Консультация для воспитателей: «Игровые приёмы обучению речи малышей»
консультация по развитию речи (младшая группа)
Дидактическая игра - эффективное средство умственного развития ребёнка, в формировании его речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_didakticheskih_igr_v_razvitii_rechi_detey_mladshey_gruppy.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Долгое Вейделевский район Белгородская область
«Игровые приемы обучению речи малышей»
(консультация для педагогов)
воспитатель: Кравцова Оксана Геннадьевна
Роль дидактических игр в развитии речи детей младшей группы.
Развитие речи - одно из важнейших направлений педагогической деятельности, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. И для того, чтобы правильно формировать речь ребенка, развивать у детей связную речь, пополнять и активизировать словарь народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Исследования показали, что дидактическая игра – эффективное средство умственного развития ребенка, формирования его речи, воображений, суждений, умозаключений. Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно – развитию речи детей. Задача многих дидактических игр и состоит в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
Все дидактические игры разделяют на три основные вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно- печатные и словесные игры. Например, игры с предметами. Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам. Играя, дети учатся правильно называть предметы. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них выражены цвет, форма, назначение, материал, из которого они сделаны, величина. В играх с предметами совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
Настольно- печатные игры: например, подбор картинок по парам. Для детей младшей группы подходит самое простое задание- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых шапочек, одинаковых по цвету, фасону. Сюда можно отнести еще такое задание- составление разрезных картинок. Для игр в младшей группе картинки разрезаются на 2-4 части, на них изображается один предмет: игрушка, растение, предметы одежды.
Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, можно прибегнуть к имитации движений, скажем рабочего, или к подражанию движениям животного, его голосу. Например, в игре «Отгадай, кто это?» ребенок, взявший у водящего карточку, внимательно ее рассматривает, затем изображает звук и движения (кошки, собаки, петуха).Такое задание дается в игре с детьми младшей группы. В таких играх воспитатель не только развивает речь детей, но и воображение, творчество.
Третий вид дидактических игр - это словесные игры. В младшей группе, игры по словам направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.
Организуя дидактическую игру, следует тщательно подготовить дидактический материал (игрушки, разные предметы, картинки), причем эти предметы должны быть определенных цветов; из материалов разного качества и назначения; соответствовать назначению и поддаваться усилием детских рук. Разнообразие цветов, материала дает богатые возможности для развития речи детей. В дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью. В младшей группе организуя дидактическую игру, воспитатель должен помнить, что игра продолжается от 3 до 5 минут. Маленькие дети сами не могут провести дидактическую игру, не могут реализовать ее замысел, поэтому воспитатель выступает в роли руководителя. Следует помнить и о том, что малышей влечет само действие, поэтому наглядность на них действует сильнее, чем слово, и поэтому объяснение правил нужно объединить показом действий. Словесные обращения воспитателя к детям- объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы- и другие формы речи служат на занятиях с детьми раннего возраста для развития понимания речи взрослого.
Соблюдая дидактические принципы и внимательно, продуманно организуя детей на занятиях, воспитатель обеспечивает прочное усвоение сведений и умений всей группой.
Решающую роль играет при этом тщательная подготовка воспитательницы к занятию. Важно, чтобы она сама хорошо умела пользоваться материалом, который предлагает детям. Если, например, по ходу занятия кукла должна пройти по столу или поплясать, полезно предварительно проделать с нею эти движения и найти наиболее интересные, выразительные; продумать, как лучше расположить игрушки, предметы, которые дети будут рассматривать, различать, называть.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиями. Эта радость во время проведения дидактических игр, является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего развития речи детей младшего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровые приемы обучения речи малышей"
Развитие речи - одно из важнейших направлений педагогической деятельности, призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка....
Консультация для воспитателей "Игровые приемы обучения дошкольников творчеству"
Игра в дошкольном возрасте один из любимых видов деятельности детей. Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре позволяет педагогам использовать игровые приемы на занятиях по и...
Консультация для воспитателей: «Игровые приёмы в духовно- нравственном воспитании детей»
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое, в духовный мир ребенка,вливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – э...
Консультация для воспитателей "Игровые приёмы по формированию фонематического восприятия у дошкольников»
Система дидактических игр направленных на развитие фонематического восприятия....
Консультация для воспитателей: «Игровые приёмы в духовно- нравственном воспитании детей»
Консультация для воспитателей:«Игровые приёмы в духовно- нравственном воспитании детей» ...
Консультация для воспитателей «Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»
Одной из актуальных проблем современности является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьно...
Консультация для воспитателей: «Игровые приёмы в духовно- нравственном воспитании детей»
.о. Саранск «Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое, в духовный мир ребенка, вливается живительный поток представлений, понятий. Игр...