Использование дидактических игр и упражнений в формировании у детей с ОНР навыков употребления предлогов
статья по развитию речи (старшая группа)

Анисимова Татьяна Игоревна

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии ребенка, поскольку именно грамматический строй является тем творческим началом, которое обеспечивает использование других языковых средств – лексических и фонетических в связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и упражнений в формировании у детей с ОНР навыков употребления предлогов

Анисимова Т.И.

Формирование грамматического строя речи занимает особое место в речевом развитии ребенка, поскольку именно грамматический строй является тем творческим началом, которое обеспечивает использование других языковых средств – лексических и фонетических в связной речи.

Всеми исследователями общего недоразвития речи отмечается большое количество разнообразных аграмматизмов, среди которых при использовании существительных встречаются множественные нарушения формоизменения существительных, в том числе, нарушения понимания и употребления предложно-падежных форм существительных с пространственным значением. Среди ошибок большинство авторов отмечают нарушение употребления предлогов (пропуски, редукция, смешения) [3].

Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения лексическими и грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексики и грамматической стороны речи [1].

Мы считаем, что формирование навыка употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет наиболее эффективным при использовании игровых средств: дидактических игр, игр-упражнений, игр-инсценировок.

Игры и игровые упражнения, направленные на формирование навыков употребления предлогов, включались в фронтальные и индивидуальные занятия как элемент игры или своеобразной физкультминутки.

Следует отметить, что работа над предлогами проводилась поэтапно. На первом подготовительном этапе осуществлялась работа по формированию пространственных ориентировок, уточнялось понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами: «НА», «ПОД», «В», «ЗА», «К», «ОТ», «ПО». С этой целью проводились следующие игры и игровые упражнения: «Стройся!», «Стройка», «Куда закатился мяч?», «От чего?», «Прятки» и др. [2].

На втором основном этапе работы велась работа над формированием у детей представлений о лексическом и грамматическом значениях предлога как средстве выражения связи между словами в словосочетании. В начале давалось определение и понятие предлогов: детям объясняли, что такое «предлог», называя его «маленьким словом», которое нужно различать на слух и правильно употреблять в предложении, учили выделять предлог хлопком в ряду «маленьких слов» (игры «Хлопки», «Послушай и покажи»). Далее дошкольникам предлагались задания на понимание обобщенного значения предлога: «Ваза стоит на полке. Где ещё может стоять ваза? (на столе, на окне, на комоде)» и т.д. Объясняли детям, что предлог НА – означает нахождение предмета на поверхности чего-то (на столе, на шкафу и т. д.); В - внутри чего-то (в столе, в шкафу и т.д.); ПОД – внизу под чем-то (под столом, под шкафом и т.д.) и т.д., активно используя схемы предлогов. На данном этапе проводились следующие игры и упражнения: «Незнайкины ошибки», «Во что завернём игрушку?», «Где был Буратино», «Волшебный кубик» [4].

Так, к примеру, в игре «Накрой стол для Буратино» дошкольники учились составлять предложения с предлогом «В», обозначающим значение направления действия: «Конфеты кладём... (в конфетницу). Салфетки кладём... (в салфетницу). Хлеб кладём... (в хлебницу). Масло кладём... (в маслёнку). Молоко наливаем... (в молочник). Сахар кладём... (в сахарницу)». А в игре «Кто, где спит» составляли предложение с предлогом «В», обозначающим местонахождение предмета [2].

Правильность усвоения навыка закреплялось в игре «Незнайкины ошибки» – заданиями на выбор предлога, соответствующего заданной ситуации, например, «Яблоки лежат ПОД столе, кошка сидит НА столом. Какие «маленькие» слова надо изменить?»

После изолированной работы над отдельными предлогами проводилась дифференциация нескольких предлогов играх и упражнениях: «Поезд», «Будьте внимательны», «Маша-растеряша», «Подними нужную схему», «Исправь ошибки Незнайки». Например, в игре «Поезд» дети учились дифференцировать предлоги В, НА, ПОД. Воспитанникам необходимо было придумать предложение с предлогом по картинке и правильно вставить картинку в нужный «вагон» (в одном вагоне - вещи, про которые можно придумать предложение со словом НА, а в другом - со словом ПОД) [3].

На третьем этапе работы – заключительном, осуществлялось закрепление употребления предложных конструкций дошкольниками в своих самостоятельных высказываниях. С этой целью проводились игры и подстановочные игровые упражнения на составление словосочетаний и предложений: «Составь предложение», «Составь предложение по картинке», «Составь предложение по схеме», «Помоги Незнайке» (вставить пропущенный предлог) и др.

Приобретенные навыки автоматизировались в играх-упражнениях: «Посчитай, сколько слов в предложении», учились выделять предлог как «маленькое» слово в потоке речи, составление предложений и коротких рассказов с предлогами.

При составлении детьми предложений с предлогами использовались сюжетные и опорные картинки, вопросы, выкладывание схем предложения. При этом определялось количество слов в предложении. Каким по счету словом является предлог, при этом всегда обращалось внимание детей на то, что предлог – отдельное маленькое слово, тем самым закрепляя представление о предлогах как отдельных словах.

Итак, разработанная нами система работы, состоящая, из игр и игровых упражнений показала достаточно широкие возможности для формирования навыка употребления предлогов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Список литературы

  1. Ковригина Л.В. Логопедическая работа по формированию предложно-падежных форм существительных у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореферат дис. / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2002. - 16 с.
  2. Мусейбова Т.А. Развитие пространственных отношений и отражение их в речи детей дошкольного возраста. //Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. — М.: Изд-во АН РСФСР, 1961. -С.89-95.
  3. Рудакова Н. П. Формирование предлогов в речевой практике детей с общим недоразвитием речи. // Логопед. 2007. №5 С.12.-19.
  4. Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М.: Гном и Д, 2005. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...

использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи

дидактические игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя речи...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию воздушной струи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо, прежде всего, научить его правильно дышать. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха: воздушная струя осуществляет одн...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни

Дидактические игры и упражнения являются одним из эффективных средств формирования морфологической стороны речи у детей шестого года жизни. Способствует согласованному развитию у ребёнка психических п...

Использование дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности ДОО

В данном выступлении рассматривается игровой метод обучения детей дошкольного возраста с ОНР, как одно из наиболее эффективных средств развития и обучения....