.о. Саранск
«Без игры нет, и не может быть полноценного развития.
Игра – это огромное светлое окно,
через которое, в духовный мир ребенка,
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности».
Василий Александрович Сухомлинский.
Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственных качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.
Формирование духовно - нравственных основ важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник, зависит не только его успешное обучение в школе.
Проблема нравственного развития дошкольников стояла перед педагогами всегда. Особенно она актуальна и в связи с тем, что в последние годы отмечается рост детской возбудимости, негативизма, агрессивности, тревожности и страхов. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании. Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать о своей Родине, крае, месте, где они живут.
Проанализировав многие программы по духовно-нравственному воспитанию мы увидели, что многие из них представляют из себя либо просто краткое тематическое планирование, либо набор примерных тем, либо эти программы не рассчитаны на дошкольный возраст. И из всего изученного мы остановились на программе «Мир прекрасное творение» автора Любови Петровны Гладких. Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключаются в том, что – это не просто определенный цикл занятий, а, прежде всего, живое содержание, связанное с церковным календарем и его праздниками, которые задают смысл разнообразной детской деятельности в разных видах занятий, игр. Важнейшей особенностью содержания является то, что оно не только наполнено высшими духовно-нравственным и культурным содержанием, здесь не просто идет формирование ручных умений и навыков, а все становится действенным и значимым.
Духовно-нравственное воспитание – это очень долговременный процесс. Он предполагает внутреннее изменение каждого ребенка, которые может найти отражение не здесь и не сейчас, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости работы. Актуальность этого отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
ФГОС ДО закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников, дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания. Исходя из целевых ориентиров, можно выделить следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- ребенок проявляет инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, конструировании и др. ;
- ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуацию, в том числе игровую и учебную;
- способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолению сиюминутных побуждений, доводит начатое дело до конца и др.
Основные задачи, которые мы ставим перед собой в работе с детьми:
1. Расширять представления о культуре, праздниках и традициях русского народа.
2. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений.
3. Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к семье, к малой Родине, к родной стране.
4. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.
5. Вовлекать родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Игра – это великий учитель, педагог для всех детей. Именно в играх дети познают мир, делают свои маленькие и большие открытия, узнают новое и неизведанное. В своей работе воспитатели используют различные виды игр: игры – занятия, игры – упражнения, театрализованные игры, дидактические игры и др.
В своей работе мы используем следующие игровые приемы :
- приход или встреча сказочного героя, героя популярного мультфильма, детской передачи.
- получение письма с просьбой о помощи, посылки и т. п.
- внесение волшебного предмета (клубочек ниток, ящик, сундучок, волшебная палочка)
- дети отправляются в путешествие, в гости, на прогулку и т. д.
- по сюжету сказки (по сюжету сказки)
- использование загадки, чтение стихотворения, рассказ сказочной истории и др.
Детям очень нравится игра «Мешочек добрых дел», «Волшебный сундучок». Темы самые различные: «Чудесные предметы», «Волшебные существа», «Сказочные герои». Эта игра хороша тем, что помимо того, что затрагивается проблема нравственности, параллельно развиваются также воображение ребенка, речь, творческие способности. Например, ребенок достаёт карточку с изображением скатерти-самобранки. Далее он придумывает для каких добрых дел она может пригодится: поможет маме быстрее накрыть на стол и т. д.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с православными традициями утрачен. Взаимодействие сотрудников и родителей в деле духовного воспитания детей проходит через : НОД и праздники, совместные мероприятия детей и мам, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей. В самом начале учебного года мы продумали план совместной работы.
Наша совместная работа с родителями дает большое душевное тепло детям, помогает им понять, что такое доброе, сердечное отношение в семье.
В нашем детском саду совместно с родителями организуется проведение сезонных праздников: осенью - «День Матери», «Синичкин день», зимой - «Рождество», весной - «Праздник птиц», «Пасха», летом - «Троица», «Яблочный спас». Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рисуют героев сказки, и, даже, ведущих, рассказывают в семье о своих впечатлениях и пытаются быть похожими на героев представления, которые помогали пожилым, защищали слабых, просили прощения, если провинились, или прощали обидчикам.
Также дети знакомятся с такими праздниками как «Покров Пресвятой Богородицы», «Вербное воскресенье», «День любви, семьи и верности».
Мы стараемся, чтобы дети в нашем детском саду жили в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь, лучшее, что начнет формироваться в дошкольные годы, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и будет иметь огромное влияние на последующее развитие и духовно – нравственное достижение человека.
Работа по духовно-нравственному воспитанию детей в нашем детском саду, проходит через все образовательные области и реализуется, начиная с младшей группы.
Вот наши простые правила детского общения:
Чаще говори: давай дружить, давай играть.
Играй честно.
Зовут играть – иди, не зовут – попросись, это не стыдно.
Не дразни, не выпрашивай ничего. Никогда два раза ни о чем не проси.
Начав одно дело, доводи его до конца.
Разговаривая, умей слушать и понимать.
Не перебивай в разговоре.
Будь заботливым, внимательным, умеющим прийти на помощь.
Сам ни к кому не приставай, не ябедничай за спиной товарищей.
И последнее. Нужно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагога, который занимается духовно-нравственным воспитанием дошкольников. Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир.
В заключение хочется отметить, что систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.