Развитие речи детей по средствам Сказкотерапии
консультация по развитию речи

Родина Юлия Юрьевна

Пишем свою сказку.

Чем хороша сказкотерапия: малыш может подключиться к работе практически на любом ее этапе, а также в процессе работы Вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, а еще и развиваете активную  речь, мышление и воображение ребенка.

При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:

·         Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.

·         Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров.

·         Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.

 

Состав любой сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Для более простого написания сказки можно использовать готовый алгоритм.

слова-маркеры

- жила-была...(представление героев);

- и вот однажды...(описание проблемы);

- из-за этого...(почему это проблема);

- и тогда... (решение);

- теперь... (как изменилась жизнь);

- стали они жить-поживать (мораль).

 

            Для того чтобы написать собственную сказку нужно знать принципы ее построения.

1.    Создаём образ главного героя.

Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления, да, собственно, всё что угодно, ведь это ваш волшебный мир. Отталкиваться нужно оттого, что нравиться вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции, важно чтобы главный герой был «созвучен» ребенку, и возможно чем-то был на него похож (но не обязательно во всем), отражал его некоторые черты характера, и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать. Выдуманное имя также может отражать характер персонажа. Например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым).

·         Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.

Исходить нужно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформированные в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, т.е. что же на самом деле вызывает нежелательное поведение?

Дети постарше даже могут сформулировать это самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя так, а не иначе? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает наш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.

·         Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.

Образы друзей и помощников – это олицетворение потенциальных способностей главного героя. Например, в случае неправильного поведения главного героя, друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.  А враги и препятствия – это страхи и неверие в самого себя.

·         . Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.

Они нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможный репертуар действия в сложных ситуациях, т.е. показать: можно справиться так, а вот смотри, есть и еще такой способ.

В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий  могут решаться разными путями, например:

·         Прямая агрессия: сразить дракона мечем, т.е. решить проблему с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Другой вариант -  использование хитрости, умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы. (Пример с Котом в сапогах, победившим Людоеда).

·         Использование волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов-талисманов, внушение чувства защищенности и уверенности);

·         Совет мудреца. Например, главный герой получает совет крайне уважаемого персонажа в волшебной стране и следует ему.

·         А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.

Получены новые знания, опыт правильного поведения, но он еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей ещё необходимы подбадривание, похвала, которые придают уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.

·         Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.

Наконец-то герой становиться уверенным, что делает все правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает, он справился со всеми сложностями и стал другим.

·         Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам герояПолучение новых возможностей благодаря победе над собой.

·          

·         Вопросы к сказке. Их также можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает ребенку обратную связь, т.е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие и что они при этом чувствуют.

О чем эта сказка, чему она нас учит?

Почему герой поступает именно так?

Чего он хотел на самом деле?

Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой?

 

 

 

 

 Замечательные приемы, которые помогут Вам творчески подойти к написанию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.

·         Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю используя эти слова.

·         Ввести уже в известную ребенку сказку комического персонажа или придумать продолжение.

·         Игра - наоборот. Несоответствие характера образу, например как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ….»

·         Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.

·         Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, бумага, ветер и что же произошло дальше?

·         Необычный герой – предмет, который оживает, или существо, которое вообще не существует в природе и придумано Вами.

Сказка, где Ваш ребенок является главным действующим персонажем. Здесь важно, чтобы он выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми сложностями на пути (даже если в жизни он неуверенный, робкий, застенчивый

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи детей по средствам Сказкотерапии 


Пишем свою сказку.

Чем хороша сказкотерапия: малыш может подключиться к работе практически на любом ее этапе, а также в процессе работы Вы убиваете сразу «двух зайцев»: не только корректируете поведение, а еще и развиваете активную  речь, мышление и воображение ребенка.

При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:

  • Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.
  • Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка. Например, девочке необходимы сказки, где к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне и все заканчивается свадьбой. Мальчику, для того чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории про богатырей или рыцарей, но никак не про роботов или монстров.
  • Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.

Состав любой сказки:

1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).

2. Основная часть.

3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Для более простого написания сказки можно использовать готовый алгоритм.

слова-маркеры

- жила-была...(представление героев);

- и вот однажды...(описание проблемы);

- из-за этого...(почему это проблема);

- и тогда... (решение);

- теперь... (как изменилась жизнь);

- стали они жить-поживать (мораль).

            Для того чтобы написать собственную сказку нужно знать принципы ее построения.

  1. Создаём образ главного героя.

Главным героем сказки может быть очень большой спектр персонажей: это и обычные предметы, животные, просто люди, волшебники, природные явления, да, собственно, всё что угодно, ведь это ваш волшебный мир. Отталкиваться нужно оттого, что нравиться вашему ребенку, что вызывает у него положительные эмоции, важно чтобы главный герой был «созвучен» ребенку, и возможно чем-то был на него похож (но не обязательно во всем), отражал его некоторые черты характера, и включал те особенности поведения, которые вы хотели бы проработать. Выдуманное имя также может отражать характер персонажа. Например, такое забавное имя для застенчивого дракончика – Заёлочкин (отражает его постоянное желание спрятаться, стать невидимым).

  • Помещаем своего героя в конфликтную или проблемную ситуацию.

Исходить нужно из реальных конфликтных ситуаций, с которыми вы сталкиваетесь, общаясь с ребенком, но трансформированные в художественную метафору. Для этого нужно разобраться, в чем причина конфликта, т.е. что же на самом деле вызывает нежелательное поведение?

Дети постарше даже могут сформулировать это самостоятельно. Попробуйте спросить, почему главный герой ведет себя так, а не иначе? Определив все это, можно формировать конфликтную ситуацию, в которую попадает наш герой. Сначала он привычным (неправильным) способом реагирует на происходящее. Нужно описать также те негативные последствия, к которым приводит такое поведение.

  • Создаем образы друзей и помощников, а также врагов или препятствий на пути к цели.

Образы друзей и помощников – это олицетворение потенциальных способностей главного героя. Например, в случае неправильного поведения главного героя, друзья или помощники могут демонстрировать конструктивную модель поведения.  А враги и препятствия – это страхи и неверие в самого себя.

  • . Обучающие ситуации, где герой впервые побеждает благодаря помощи.

Они нужны, чтобы закрепить правильный способ реагирования, а также расширить возможный репертуар действия в сложных ситуациях, т.е. показать: можно справиться так, а вот смотри, есть и еще такой способ.

В метафорической форме некоторые сложности в преодолении препятствий  могут решаться разными путями, например:

  • Прямая агрессия: сразить дракона мечем, т.е. решить проблему с помощью силы (часто используется при работе с неуверенностью, неспособностью дать отпор обидчикам в реальной жизни). Другой вариант -  использование хитрости, умение посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку, ведь иногда смекалка и ум бывают сильнее физической силы. (Пример с Котом в сапогах, победившим Людоеда).
  • Использование волшебных предметов и помощников (передача герою оберегающих его предметов-талисманов, внушение чувства защищенности и уверенности);
  • Совет мудреца. Например, главный герой получает совет крайне уважаемого персонажа в волшебной стране и следует ему.
  • А теперь герой самостоятельно преодолевает все препятствия.

Получены новые знания, опыт правильного поведения, но он еще должен перейти во «внутренний план» и стать собственным. Со стороны друзей ещё необходимы подбадривание, похвала, которые придают уверенности в себе и собственных силах. На этом этапе происходит преодоление своих внутренних барьеров и страхов или изменение поведения, исправление ранее сделанных ошибок.

  • Осознание самого себя в новом качестве в результате одержанных побед.

Наконец-то герой становиться уверенным, что делает все правильно, потому что он получает положительную обратную связь от окружающих, конфликтных ситуаций больше не возникает. Герой понимает, он справился со всеми сложностями и стал другим.

  • Позитивный финал – торжество, на котором все отдают должное особым заслугам герояПолучение новых возможностей благодаря победе над собой.
  • Вопросы к сказке. Их также можно придумать вместе с ребенком. Проработка вопросов дает ребенку обратную связь, т.е. как могут оценивать поведение главного героя окружающие и что они при этом чувствуют.

О чем эта сказка, чему она нас учит?

Почему герой поступает именно так?

Чего он хотел на самом деле?

Как герой решает проблему, какой способ поведения или решение выбирает? Какие эмоции приносит поведение героя окружающим? Какие эмоции вызывает каждый из эпизодов и почему? Кто же такой по-сути главный герой?

 Замечательные приемы, которые помогут Вам творчески подойти к написанию собственных сказок, описаны в книге «Грамматика фантазии» итальянского детского писателя Джанни Родари.

  • Бином фантазии. Предложите малышу задумать что-нибудь живое, а сами придумайте слово, обозначающее неживой предмет, а затем придумайте историю используя эти слова.
  • Ввести уже в известную ребенку сказку комического персонажа или придумать продолжение.
  • Игра - наоборот. Несоответствие характера образу, например как в известном мультике «Погода была прекрасная, принцесса была ужасная ….»
  • Встреча персонажей из разных сказок. Например, Баба-Яга вышла замуж за принца, Колобок как-то раз увидел Карлсона и т.п.
  • Исчезновение предмета, который в контексте истории крайне необходим. Например, пропало Солнце, бумага, ветер и что же произошло дальше?
  • Необычный герой – предмет, который оживает, или существо, которое вообще не существует в природе и придумано Вами.
  • Сказка, где Ваш ребенок является главным действующим персонажем. Здесь важно, чтобы он выглядел как можно более сильным, умелым, справляющимся со всеми сложностями на пути (даже если в жизни он неуверенный, робкий, застенчивый). Так родители могут передать своему ребенку надежду на успех авансом.

Приёмы  работы  с готовыми сказками:

Чтение  сказки  и её анализ

Цель — осознание, интерпретация того, что стоит за каждой

сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета, за поведением героев.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

  • О чём сказка?
  • Что запомнилось больше всего?
  • Какие герои запомнились? Почему?
  • Что случилось с тем или иным персонажем?
  • Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
  • Какие чувства, какое настроение после сказки?
  • Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
  • Случались ли у тебя похожие ситуации?
  • Чему мы можем научиться у этой сказки?

Рассказывание сказок:

  • Рассказывание сказки  от первого  или  третьего  лица

     Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других  действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая. «Давайте попробуем рассказать историю Колобка глазами Бабы-Яги, Лисы, Василисы Премудрой или  пенька, на котором сидел Колобок».

  •  Групповое рассказывание сказок. Каждый  из группы детей по очереди

      рассказывает маленький кусочек известной всем сказки.

  • Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения.
  • Групповое придумывание сказки. Первый ребенок  говорит первую фразу: «В   некотором царстве, в некотором государстве…», следующий ребенок присоединяет  к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает развивать  произвольную память; фантазию и воображение; умение выражать свои мысли; умение слушать.

Проигрывание эпизодов сказки, драматизация

Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые

эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции, проигрывание сказки в

ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо

отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно

будут проиграны.

Постановка сказок с помощью кукол

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается

на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои

движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с

куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые

обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

Рисование по мотивам сказки

-     рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

  • любимого сказочного героя,
  • сказочной страны
  • Рисуя или работая с различными материалами ребенок воплощает все, что его волнует, чувства и мысли, освобождаясь от тревоги или

      другого чувства, которое беспокоило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие речи детей-инофонов средствами изобразительного искусства"

МБДОУ ДС ОВ «Брусничка» г. Новый Уренгой обеспечивает воспитание и обучение детей, в семьях которых принято общаться на родном языке. Перед педагогами нашего коллектива ежедневно стоит проблема воспи...

Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"

Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....

«Использование фольклора в развитии речи детей, как средство формирования целостной картины мира».

Интеграция областей: художественно эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, с использованием фольклорных произведений....

Тема: Родительское собрание."Развитие речи детей, как средство повышения педагогической культуры родителей 2 младшей группы с использованием интерактивных форм и методов работыРодительское

Родительское собрание проводится в форме путешествия по станциям.Станция " Творческая", станция " Сказочная",станция " Наши руки не для скуки", станция " Игровая". Родители знакомятся с речевыми играм...

Отчет по самообразованию Тема: «Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром в семье и детском саду».

Одна из характерных и ярких черт дошкольников – любознательность.Важно с самых первых шагов ребёнка научить его целостному взгляду на мир, дать представить неполную, но целостную картину мира.Ребёнок ...