Консультация для педагогов: Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность.
статья по развитию речи
Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка. По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации.
Невербальная коммуникация не предполагает использование звуковой речи в качестве средства общения.
Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
«Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
«Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
«Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
«Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
•сотрудничать;
•слушать и слышать;
•воспринимать и понимать информацию;
•говорить самому.
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте. Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 15.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных способностей дошкольников
через игровую деятельность.
Коммуникация - это элемент общения, в ходе которого осуществляется обмен различными представлениями, идеями, интересами, чувствами.
Принято выделять два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальная и невербальная.
Вербальная коммуникация в качестве знаковой системы использует речь и предполагает усвоение языка. По мнению исследователей, речь является самым универсальным средством коммуникации.
Невербальная коммуникация не предполагает использование звуковой речи в качестве средства общения.
Невербальная коммуникация - это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.
Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в д/саду, дома, во дворе, во время выездов на природу – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Особое внимание следует уделять технике речи, т. е. правильному дыханию, дикции, умению управлять своим голосом и т. д. С этой целью можно использовать скороговорки, соревновательное и игровое начало которых очевидно и привлекательно для детей.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
Цель. Развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ.
«Цветочек», «Одуванчик», «Свеча», «Погрей руки», «Бурлящая вода», «Пускание мыльных пузырей».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале гласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением гласных звуков.
«Эхо», «Вьюга», «В лесу», «Ауканье».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале согласных звуков.
Цель. Отработка удлиненного выдоха через рот с одновременным произношением согласных звуков.
«Трубач», «Каша кипит», «Гуси шипят», «Шар лопнул», «Насос», «Лыжник».
Дыхательно-голосовые игры и упражнения на материале слогов.
Цель. Тренировка удлиненного выдоха через рот с одновременным проговариванием слогов.
«Часики», «Паровозик», «Дровосек», «Лови мяч», «Волшебная палочка».
Игра наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Особая роль отводиться художественной литературе. Заучивая литературные диалоги и передавая их в инсценировании стихотворений, дети заимствовали различные формы инициативных и ответных реплик.
Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманных, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Игровые задания подбираются по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха предлагаются подвижные игры, позволяющие детям расслабиться.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
•сотрудничать;
•слушать и слышать;
•воспринимать и понимать информацию;
•говорить самому.
Помните: каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим. Учитывайте это в общении с ним и всячески подчеркивайте. Научитесь не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...
Консультация для педагогов "Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность "
Данная консультация предназначена для педагогов дошкольных учреждениий....
Презентация на тему «Развитие социально-коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»
Презентация повествует о том, как развивать социальные и коммуникативные способности дошкольников через игры....
Развитие коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность.
laquo;Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему...
Консультация для педагогов Формирование математических способностей дошкольников через сказку.
Подготовке детей к основам математики отводится важное место. Это можно объяснить началом обучения с раннего возраста, избытком информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к ко...
Презентация «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»
Презентация «Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность»...
Мастер-класс для педагогов «Развитие коммуникативных способностей детей через игровую деятельность»
laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»....