крестик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).
«Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
«Блинчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
«Лошадка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Лошадка идет и скачет. Цокать кончиком языка. (8-10 раз).
Лошадка остановилась. Произносить: Пррр…пррр…,вибрируя губами (5 раз).
«Барабанщик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами – "дэ-дэ-дэ..."
«Парашютик»
Цель: развитие целенаправленного выдоха, артикуляционной моторики.
Описание: На кончик носа положить ватку, широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
«Качели»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот открыть. Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз (10 раз).
«Поиграем на губах»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-б.
«Непослушный язычок» (расслабление мышц языка)
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Описание: Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя», «пя-пя-пя»… (10 раз).
«Почистим за нижними зубами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.
«Веселая змейка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание: Рот открыт. Кончик языка то высунуть вперед, то спрятать (8-10 раз).
«Котенок лакает молоко».
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
Грамматический строй речи детей среднего возраста, предоставлять детям возможность для активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (купайся, не пУгай меня) меня), подсказывать общепринятый образец слова.
Детям трудно согласовывать слова в предложении, нужно помогать им в этом. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (котята – котят), правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа (яблок, вилок). Употреблять формы повелительного наклонения некоторых глаголов (лежать, надевать, бежать, хотеть).
Правильно употреблять в речи несклоняемые существительные (пальто, , кофе, какао).
Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
«Кто больше назовёт действий?»
Цель: упражнять в подборе глаголов, соответствующих весенним явлениям природы.
• Что можно сказать о снеге? Снег что делает? (Идёт, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит)
• Что можно сказать о дожде? Дождь что делает? (Идёт, моросит, льёт, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше)
• Что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печёт, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает)
• Что делает солнце весной? (Светит, освещает землю, согревает, греет, радует, блестит)
• Что делает трава весной? (Всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет, ковром покрывает землю)
• Что делают птицы весной? (Прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнёзда, селятся в скворечниках, выводят птенцов)
• Что делают почки весной? (Наливаются, набухают, лопаются, развёртываются в зелёные листья, растут, раскрываются)
• Что можно делать с цветами? (Сажать, поливать, смотреть на них, любоваться, дарить, нюхать, срезать их, ставить в вазу)
Разноцветный сундучок
Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.
Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.
Ход.
Педагог:
Я картинки положила
В разноцветный сундучок.
Ну-ка, Ира, загляни-ка,
Вынь картинку, назови.
Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.
«Из чего сделано?»
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».
педагог: -Дети:
Рукавички из меха -меховые
Таз из меди -медный
Ваза из хрусталя -хрустальная
Рукавички из шерсти –шерстяные
Связная речь детей среднего возраста. Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки детей выявить, правильно ли они ответили на заданный вопрос.
Упражнять детей (с опорой на наглядность) в творческом выполнении предложенного задания.
Помогать детям повторять образец описания картины; предмета, отличающегося особыми приметами: воспитатель подсказывает ребенку начальную фразу плана описания, а ребенок конкретизирует ее (Наша матрешка очень красивая, она нарядная Матрешка – веселая игрушка).
Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Игра: «Веселый Старичок - Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Педагог:
Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
Старичок-Лесовичок:
Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух!
Бу-бу-бу да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Педагог:
Раз, увидел паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся:
Старичок-Лесовичок:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хода гуль-гуль-гуль!
Го-го-го да буль-буль-буль.'
Педагог:
А увидел стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился:
Старичок-Лесовичок:
Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
Го-ro-ro да бах-бах-бах!
Ой, ребята, не могу!
Ой, ребята, ах-ах-ах!
(Д.Хармс) Игра проводится несколько раз.
Приведём пример: Обучение детей рассказу по картинке.
В средней группе становится возможным обучение детей рассказу по картине, т.к. в этом возрасте совершенствуется речь, возрастает мыслительная активность.
Методика обучения рассказу по картине детей 4-леток:
1. подготовка к эмоциональному восприятию картины (стихи, поговорки, загадки по теме, присутствие сказочных персонажей, все виды театров и др.)
2. рассматривание картины в целом;
3. вопросы к картине воспитателя;
4. образец рассказа по картине воспитателя;
5. рассказы детей.
Воспитатель помогает детям рассказывать опорными вопросами, подсказывает слова, словосочетания.
В конце года, если дети научились рассказу по картине по образцу и по вопросам, вводится план рассказа.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно решают определенные задачи речевого развития детей.
Без специальных обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое развитие детей. Обучение на занятиях позволяет выполнить задачи всех разделов программы. Нет ни одного раздела программы, где не существовала потребность в организации всей группы. Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности.
На занятиях, помимо воздействия воспитателя на речь детей, происходит взаимовлияние речи детей друг на друга.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не происходит задержки речевого развития, если ребенок получает яркие, новые впечатления и созданы условия, в которых у него появляется желание говорить и вступать в речевое общение. Развитие речи – один из самых главных критериев развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем интенсивнее происходит его психическое развитие.
Речевое развитие детей 4-5 лет обладает характерными особенностями, которые важно учитывать при планировании и организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Кроме того, актуальные аспекты речевого развития в ДОУ и целевые ориентиры ФГОС определяют направление коммуникативной деятельности дошкольников, содержание работы наполняется педагогом в соответствии с учетом разных факторов: возрастных психологических особенностей развития детей 4-5 лет, педагогических задач, возможности реализации тех или иных методов и приемов в работе и многое другое.
Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми и сверстниками. Овладение речью позволяет ребенку воспринимать явления, более осознано.
Поэтому важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. -- М.: Мозаика-Синтез, 2000. -- 272 с.
Выготский Л.С.Мышление и речь-Собр.соч в 6 Т-М:”Педагогика”,1983-Т.2-[340с.]
- «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), исп. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336
- Ушакова О.С Развитие речи детей 4-7лет // Дошкольное воспитание-1995-№ 1.[59-66 с.]
- Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи / Под ред. В.В. Гербовой. - М.: Просвещение, 2000.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
«Составление описательного рассказа по лексической теме "Зимняя одежда"»
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Интеграция областей:социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Вид деятельности детей: коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная
Цель: учить составлять описательный рассказ о зимней одежде
Программное содержание: учить давать описания зимней одежды; учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие "одежда"; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе; учить выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук; развивать интерес к речевой деятельности; психические процессы: память, мышление, внимание; воспитывать культуру поведения, дружелюбие, уважение друг к другу.
Предварительная работа: беседы о предметах одежды, игры «Одень куклу на прогулку»
Материалы и оборудования: кукла Наташа; зимняя кукольная одежда; картинки - жук, ежик, медвежонок.
Планируемый результат: дети составляют описательный рассказ о предметах зимней одежды
Структура занятия
1 Вводная часть Загадывание загадки и беседа о зиме
2 Основная часть
1. Появление куклы Наташи. Беседа о зимней одежде.
2. Описательные рассказы об одежде
3. Физкультминутка "Пойдем гулять"
4. Загадывание загадок. Произношение звука Ж.
5. Игра "Закончите
предложения"
3 Заключительная часть Итог
Длительность занятия 20 минут
Ход занятия
Вводная часть. Загадывание загадки и беседа о зиме
Воспитатель загадывает детям загадку.
- Ребята, послушайте загадку и скажите о каком времени года говорится?
Загадка:
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (зимой)
- Почему вы думаете, что это зима?
Конечно, во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла зима.
- Кто из вас любит зиму? Почему? (потому что можно лепить снежную бабу, снеговика, Деда Мороза, Снегурочку, можно кататься на санках, коньках, лыжах)
- Зимой на улице тепло или холодно? (холодно)
- А как люди одеваются зимой? (тепло)
Основная часть. Появление куклы Наташи. Беседа о зимней одежде.
- Ребята, наша кукла Наташа собирается на улицу. (Показывает.) Что ей надеть, чтобы не замерзнуть? (дети отвечают)
Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает, что это, и следит, чтобы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в том числе и функциональные.
- Какое это пальто? (зимнее, теплое)
- Какого цвета?
- Что есть у пальто? (воротник, карманы, рукава, пуговицы)
- Зачем нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть)
- Про что мы скажем - пушистый, меховой, мягкий? (про воротничок) Зимнее, теплое. пальто. Желтая вязаная. шапочка. Теплые, шерстяные черные. рейтузы. Рейтузы, свитер, шуба, шапка, шарф, варежки - это одежда, зимняя одежда.
- Какая зимняя одежда есть у вас?
Описательные рассказы об одежде (отвечают 2-3 ребенка)
Физкультминутка"Пойдем гулять"
- Сейчас мы с вами поиграем и как будто пойдем гулять. Наденем рейтузы, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы.
(Дети имитируют одевание)
Раз, два, три, четыре, пять -
Собираемся гулять.
(Шагают на месте)
Завязала Катенька
Шарфик полосатенький.
(Показывают, как завязывают шарф)
Наденем на ножки
Валенки, сапожки.
(Имитируют движения)
И пойдём скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
(Шагают на месте)
Воспитатель:
- Пошли гулять! Покажите свои ладошки. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки, какие легкие, белые снежинки падают на ладошки! Давайте их сдуем!
- А сейчас, давайте представим, что мы с вами легкие снежинки.
"Снежинки"
Закружились, завертелись белые снежинки.
(Покружиться на месте)
Вверх взлетели белой стаей лёгкие пушинки.
(Подняться на носочки, руки - вверху)
- Холодно зимой на улице?
- Тогда вернемся в группу.
Дети возвращаются на свои места.
- Вам понравилась наша прогулка?
- Сейчас будем отгадывать загадки. Кто это?
Загадывание загадок. Произношение звука Ж.
У него серьёзный вид,
Он усат и деловит:
Вместе с солнышком встаёт,
Из цветка росинки пьёт,
Дом и деток защищает,
А когда куда летает -
Издаёт жужжащий звук
Луговой крылатый. (Жук)
- Как жук жужжит? (дети отвечают)
- Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как? (дети показывают)
- А большие жужжат громко. Покажите как?
- Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают)
- А эта загадка о ком?
Шубка - иголки.
Свернётся он - колкий.
Рукой не возьмёшь.
Кто это? (Ёж)
- Какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, еловые, медицинские)
- Чем похожи все иголки? (они острые, тонкие, колючие)
- Какой иглой мы шьем и вышиваем? (швейной)
- Что шьют швейной иглой? (одежду)
- Что делают медицинской иглой? (укол)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки,
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
- Где живет еж?
- Можно ли ежа погладить рукой?
Игра "Закончите предложения"
- Ты ежа не трогай лучше,
Потому что он. (колючий).
- Лиса потрогала ежа и. (укололась).
- У папы - ежа иголки длинные и толстые, а у ежат. (короткие и тонкие).
- Иглы на елке еловые, а на сосне. (сосновые). Отвечай поскорей, какие из них длинней? (дети отвечают)
- Кто детеныш у ежа?
- Есть в слове ежонок звук [ж]?
А вот еще одна загадка:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
- Кто детеныши у медведя?
- Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове? (дети отвечают)
А в слове медведь есть звук [ж]? (дети отвечают)
- Теперь вспомните слова, в которых есть звук [ж], и скажите их мне тихонько (дети отвечают)
Вы правильно назвали слова со звуком [ж]: ж-жук, медвеж-ж- жонок, еж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.
Заключительная часть. Итог.
Воспитатель подводит итог, хвалит детей за их речевую активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....
Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО
Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.Речь - это ведущее средство общения, сопровождает все виды деятельности ребенка....
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...
«Особенности речевого развития в дошкольной педагогике. Направления речевой работы с детьми»
Семинар-практикум...
Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития.
Особенности речевого развития у детей с задержкой психического развития. Современный этап развития образования характеризуется усилением внимания к актуальнейшей проблеме предупреждения и преодол...
«Особенности речевого развития в дошкольной педагогике. Направления речевой работы с детьми».
Консультация для воспитателей....